Напоминание

Особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации

Автор: Огирева Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "НШООВЗ №1"
Населённый пункт: Г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Огирева Людмила Валентиновна,

воспитатель дошкольной группы

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №1»

г. Нижневартовск

Особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации

Аннотация. Данная статья построена на материалах из опыта работы воспитателя

дошкольной

группы

и

предназначена

педагогам,

работающим

с

кохлеарноимплантированными

детьми

дошкольного

возраста

в

специальных

образовательных учреждениях и педагогам использующим инклюзивное образование в

дошкольных учреждениях. В статье раскрываются методы и принципы слухоречевой

реабилитации детей дошкольного возраста прошедших кохлеарную имплантацию .

Ключевые слова. Кохлеарная имплантация (КИ), речевое развитие, игра, словарный

запас, нарушенный слух.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным

направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает

значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира. Эта

сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки,

воспринимаемые через имплантат,

искажены. Дети плохо слышат различия между

звуками, а это ухудшает разборчивость речи.

Они с трудом узнают голоса людей,

медленно обрабатывают речь. Требуется продолжительная слухоречевая реабилитация,

чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность

реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет

3 – 5 и более лет и зависит от возраста ребенка в момент проведения операции и его

индивидуальных особенностей.

Наша задача предоставить детям с КИ максимум условий для индивидуального

развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей. В своей работе с

кохлеарноимплантированными детьми

использую следующие принципы:

принцип

дифференцированного обучения; систематичность и последовательность; доступность;

обучение от простого к сложному.

При работе с кохлеарноимплантированными детьми соблюдаю определённые условия:

при разговоре с ребенком нахожусь со стороны КИ; подбираю материал адекватный

возрасту и уровню развития ребенка;

повторение ранее изученного материала

осуществляю с частичной новизной;

привлекаю ребенка к совместной деятельности,

формирую действенное участие в познании окружающего мира при выполнении действий

ребенком с предметами, которые обозначаются словом; постоянно и обязательно

произвожу соотнесение слова с предметом, действием, явлением, признаком; использую

чёткую артикуляцию; многократное повторение слов и фраз; предварительно привлекаю

внимание ребёнка к слушанию; подчёркиваю, (выделяю голосом) ключевые слова во

фразе; выделяю голосом наиболее тихие слова или части слов в предложении (приставки,

предлоги, окончания слов, безударные слоги); использую интонационно окрашенную

речь.

Отличительная черта реабилитационных занятий с детьми - их игровая форма и

разнообразие видов деятельности. Развитие речевой активности детей осуществляю во

всех

режимных

моментах,

совместной,

индивидуальной

и

непосредственно

образовательной деятельности. Для этого использую различные средства общения, во-

первых, это устная речь, письменная речь – таблички с написанными словами и фразами.

Во-вторых, применяю естественные жесты, мимику и движения тела, взгляды. Это

облегчает ребенку освоение значения слова.

Во время занятий с детьми использую

различные игры: с барабаном,

баночками с разными наполнителями,

игры по

классификации предметов или картинок с объектами, игру в лото, ладушки (восприятие -

воспроизведение ритма) и др.

При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время будет

нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления,

понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы. На начальном

этапе включения детей в речевую деятельность неоднократно приходится повторять

слова, инструкцию, медленно проговаривая. Но постепенно понимание обращенной речи

развивается, у имплантированных воспитанников накапливается слухоречевой словарь.

У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или

картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому для

обогащения словарного запаса детей использую игры, в которых ребенок осматривает

предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые

пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания знакомлю детей с новыми словами так,

чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус,

осязание.

Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью

дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды

дидактических

игр

(предметные,

настольно-печатные,

словесные)

активизируют

мыслительную

речевую

деятельность

ребёнка.

Кроме

того,

они

предотвращают

утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность

коррекционной работы в целом. Игры подбираем совместно с учителем-дефектологом с

учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей группы.

Например, «Один много» – цель:

закрепить умение образовывать существительные

множественного числа. «Какой предмет лишний», «Назови кто (что) это?» – цель:

расширять словарь по теме, умение подбирать обобщающие слова. «Кто, что делает?» –

цель: обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами).

«Чего не

стало?» – цель: развивать внимание и зрительную память, активизировать словарь по теме

и др.

Дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с

ребенком со стороны КИ во время игры, чтения и рассматривания книжки, а не напротив.

В этом случае он будет хорошо слышать речь и при этом, не видя движений губ,

внимательно слушать.

При прохождении тем «Дикие и домашние животные», «Птицы»,

«Растения», «Город, улица» использую натуральные фотографии, которые отображают

реальный вид предметов и живых существ.

При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе в старшем

возрасте используем чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и

написанное слово помогает запомнить, как они произносятся. Глобальное чтение (чтение

целыми словами) играет большую роль у детей с КИ в развитии языковой системы и речи.

Читая слово, ребёнок запоминает, как называется предмет.

Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией

движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяем много внимания.

С этой целью подобраны пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю

коррекционную

гимнастику,

НОД,

физминутки

и

мини-разминки.

Словесное

сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию

интонационной

выразительности

речи,

развитию

слухового

внимания

и

памяти,

восприятию ритма речи.

В таких видах деятельности как прогулки, чтение и последующее инсценирование

рассказа детьми, показ сказки на фланелеграфе, заучивание и чтение стихов происходит

активное накопление и развитие активного словаря детей с КИ. Все это развивает

внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

Всегда внимательно слежу за речью ребенка: слушаю, как он говорит, и повторяю за ним

все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых

слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет

важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении

грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания

потешки,

стихотворения и подсказывания нужного слова, например: « Ваня, Ваня, где ты был?

Куда, Ванечка, ходил? Я ходил в лесочек. Что видал? Пенёчек. Под пенёчком грибок!

Хвать, да в кузовок!». Ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать

затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему.

Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения

словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных

рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного

рода

схематические

изображения

и

с

успехом

пользуются

ими.

Занимаясь

по

индивидуальной карточке (зрительная опора), ребёнок проговаривает последовательность

действий, и задание выполняется легче. Умелое использование всех перечисленных

приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

Речевое развитие детей с КИ является многоплановым процессом. В совместной

деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой

деятельности происходит постоянное общение детей с КИ со сверстниками и взрослыми

людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас,

формируется грамматически правильная речь.

Принципиальная особенность реабилитационного процесса дошкольников – вовлечение

родителей в этот процесс. На родительских собраниях обучаем родителей общим

принципам развития слухоречевых навыков у ребенка, даем задания, которые они должны

выполнять с ребенком дома. Регулярно информируем родителей о тематике занятий,

рекомендуем, какой словарь необходимо закрепить дома с ребенком по той или иной

теме. В уголке для родителей помещаем информацию о том, как активизировать развитие

речи ребенка с КИ дома.

Важно, чтобы родители дома постоянно стимулировали ребенка

использовать речь для общения. Они должны давать образцы речевых ответов для

малыша «попроси», «скажи», «дай», «дай биби».

Результаты развития устной речи у детей различны. Однако при условии интенсивной

помощи родителей через 1–2 месяца занятий ребенок начинает активно имитировать

интонацию, другие просодические характеристики речи окружающих людей, у него

удается сформировать около 10 слов по имитации, включая звукоподражания.

Через 1,5 года с момента проведения операции у него формируется умение строить

высказывание из нескольких слов («Это дом», «Вот кот», «Зайка упал», «Привет», «Пока»

и др.), экспрессивный словарь ребенка составляет не менее 100 слов.

Используя

рекомендации

И.В.

Королевой

в

своей

коррекционной

работе

с

кохлеарноимплантированными

детьми, наблюдаем

положительную динамику в

развитии. У детей появляется самостоятельная речь. В самостоятельной речи полные

слова, фразы. Расширяется активный, пассивный словарь, слуховой. Целенаправленная

комплексная работа, включающая в себя развивающую среду, условия для развития

речевой деятельности и речевого общения, грамотное педагогическое руководство,

способствует

становлению

у

детей

с

кохлеарным

имплантом

тенденции

к

самореализации, которая выражается в развитии у них чувства уверенности в своих силах,

развивает понятийную и коммуникативную функции речи, а также способствует

успешной адаптации в социуме.

Список литературы:

1. И.В. Королева / Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и

взрослых: Учебное пособие – СПб.: КАРО, 2009.

2. И.В. Королева, П. Янн. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. –

СПб.: КАРО, 2011.