Автор: Огирева Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "НШООВЗ №1"
Населённый пункт: Г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации
Огирева Людмила Валентиновна,
воспитатель дошкольной группы
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»
г. Нижневартовск
Особенности развития речи детей после кохлеарной имплантации
Аннотация. Данная статья построена на материалах из опыта работы воспитателя
дошкольной
группы
и
предназначена
педагогам,
работающим
с
кохлеарноимплантированными
детьми
дошкольного
возраста
в
специальных
образовательных учреждениях и педагогам использующим инклюзивное образование в
дошкольных учреждениях. В статье раскрываются методы и принципы слухоречевой
реабилитации детей дошкольного возраста прошедших кохлеарную имплантацию .
Ключевые слова. Кохлеарная имплантация (КИ), речевое развитие, игра, словарный
запас, нарушенный слух.
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным
направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает
значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира. Эта
сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки,
воспринимаемые через имплантат,
искажены. Дети плохо слышат различия между
звуками, а это ухудшает разборчивость речи.
Они с трудом узнают голоса людей,
медленно обрабатывают речь. Требуется продолжительная слухоречевая реабилитация,
чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность
реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет
3 – 5 и более лет и зависит от возраста ребенка в момент проведения операции и его
индивидуальных особенностей.
Наша задача предоставить детям с КИ максимум условий для индивидуального
развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей. В своей работе с
кохлеарноимплантированными детьми
использую следующие принципы:
принцип
дифференцированного обучения; систематичность и последовательность; доступность;
обучение от простого к сложному.
При работе с кохлеарноимплантированными детьми соблюдаю определённые условия:
при разговоре с ребенком нахожусь со стороны КИ; подбираю материал адекватный
возрасту и уровню развития ребенка;
повторение ранее изученного материала
осуществляю с частичной новизной;
привлекаю ребенка к совместной деятельности,
формирую действенное участие в познании окружающего мира при выполнении действий
ребенком с предметами, которые обозначаются словом; постоянно и обязательно
произвожу соотнесение слова с предметом, действием, явлением, признаком; использую
чёткую артикуляцию; многократное повторение слов и фраз; предварительно привлекаю
внимание ребёнка к слушанию; подчёркиваю, (выделяю голосом) ключевые слова во
фразе; выделяю голосом наиболее тихие слова или части слов в предложении (приставки,
предлоги, окончания слов, безударные слоги); использую интонационно окрашенную
речь.
Отличительная черта реабилитационных занятий с детьми - их игровая форма и
разнообразие видов деятельности. Развитие речевой активности детей осуществляю во
всех
режимных
моментах,
совместной,
индивидуальной
и
непосредственно
образовательной деятельности. Для этого использую различные средства общения, во-
первых, это устная речь, письменная речь – таблички с написанными словами и фразами.
Во-вторых, применяю естественные жесты, мимику и движения тела, взгляды. Это
облегчает ребенку освоение значения слова.
Во время занятий с детьми использую
различные игры: с барабаном,
баночками с разными наполнителями,
игры по
классификации предметов или картинок с объектами, игру в лото, ладушки (восприятие -
воспроизведение ритма) и др.
При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время будет
нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления,
понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы. На начальном
этапе включения детей в речевую деятельность неоднократно приходится повторять
слова, инструкцию, медленно проговаривая. Но постепенно понимание обращенной речи
развивается, у имплантированных воспитанников накапливается слухоречевой словарь.
У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или
картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому для
обогащения словарного запаса детей использую игры, в которых ребенок осматривает
предметы, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые
пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания знакомлю детей с новыми словами так,
чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание.
Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью
дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды
дидактических
игр
(предметные,
настольно-печатные,
словесные)
активизируют
мыслительную
речевую
деятельность
ребёнка.
Кроме
того,
они
предотвращают
утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность
коррекционной работы в целом. Игры подбираем совместно с учителем-дефектологом с
учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей группы.
Например, «Один много» – цель:
закрепить умение образовывать существительные
множественного числа. «Какой предмет лишний», «Назови кто (что) это?» – цель:
расширять словарь по теме, умение подбирать обобщающие слова. «Кто, что делает?» –
цель: обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами).
«Чего не
стало?» – цель: развивать внимание и зрительную память, активизировать словарь по теме
и др.
