Напоминание

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе

Автор: Татаринова Екатерина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: краткосрочный проект
Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект «Домашнее чтение»

Авторы проекта: Татаринова Екатерина Александровна

Вид проекта: исследовательско - творческий; по составу участников

- детско-взрослый.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшего возраста.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность темы: во всём мире интерес к традиционной книге

постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй

план,

уступая

место

разнообразным

устройствам:

телевизорам

и

компьютерам.

Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя

не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в

воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения

интереса к книге.

В

нашем

мире

стремительно

развивающихся

технологий,

киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться

возможности обрести верного и мудрого спутника жизни — книгу. Она

открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей

форме.

Рассматривая

обложки

и

иллюстрации

книжек,

ребёнок

совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок

дети извлекают новую информацию — так развиваются познавательно-

исследовательские

способности.

Образы

литературных

героев

и

фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх

и

рисунках

воспитанников

приобщение

к

миру

литературы

способствует

раскрытию

творческого

потенциала,

активизации

воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-

драматизации и разучиваются диалоги по ролям — уделяется внимание

речевой деятельности ребёнка.

1

Проблема: дети дошкольного возраста не знают русских народных

сказок, детских писателей и их произведений; родители не уделяют

должного внимания чтению художественной литературы. В результате

анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное

чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда

попросят сами дети. Не многие родители после прочтения книги

обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или

чаще всего не посещают детскую библиотеку.

Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо

помочь им полюбить книгу, т. к. это положительно влияет не только на

успеваемость ребёнка, но и на общее развитие. Самостоятельное,

индивидуальное посещение библиотеки ребёнком затруднительно в силу

своего возраста, поэтому возрождение традиции домашнего чтения

особенно важно.

1. Образовательные задачи:

• создание положительной мотивации к обучению чтению;

• знакомство с произведениями устного народного творчества и

авторскими произведениями;

• знакомство с классиками детской литературы;

• обучение поиску знаний в художественных текстах.

2. Развивающие задачи:

формирование

и

развитие

навыка

восприятия

образов

художественной литературы;

• развитие эмоционального отклика на содержание книг;

• развитие способности соотносить графическое изображение с

прослушанным текстом;

• формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа,

выделения главного, формулировки выводов;

2

• развитие памяти и фантазии; стимулирование речевой активности,

пополнение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи:

• привитие любви к литературе;

• воспитание бережного отношения к книге посредством изучения

правил

пользования

книжным

уголком

и

выполнение

трудовых

поручений;

• нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных

человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

Цель проекта: Способствовать становлению маленького человека

как

личности,

оказать

помощь

в

правильном

выборе

источников

информации. Повысить среди подрастающего поколения престиж чтения

и статус «читающего человека».

Задачи проекта:

• Поддерживать интерес к книгам, литературным фольклорным

произведениям различной тематики.

• Формировать гражданские черты личности посредством включения

в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о

важных событиях в истории страны.

Этапы проекта

I. Подготовительный: погружение в проект - обсуждение темы,

определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

1.Анализ книжного уголка.

2. Провести игру «Интервью». Попросить принести из дома свою

любимую книгу и рассказать о ее содержании.

3. Подбор художественной литературы

4. Изучение методической литературы, Интернет - сайтов:

Взаимодействие с родителями:

Содержание деятельности

3

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту

«Домашнее чтение».

2. Памятки: «Воспитывайте будущего читателя»; «Что и как читать

ребенку дома».

II. Содержательный: выбор и реализация идей, поиск путей решения

проблемы.

• Беседы о любимых книгах.

• Чтение детской литературы.

• Развлечение: «В гостях у сказки».

Просмотр

экранизированных

художественных

произведений,

мультфильмов.

• Закрепление за каждым воспитанником индивидуального списка

книг на период проекта.

III этап. Оценочный

- оценка реализации проекта;

Предполагаемый результат:

Родители:

- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых

тематических рубрик;

- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к

серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

-

Умеют

правильно

обращаться

с

книгой,

вести

беседы

о

прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

- Сформированы нравственные качества ребенка;

4

- Выработана потребность ежедневного общения с художественной

литературой.

5