Авторы: Елькина Елена Альбертовна, Ладыко Наталья Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Применение технологий и методов дистанционного обучения на занятиях ПМ.02 МДК.02.01 Технология изготовления лекарственных форм
Применение технологий и методов дистанционного обучения на
занятиях ПМ.02 МДК.02.01 Технология изготовления лекарственных
форм
Преподаватели Фармацевтического
филиала ГБПОУ «СОМК»:
Елькина Елена Альбертовна
Ладыко Наталья Игоревна
Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в
которой преподаватель и обучающиеся разделены между собой расстоянием,
то есть физически находятся в разных местах, что и привносит в учебный
процесс
специфические
средства
и
формы
взаимодействия.
Ранее
дистанционное обучение означало заочное обучение, но это не совсем так.
Дистанционное обучение предполагает наличие двух сторон - преподавателя
и обучающихся и постоянный процесс общения между ними, и в этом
коренное отличие дистанционного обучения от заочного, различных систем и
программ самообразования, телевизионных и радио курсов , компьютерных
программ обучения и т.д.
В настоящее время в качестве средств обучения при дистанционном
образовании используются следующие технологии: кейс – технологии, ТВ –
технологии и сетевые технологии обучения.
Под
кейсовой
технологией
следует
понимать
дистанционную
образовательную технологию, основанную на предоставлении обучающимся
различных информационно-образовательных ресурсов. Они могут быть в
виде специализированных учебно-методических комплексов на различных
носителях, предназначенных для самостоятельного обучения. Суть этого
обучения состоит в том, что обучающимся предлагается самостоятельно
осваивать знания и умения путем поиска правильных решений, разрешения
противоречий, а задача преподавателя заключается в том, чтобы направить
самостоятельный
поиск
в
нужное
русло,
избежать
заблуждений
и
стимулировать движение вперед. Но главным является самостоятельная
работа обучаемого, которая готовит будущего специалиста к непрерывному
образованию и самообразованию, формирует умение и культуру умственного
труда.
При изучении междисциплинарного курса технология изготовления
лекарственных форм, обучающиеся имеют возможность использовать для
самостоятельного обучения различные методические комплексы по разделам
аптечная
технология
изготовления
и
промышленное
производство
лекарственных препаратов: учебные пособия, пособия для самостоятельной
работы обучающихся, электронные учебники и справочную литературу. В
начале курса учебно-методические материалы рассылаются обучающимся
для самостоятельного изучения, с постоянной консультацией преподавателя.
Например, на лекционных
и практических занятиях обучаемым
предлагается решить проблемные задачи: правильный выбор технологии
изготовления лекарственной формы из рецептуры аптеки, правильно
промаркировать лекарственную форму к отпуску и т.д. Предлагается решить
ситуационные задачи, которые могут возникнуть в профессиональной
деятельности.
Сетевые технологии в настоящий момент являются самой популярной
и перспективной формой взаимодействия. Сетевые технологии базируются
на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-
методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между
преподавателем и обучающимися.Стиль взаимодействия в сетевой среде
можно
охарактеризовать
большей
степенью
доверия,
свободы,
самостоятельности. В поисках решения проблемы обучающийся начинает
искать нужную информацию, работать с большим количеством учебного
материала, задавать преподавателю вопросы - происходит важнейший акт
самообразования.
На практический занятиях, обсуждая и находя правильные решения
какой-либо
проблемы
(выбор
наиболее
эффективной
технологии
изготовления лекарственной формы, анализ рецептуры производственной
аптеки и т.д.), обучающиеся работают на общий результат. На выходе
возникает общий продукт, являющийся результатом совместной работы
обучающихся. Тем самым реализуется принцип обучения в кооперации и
сотрудничестве
в
решении
учебных
и
профессиональных
проблем.
Взаимодействие в виртуальной среде во многом снимает субъективно-
психологические проблемы, мешающие решению поставленных задач.
Контроль или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения
состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающихся, который должен
соответствовать
образовательному
стандарту
по
данной
программе,
модулю.В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения
знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного
процесса и успеваемости.
На практических и семинарско-практических
занятиях
технологии
изготовления
лекарственных
форм
применяются
различные методы контроля: методы устного контроля, методы письменного
контроля,
методы
практического
контроля,
дидактические
тесты,
наблюдение. Устный контроль как текущий проводится на каждом занятии в
индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Письменный
контроль
(например,
заполнение
дневника
практических
работ
по
установленной форме) требует комплекса знаний, умения применять,
оперировать знаниями в конкретной ситуации, решать проблемные задачи,
мыслить критически.
Сама
система
дистанционного
обучения
значительно
усложняет
полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда и
во времени, обучающегося и преподавателя. Дидактические тесты являются
достаточно эффективным методом проверки знаний обучающихся. Для
контроля и проверки знаний обучающихся на практических занятиях
технологии изготовления лекарственных форм применяются тесты он-лайн
сервиса Google Формы, мессенджера Skype и облачной платформы Zoom.
Тесты используются для проверки знаний в начале и конце занятия (входной
и выходной контроль), в форме дифференцированного зачета после
прохождения
производственной
практики.
Очень
важно
при
этом
соблюдение принципов контролирования, необходимые при дистанционном
обучении.
Применение тестов на выше указанных сервисах и платформах дает
возможность
провести контроль знаний
одновременно у достаточно
больших
групп
обучающихся
за
строго
определенное,
ограниченное
количество времени.
Кроме этого, при дистанционном обучении принимают специальные
меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля.
Это обеспечивается организацией системы доступа к учебным ресурсам по
индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных
шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного
доступа, запуском программ тестирования строго по ссылкам; жестким
ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов
ответов и заданий из обширного банка тестовых заданий.
Дидактические принципы организации учебного процесса в любой
форме обучения, будь то очная, дистанционная или заочная, в основе своей
также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами,
обусловленными спецификой новой формы обучения,
возможностями
информационной среды Интернета, ее услугами. Она должна органично
вписываться в систему обучения и непрерывного образования, особенностей
поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам
процесса дистанционного образования (обучающимся, преподавателям) в
качестве
новой
коммуникационной
среды,
которая
порождает
новые
ситуации и отношения.