Дети с КИ не нуждаются в использовании сопряженной речи, необходимо сидеть рядом с
ребенком со стороны КИ во время игры, чтения и рассматривания книжки, а не напротив.
В этом случае он будет хорошо слышать речь и при этом, не видя движений губ,
внимательно слушать.
При прохождении тем «Дикие и домашние животные», «Птицы»,
«Растения», «Город, улица» использую натуральные фотографии, которые отображают
реальный вид предметов и живых существ.
При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе в старшем
возрасте используем чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и
написанное слово помогает запомнить, как они произносятся. Глобальное чтение (чтение
целыми словами) играет большую роль у детей с КИ в развитии языковой системы и речи.
Читая слово, ребёнок запоминает, как называется предмет.
Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией
движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяем много внимания.
С этой целью подобраны пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю
коррекционную
гимнастику,
НОД,
физминутки
и
мини-разминки.
Словесное
сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию
интонационной
выразительности
речи,
развитию
слухового
внимания
и
памяти,
восприятию ритма речи.
В таких видах деятельности как прогулки, чтение и последующее инсценирование
рассказа детьми, показ сказки на фланелеграфе, заучивание и чтение стихов происходит
активное накопление и развитие активного словаря детей с КИ. Все это развивает
внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
Всегда внимательно слежу за речью ребенка: слушаю, как он говорит, и повторяю за ним
все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых
слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет
важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении
грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания
потешки,
стихотворения и подсказывания нужного слова, например: « Ваня, Ваня, где ты был?
Куда, Ванечка, ходил? Я ходил в лесочек. Что видал? Пенёчек. Под пенёчком грибок!
Хвать, да в кузовок!». Ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать
затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему.
Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения
словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных
рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного
рода
схематические
изображения
и
с
успехом
пользуются
ими.
Занимаясь
по
индивидуальной карточке (зрительная опора), ребёнок проговаривает последовательность
действий, и задание выполняется легче. Умелое использование всех перечисленных
приёмов способствует своевременному развитию речи детей.
Речевое развитие детей с КИ является многоплановым процессом. В совместной
деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой
деятельности происходит постоянное общение детей с КИ со сверстниками и взрослыми
людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас,
формируется грамматически правильная речь.
Принципиальная особенность реабилитационного процесса дошкольников – вовлечение
родителей в этот процесс. На родительских собраниях обучаем родителей общим
принципам развития слухоречевых навыков у ребенка, даем задания, которые они должны
выполнять с ребенком дома. Регулярно информируем родителей о тематике занятий,
рекомендуем, какой словарь необходимо закрепить дома с ребенком по той или иной
теме. В уголке для родителей помещаем информацию о том, как активизировать развитие
речи ребенка с КИ дома.
Важно, чтобы родители дома постоянно стимулировали ребенка
использовать речь для общения. Они должны давать образцы речевых ответов для
малыша «попроси», «скажи», «дай», «дай биби».
Результаты развития устной речи у детей различны. Однако при условии интенсивной
помощи родителей через 1–2 месяца занятий ребенок начинает активно имитировать
интонацию, другие просодические характеристики речи окружающих людей, у него
удается сформировать около 10 слов по имитации, включая звукоподражания.
Через 1,5 года с момента проведения операции у него формируется умение строить
высказывание из нескольких слов («Это дом», «Вот кот», «Зайка упал», «Привет», «Пока»
и др.), экспрессивный словарь ребенка составляет не менее 100 слов.
Используя
рекомендации
И.В.
Королевой
в
своей
коррекционной
работе
с
кохлеарноимплантированными
детьми, наблюдаем
положительную динамику в
развитии. У детей появляется самостоятельная речь. В самостоятельной речи полные
слова, фразы. Расширяется активный, пассивный словарь, слуховой. Целенаправленная
комплексная работа, включающая в себя развивающую среду, условия для развития
речевой деятельности и речевого общения, грамотное педагогическое руководство,
способствует
становлению
у
детей
с
кохлеарным
имплантом
тенденции
к
самореализации, которая выражается в развитии у них чувства уверенности в своих силах,
развивает понятийную и коммуникативную функции речи, а также способствует
успешной адаптации в социуме.
Список литературы:
1. И.В. Королева / Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и
взрослых: Учебное пособие – СПб.: КАРО, 2009.
2. И.В. Королева, П. Янн. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. –
СПб.: КАРО, 2011.