"Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка"

Автор: Каплун Ольга Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Клинцовский технологический техникум"
Населённый пункт: г.Клинцы Брянская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Л. Н. Толстой Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI века. В концепции «Российское образование - 2020» образование рассматривается как возрождение России и как успех личности. В настоящее время возрастает значимость творческой активности человека, его самостоятельности и ответственности во всех областях деятельности. Эти качества могут получить свое развитие в условиях такой системы образования, в центре которой - активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной «взрослой» жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни. Самыми известными основоположниками развивающего обучения считаются Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский. Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение, как активно-деятельностный способ обучения, рассматривается в трудах Л.С. Выготского, в экспериментальных работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности. Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Задачи технологии развивающего обучения - Развивать самостоятельность; - Способствовать расширению кругозора обучающихся; - Активизировать умственную деятельность обучающихся; - Способствовать развитию ребёнка как личности;
- Плодотворно использовать особенности детей для полноценного развития речевых способностей обучающихся; Каким образом на уроках можно применять технологию развивающего обучения? Таких путей несколько: нетрадиционные по форме и тематике уроки, использование на уроках межпредметных связей (бинарные, или интегрированные уроки), работа на уроке с нестандартными (проблемными) ситуациями, вопросами и заданиями. Немаловажную роль в методике развивающего обучения зачастую играют и отдельные, нестандартные, фрагменты уроков. Некоторые из них я хочу сейчас привести как примеры. Так, в начале урока можно дать задание: Восстановите определение. Например: Однородные члены - это такие члены предложения, которые отвечают на
(один и тот же)
вопрос и являются
(одинаковыми)
членами предложения. Они относятся к
(одному и тому же)


члену предложения. Однородными могут быть как
(главные



члены

предложения),
так и
(второстепенные)
члены предложе ния. В устной речи после каждого однородного члена предложе ния делается
(пауза)
, на письме они выделяются
(запятыми).
В последнее время мы все чаще практикуем уроки, которые посвящены специальным упражнениям с текстами. Эти уроки помогают формировать коммуникативное умение школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. На таких уроках можно использовать псевдотексты.
Цель работы для учащихся:
овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Цель работы для
преподавателя
:
способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст Задание. 1. Сколько авторов рассказывают о матери? 2. Вычленить тексты по четырём признакам: единство темы тип речи стиль текста способы связи предложений в тексте.
Милая добрая старая нежная С думами грус_ными ты не дружись Одна бедная мать не спала. Она приникла к изг_ловью д_рогих сыно вей своих л_жавших рядом она ра_ч_сывала гребнем их м_л_дые небреж но в_склоче(н,нн)ые кудри и смач_вала их слезами она гл_дела на них вся гл_дела всеми чу_ствами и не м_гла нагл_дет_ся. Слушай под эту гармонику снежную Я ра(с,сс)кажу про св_ю т_бе жизнь. Она вск_рмила их собст- ве(н,нн)ой грудью она возр_стила взл_ле_ла их и только на один миг вид_т их перед с_бою. Не ост_вляйте матерей одних Они от од_ночества ст_реют. Сыны мои сыны мои милые что буд_т с вами что ждет вас г_ворила она и слезы ост_новились в м_рщинах изм_нивших ее когда(то) пр_красное лицо. Ср_ди забот влюбле(н,нн)ости и книг Не з_бывайте с ними быть добрее. Когда учащиеся вычленят тексты, можно дать следующее задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?" - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. Н.Гоголъ. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. С.Есенин Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее. А.Дементъев Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема
«Верные и неверные

утверждения».

Синквейн
– форма пятистрочного стиха, подчиняющаяся строгим правилам. Это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии вызова – сжатое
обобщение актуализации опорных знаний; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. Русский язык древнерусский современный говорят пишут разговаривают один из крупнейших языков мира Славяне. Словосочетание простое составное согласовывает управляет примыкает Имеет главное слово и зависимое Интересно Также очень интересен прием «Лови ошибку». Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли.