Напоминание

"Формирование представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности"

Авторы: Большакова Наталья Александровна, Лыкова Юлия Денисовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории, студент специальности дошкольное образование
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Большакова Наталья Александровна

преподаватель Нижневартовского социально-

гуманитарного колледжа

Лыкова Юлия Денисовна

студентка специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Нижневартовского социально-гуманитарного

колледжа.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для современной образовательной системы проблема познавательного

развития детей дошкольного возрастапродолжает оставаться чрезвычайно

важной. Необходимость компетентноориентироваться в возрастающем объеме

знаний

предъявляет

иные,

чем

были

30-40

лет

назад,

требования

к

познавательному развитию подрастающегопоколения.

В

работах

отечественных

и

зарубежных

ученых

дошкольное

детствоопределяется как период, наиболее оптимальный для познавательного

развития

(В.Запорожец,

Л.С.

Выготский,

С.Л.Новоселова

и

др.).

В

исследованиях А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что

возможности умственного развития дошкольников значительновыше, чем

считалось ранее. Ребенок способен не только познавать внешние,наглядные

свойства предметов и явлений, но и может усваивать представления об

общихсвязях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной

жизни,овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.В

многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир

выступает как объект умственной, трудовой деятельностидетей и системности

познания мира. Согласно определенияО.В. Дыбиной, под предметным миром

понимаем совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной

(размером), цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их

созданием и преобразованием [2]. Автор указывает на недостаточность

внимания

развитию у детей позиции творца, эмоционально-оценочным

умениям

и

использованию

для

этого

предметного

мира,

восприятие

окружающего мира составляет основу представлений[2].

Понятия «представления о предметном мире» не имеется. В данном

исследовании под представлениями о предметном мире у детей дошкольного

возраста будем понимать возникающие в памяти человека конкретные образы

предметов,

характеризующихся

формой,

величиной

(размером),

цветом,

материалом,

строением,

функцией,

назначением,

их

созданием

и

преобразованием, которые ребенок когда-то раньше воспринимал.

Характер представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят

отстепени развития ощущений и восприятий. Представления о предметном

мире у детей формируются под действием социума, благодаря влиянию

взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших

институтовпервичной социализации ребенка[3].

Формировать

представления

о

предметном

мире

у

младших

дошкольников позволяет проектная деятельность. Т.В. Белкина и Т.Н. Захарова

в своем исследовании считают, что проектная деятельность - это дидактическое

средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и

одновременно

формирование

личностных

качеств

ребенка

[1].

Ряд

исследователей (Т.Н. Убоженко и др.) рассматривают проектную деятельность

как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога и воспитанника, как практическую деятельность по достижению

поставленной цели[4].

Проектная

деятельность

развивается

поэтапно.

И

отсутствие

необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять

самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому

активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок выступает в

качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно

исполнительском уровне.

Цель

нашей работы заключается в разработке на основе опытно-

практической работы комплекса проектов о предметном мире у детей младшего

дошкольного возраста и выявлении ее эффективности.

В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся

втом,

что

формирование

представлений

о

предметном

мире

у

детей

младшегодошкольного

возраста

будет

эффективным,

если

использовать

комплекспроектов,

направленный

на

формирование

представлений

о

предметном мире удетей младшего дошкольного возраста.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-

практическая работа на базе МБДОУ №27 «Филиппок» г.Нижневартовска. Для

проведения данной работы была отобранагруппа в 5 человек.

Для выявления уровня сформированности представлений о предметном

мире у детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии

и показатели по П.Г. Саморуковой. Диагностика авторов Т.И. Бабаевой, А.Г.

Гогоберидзе

была

модифицирована

для

изучения

сформированности

представлений о предметном мире у младших дошкольников. В качестве

примеров мы брали картинки из категорий «одежда» и «обувь», так как данные

категории наиболее привлекательны для младших дошкольников тем, что:

1) типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг;

2) это самые ближайшие предметы для ребенка - его одежда, обувь,

игрушки.

