Напоминание

Применение технологий и методов дистанционного обучения на занятиях ПМ.02 МДК.02.01 Технология изготовления лекарственных форм

Авторы: Елькина Елена Альбертовна, Ладыко Наталья Игоревна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Применение технологий и методов дистанционного обучения на занятиях ПМ.02 МДК.02.01 Технология изготовления лекарственных форм







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение технологий и методов дистанционного обучения на

занятиях ПМ.02 МДК.02.01 Технология изготовления лекарственных

форм

Преподаватели Фармацевтического

филиала ГБПОУ «СОМК»:

Елькина Елена Альбертовна

Ладыко Наталья Игоревна

Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в

которой преподаватель и обучающиеся разделены между собой расстоянием,

то есть физически находятся в разных местах, что и привносит в учебный

процесс

специфические

средства

и

формы

взаимодействия.

Ранее

дистанционное обучение означало заочное обучение, но это не совсем так.

Дистанционное обучение предполагает наличие двух сторон - преподавателя

и обучающихся и постоянный процесс общения между ними, и в этом

коренное отличие дистанционного обучения от заочного, различных систем и

программ самообразования, телевизионных и радио курсов , компьютерных

программ обучения и т.д.

В настоящее время в качестве средств обучения при дистанционном

образовании используются следующие технологии: кейс – технологии, ТВ –

технологии и сетевые технологии обучения.

Под

кейсовой

технологией

следует

понимать

дистанционную

образовательную технологию, основанную на предоставлении обучающимся

различных информационно-образовательных ресурсов. Они могут быть в

виде специализированных учебно-методических комплексов на различных

носителях, предназначенных для самостоятельного обучения. Суть этого

обучения состоит в том, что обучающимся предлагается самостоятельно

осваивать знания и умения путем поиска правильных решений, разрешения

противоречий, а задача преподавателя заключается в том, чтобы направить

самостоятельный

поиск

в

нужное

русло,

избежать

заблуждений

и

стимулировать движение вперед. Но главным является самостоятельная

работа обучаемого, которая готовит будущего специалиста к непрерывному

образованию и самообразованию, формирует умение и культуру умственного

труда.

При изучении междисциплинарного курса технология изготовления

лекарственных форм, обучающиеся имеют возможность использовать для

самостоятельного обучения различные методические комплексы по разделам

аптечная

технология

изготовления

и

промышленное

производство

лекарственных препаратов: учебные пособия, пособия для самостоятельной

работы обучающихся, электронные учебники и справочную литературу. В

начале курса учебно-методические материалы рассылаются обучающимся

для самостоятельного изучения, с постоянной консультацией преподавателя.

Например, на лекционных

и практических занятиях обучаемым

предлагается решить проблемные задачи: правильный выбор технологии

изготовления лекарственной формы из рецептуры аптеки, правильно

промаркировать лекарственную форму к отпуску и т.д. Предлагается решить

ситуационные задачи, которые могут возникнуть в профессиональной

деятельности.

Сетевые технологии в настоящий момент являются самой популярной

и перспективной формой взаимодействия. Сетевые технологии базируются

на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-

методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между

преподавателем и обучающимися.Стиль взаимодействия в сетевой среде

можно

охарактеризовать

большей

степенью

доверия,

свободы,

самостоятельности. В поисках решения проблемы обучающийся начинает

искать нужную информацию, работать с большим количеством учебного

материала, задавать преподавателю вопросы - происходит важнейший акт

самообразования.

На практический занятиях, обсуждая и находя правильные решения

какой-либо

проблемы

(выбор

наиболее

эффективной

технологии

изготовления лекарственной формы, анализ рецептуры производственной

аптеки и т.д.), обучающиеся работают на общий результат. На выходе

возникает общий продукт, являющийся результатом совместной работы

обучающихся. Тем самым реализуется принцип обучения в кооперации и

сотрудничестве

в

решении

учебных

и

профессиональных

проблем.

Взаимодействие в виртуальной среде во многом снимает субъективно-

психологические проблемы, мешающие решению поставленных задач.

Контроль или проверка результатов обучения, является обязательным

компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения

состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающихся, который должен

соответствовать

образовательному

стандарту

по

данной

программе,

модулю.В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения

знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного

процесса и успеваемости.

На практических и семинарско-практических

занятиях

технологии

изготовления

лекарственных

форм

применяются

различные методы контроля: методы устного контроля, методы письменного

контроля,

методы

практического

контроля,

дидактические

тесты,

наблюдение. Устный контроль как текущий проводится на каждом занятии в

индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Письменный

контроль

(например,

заполнение

дневника

практических

работ

по

установленной форме) требует комплекса знаний, умения применять,

оперировать знаниями в конкретной ситуации, решать проблемные задачи,

мыслить критически.

Сама

система

дистанционного

обучения

значительно

усложняет

полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда и

во времени, обучающегося и преподавателя. Дидактические тесты являются

достаточно эффективным методом проверки знаний обучающихся. Для

контроля и проверки знаний обучающихся на практических занятиях

технологии изготовления лекарственных форм применяются тесты он-лайн

сервиса Google Формы, мессенджера Skype и облачной платформы Zoom.

Тесты используются для проверки знаний в начале и конце занятия (входной

и выходной контроль), в форме дифференцированного зачета после

прохождения

производственной

практики.

Очень

важно

при

этом

соблюдение принципов контролирования, необходимые при дистанционном

обучении.

Применение тестов на выше указанных сервисах и платформах дает

возможность

провести контроль знаний

одновременно у достаточно

больших

групп

обучающихся

за

строго

определенное,

ограниченное

количество времени.

Кроме этого, при дистанционном обучении принимают специальные

меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля.

Это обеспечивается организацией системы доступа к учебным ресурсам по

индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных

шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного

доступа, запуском программ тестирования строго по ссылкам; жестким

ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов

ответов и заданий из обширного банка тестовых заданий.

Дидактические принципы организации учебного процесса в любой

форме обучения, будь то очная, дистанционная или заочная, в основе своей

также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами,

обусловленными спецификой новой формы обучения,

возможностями

информационной среды Интернета, ее услугами. Она должна органично

вписываться в систему обучения и непрерывного образования, особенностей

поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам

процесса дистанционного образования (обучающимся, преподавателям) в

качестве

новой

коммуникационной

среды,

которая

порождает

новые

ситуации и отношения.