Автор: Колчина Тамара Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа - интернат АОП №3 г. Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время"
Патриотическое воспитание на уроках истории и во
внеурочное время.
«Любовь к Отечеству - это и есть то
главное основание души любого истинного гражданина России.
Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,
делает ее великой, надежной
и который обязательно сделает ее процветающей»
(В. Путин).
Подготовила:
Колчина Т.А. -
учитель истории высшей категории
Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее
решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление
воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими
направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что
представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.
Гражданско-патриотическое направление в ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3
г.Энгельса» является одним их основных в системе воспитательной работы со
слабослышащими
обучающимися. Цель данного направления – повышение чувства
патриотизма, любви к своей Родине, укрепление знаний по истории России, знакомство с
защитниками Родины и героическими подвигами Героев России.
История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то
справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память
формирует духовную крепость человека».
Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования
личности школьника, становления его гражданской позиции.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с
разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в
это время, как развивалась культура. В воспитании патриотизма уроки истории и
обществознания играют большую роль.
На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической
компетенции. Это находит свое выражение в следующем:
- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение
героических страниц истории Отечества;
- изучении истории страны через историю своей семьи;
- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики,
изучении истории родного края через уроки ;
- наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;
- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и
творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.
Основой
формирования
патриотической
компетенции
является
урок.
Наиболее
подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат
военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами,
Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны,
Великая Отечественная война.
Например, изучая тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с
простых вопросов: что вам известно о времени, в котором довелось жить князю
Александру? Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась
слава Александра Невского»? Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в
1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение.
В 1242 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество,
разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в
художественной литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий
талант
Александра
Невского
вдохновили
К.
Симонова
написать
поэтическое
произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого
полководца.
Германцы получили потрясающий урок. Летом в Новгород приехали послы из Ордена и
просили у Александра Вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда Александр
произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к нам придет, от
меча и погибнет».
На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и
военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во
время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден
боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и
генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции,
проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Так, например, на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» подчеркиваю, что с
самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно
звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста
Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде
движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу
военную».
Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически
защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского,
который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед,
ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».
Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону
Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии
Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии
и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший
беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.
Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику
которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов - гений Отечественной войны
1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке»,
«Полководец Наполеон - герой Франции или узурпатор» и др.
В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей
школе проводились следующие мероприятия:
- «Был город фронт- была блокада» ;
- « Нас называли ночными ведьмами»;
- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим
героям Отечества»;
- час истории «Дни воинской славы России»;
- поэтический час в Энгельсской центральной библиотеке «Герои нашей Родины;
- праздничная программа «День защитника Отечества»;
- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;
- интеллектуальная игра «По страницам истории»;
- Урок мужества «Герои России моей».
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и
мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети
проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу
нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику
павшим воинам, где возлагают цветы, рассказывают стихи,
В 2020 году по всей стране отмечалось 75-летие Великой Победы. Слабослышащие
обучающиеся принимали участие во Всероссийской акции «Дерево Победы».
Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин,
конкурсов - все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и
гражданских чувств обучающихся.
Такая организация внеурочной деятельности обучающихся по истории помогает ребятам
проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую
Родину, нашу Россию.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей
Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги,
будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не
сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших предков».