Авторы: Большакова Наталья Александровна, Лыкова Юлия Денисовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории, студент специальности дошкольное образование
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
Большакова Наталья Александровна
преподаватель Нижневартовского социально-
гуманитарного колледжа
Лыкова Юлия Денисовна
студентка специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Нижневартовского социально-гуманитарного
колледжа.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для современной образовательной системы проблема познавательного
развития детей дошкольного возрастапродолжает оставаться чрезвычайно
важной. Необходимость компетентноориентироваться в возрастающем объеме
знаний
предъявляет
иные,
чем
были
30-40
лет
назад,
требования
к
познавательному развитию подрастающегопоколения.
В
работах
отечественных
и
зарубежных
ученых
дошкольное
детствоопределяется как период, наиболее оптимальный для познавательного
развития
(В.Запорожец,
Л.С.
Выготский,
С.Л.Новоселова
и
др.).
В
исследованиях А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что
возможности умственного развития дошкольников значительновыше, чем
считалось ранее. Ребенок способен не только познавать внешние,наглядные
свойства предметов и явлений, но и может усваивать представления об
общихсвязях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной
жизни,овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.В
многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир
выступает как объект умственной, трудовой деятельностидетей и системности
познания мира. Согласно определенияО.В. Дыбиной, под предметным миром
понимаем совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной
(размером), цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их
созданием и преобразованием [2]. Автор указывает на недостаточность
внимания
развитию у детей позиции творца, эмоционально-оценочным
умениям
и
использованию
для
этого
предметного
мира,
восприятие
окружающего мира составляет основу представлений[2].
Понятия «представления о предметном мире» не имеется. В данном
исследовании под представлениями о предметном мире у детей дошкольного
возраста будем понимать возникающие в памяти человека конкретные образы
предметов,
характеризующихся
формой,
величиной
(размером),
цветом,
материалом,
строением,
функцией,
назначением,
их
созданием
и
преобразованием, которые ребенок когда-то раньше воспринимал.
Характер представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят
отстепени развития ощущений и восприятий. Представления о предметном
мире у детей формируются под действием социума, благодаря влиянию
взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших
институтовпервичной социализации ребенка[3].
Формировать
представления
о
предметном
мире
у
младших
дошкольников позволяет проектная деятельность. Т.В. Белкина и Т.Н. Захарова
в своем исследовании считают, что проектная деятельность - это дидактическое
средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и
одновременно
формирование
личностных
качеств
ребенка
[1].
Ряд
исследователей (Т.Н. Убоженко и др.) рассматривают проектную деятельность
как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога и воспитанника, как практическую деятельность по достижению
поставленной цели[4].
Проектная
деятельность
развивается
поэтапно.
И
отсутствие
необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять
самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому
активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок выступает в
качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно
исполнительском уровне.
Цель
нашей работы заключается в разработке на основе опытно-
практической работы комплекса проектов о предметном мире у детей младшего
дошкольного возраста и выявлении ее эффективности.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся
втом,
что
формирование
представлений
о
предметном
мире
у
детей
младшегодошкольного
возраста
будет
эффективным,
если
использовать
комплекспроектов,
направленный
на
формирование
представлений
о
предметном мире удетей младшего дошкольного возраста.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-
практическая работа на базе МБДОУ №27 «Филиппок» г.Нижневартовска. Для
проведения данной работы была отобранагруппа в 5 человек.
Для выявления уровня сформированности представлений о предметном
мире у детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии
и показатели по П.Г. Саморуковой. Диагностика авторов Т.И. Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе
была
модифицирована
для
изучения
сформированности
представлений о предметном мире у младших дошкольников. В качестве
примеров мы брали картинки из категорий «одежда» и «обувь», так как данные
категории наиболее привлекательны для младших дошкольников тем, что:
1) типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг;
2) это самые ближайшие предметы для ребенка - его одежда, обувь,
игрушки.