Поэтому

на

примере

этих

предметов

легко

давать

ребенку

информацию об окружающем мире;

3)

при

этом

родители

детей

неправильно

знакомят

с

данными

категориями окружающего мира, называя их более привычными для родителей

словами.

В ходе диагностических заданий на основе ответов детей можно сделать

вывод о том, что большинство детей знают названия одежды и обуви, однако

путаются в названиях. У детей уровень представлений частично соответствует

возрасту, дети затруднялись ответить на вопросы.

Также был проведен комплекс проектов, направленный на формирование

представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста.

Комплекс проектов охватывает одну тему:«Одежда. Обувь». Каждая неделя

имеет

приоритетное

направление,

по

которому

педагогами

группы,

разрабатывается мини - проект. Все мини-проекты – актуальны для детей их

возрастной

группы,

в

нем

обязательно

присутствует

новая

проблема,

интересная для дошкольников. В процессе проектирования дети выступают как

заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до

получения

результата.

В

отличие

от

проектов

педагогов,

презентация

результатов представляется продуктами детского творчества, и оформляется в

процессе коллективного творческого дела.

Особое внимание уделяем аргументированному выбору форм работы с

детьми:

это

и

разнообразные

образовательные

ситуации

в

виде

игр,

коллективных творческих дел и пр. Нам удалось преодолеть стандартный

взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей

образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех

предлагаемых коллективом педагогов проектных мероприятиях.

Данный комплекс проектов был проведен с детьми:

1. «Потерялась рукавичка»

Цель:Формирование представлений о зимней одежде.

Проблемный вопрос: Что это рукавичка или перчатка?

Продукт: Коллаж «Пара рукавичек»

2.

«Весенняя одежда и обувь»

Цель: Формирование представлений о весенней одежде и обуви, ее

значении и использовании у младших дошкольников.

Проблемный вопрос: Какую одежду надевать весной?

Продукт: Показ мод

3.

«Какую одежду надевать летом?»

Цель: Формирование представлений о летней одежде и обуви, ее

значении и использовании у младших дошкольников.

Проблемный вопрос: Какую одежду надевать летом?

Продукт: Стенгазета «Одень куклу Настю»

4.

«Одежда в детском саду»

Цель: Формирование представлений об одежде, которую носят в детском

саду.

Проблемный вопрос: Что надеть в детский сад?

Продукт: Аппликация «Цветная футболка»

5.

«Веселые сапожки бегут по дорожке»

Цель: Формирование представлений об обуви, как за ней ухаживать.

Проблемный вопрос: От какой обуви оставлен след?

Продукт: Коллаж «Следы»

6. «Брюки, шорты, штаны – всем нужны!»

Цель: Формирование представлений о предметном мире: назначение

брюк, шорт, штанов.

Проблемный вопрос: Что наденет Маша?

Продукт: Аппликация «Маша на спортивной площадке»

В

ходе

диагностических

заданий

на

контрольном

этапе

можно

сделатьвывод о том, что большинство детей знают названия одежды и

обуви,перестали путаться в названиях.Дети называли разные вещи (тапочки,

рубашку, юбку, шапку, куртку),рассказывали как каждая вещь используется

человеком. Лишь некоторые детидопустили незначительные ошибки.

Результаты контрольного этапа показали положительную динамику

уровня сформированности представлений о предметном мире у младших

дошкольников.

Следовательно,

разработанный

комплекс

проектной

деятельности позволяет повысить уровень сформированности представлений о

предметном мире у младших дошкольников.

Литература

1.

Белкина, В.Н., Захарова, Т.Н. Особенности проектной деятельности в

дошкольном образовательном учреждении// Ярославский педагогический

вестник. – 2018. – №4. – С. 131.

2.

Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с

предметным миром. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 128 с.

3.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., исправ. и доп. - М.:

Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

4.

Убоженко, Т.Н. Проектная деятельность как средство развития базовых

компетентностей

старших

дошкольников

/

Т.Н.

Убоженко

//

Современные

тенденции

развития

дошкольного

и

начального

образования. - 2018. - № 1. - С. 226-230.