Поэтому
на
примере
этих
предметов
легко
давать
ребенку
информацию об окружающем мире;
3)
при
этом
родители
детей
неправильно
знакомят
с
данными
категориями окружающего мира, называя их более привычными для родителей
словами.
В ходе диагностических заданий на основе ответов детей можно сделать
вывод о том, что большинство детей знают названия одежды и обуви, однако
путаются в названиях. У детей уровень представлений частично соответствует
возрасту, дети затруднялись ответить на вопросы.
Также был проведен комплекс проектов, направленный на формирование
представлений о предметном мире у детей младшего дошкольного возраста.
Комплекс проектов охватывает одну тему:«Одежда. Обувь». Каждая неделя
имеет
приоритетное
направление,
по
которому
педагогами
группы,
разрабатывается мини - проект. Все мини-проекты – актуальны для детей их
возрастной
группы,
в
нем
обязательно
присутствует
новая
проблема,
интересная для дошкольников. В процессе проектирования дети выступают как
заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до
получения
результата.
В
отличие
от
проектов
педагогов,
презентация
результатов представляется продуктами детского творчества, и оформляется в
процессе коллективного творческого дела.
Особое внимание уделяем аргументированному выбору форм работы с
детьми:
это
и
разнообразные
образовательные
ситуации
в
виде
игр,
коллективных творческих дел и пр. Нам удалось преодолеть стандартный
взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей
образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех
предлагаемых коллективом педагогов проектных мероприятиях.
Данный комплекс проектов был проведен с детьми:
1. «Потерялась рукавичка»
Цель:Формирование представлений о зимней одежде.
Проблемный вопрос: Что это рукавичка или перчатка?
Продукт: Коллаж «Пара рукавичек»
2.
«Весенняя одежда и обувь»
Цель: Формирование представлений о весенней одежде и обуви, ее
значении и использовании у младших дошкольников.
Проблемный вопрос: Какую одежду надевать весной?
Продукт: Показ мод
3.
«Какую одежду надевать летом?»
Цель: Формирование представлений о летней одежде и обуви, ее
значении и использовании у младших дошкольников.
Проблемный вопрос: Какую одежду надевать летом?
Продукт: Стенгазета «Одень куклу Настю»
4.
«Одежда в детском саду»
Цель: Формирование представлений об одежде, которую носят в детском
саду.
Проблемный вопрос: Что надеть в детский сад?
Продукт: Аппликация «Цветная футболка»
5.
«Веселые сапожки бегут по дорожке»
Цель: Формирование представлений об обуви, как за ней ухаживать.
Проблемный вопрос: От какой обуви оставлен след?
Продукт: Коллаж «Следы»
6. «Брюки, шорты, штаны – всем нужны!»
Цель: Формирование представлений о предметном мире: назначение
брюк, шорт, штанов.
Проблемный вопрос: Что наденет Маша?
Продукт: Аппликация «Маша на спортивной площадке»
В
ходе
диагностических
заданий
на
контрольном
этапе
можно
сделатьвывод о том, что большинство детей знают названия одежды и
обуви,перестали путаться в названиях.Дети называли разные вещи (тапочки,
рубашку, юбку, шапку, куртку),рассказывали как каждая вещь используется
человеком. Лишь некоторые детидопустили незначительные ошибки.
Результаты контрольного этапа показали положительную динамику
уровня сформированности представлений о предметном мире у младших
дошкольников.
Следовательно,
разработанный
комплекс
проектной
деятельности позволяет повысить уровень сформированности представлений о
предметном мире у младших дошкольников.
Литература
1.
Белкина, В.Н., Захарова, Т.Н. Особенности проектной деятельности в
дошкольном образовательном учреждении// Ярославский педагогический
вестник. – 2018. – №4. – С. 131.
2.
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 128 с.
3.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., исправ. и доп. - М.:
Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.
4.
Убоженко, Т.Н. Проектная деятельность как средство развития базовых
компетентностей
старших
дошкольников
/
Т.Н.
Убоженко
//
Современные
тенденции
развития
дошкольного
и
начального
образования. - 2018. - № 1. - С. 226-230.