Напоминание

"Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время"

Автор: Колчина Тамара Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа - интернат АОП №3 г. Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Патриотическое воспитание на уроках истории и во

внеурочное время.

«Любовь к Отечеству - это и есть то

главное основание души любого истинного гражданина России.

Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,

делает ее великой, надежной

и который обязательно сделает ее процветающей»

(В. Путин).

Подготовила:

Колчина Т.А. -

учитель истории высшей категории

Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее

решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление

воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими

направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что

представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.

Гражданско-патриотическое направление в ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3

г.Энгельса» является одним их основных в системе воспитательной работы со

слабослышащими

обучающимися. Цель данного направления – повышение чувства

патриотизма, любви к своей Родине, укрепление знаний по истории России, знакомство с

защитниками Родины и героическими подвигами Героев России.

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то

справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память

формирует духовную крепость человека».

Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования

личности школьника, становления его гражданской позиции.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с

разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в

это время, как развивалась культура. В воспитании патриотизма уроки истории и

обществознания играют большую роль.

На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической

компетенции. Это находит свое выражение в следующем:

- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение

героических страниц истории Отечества;

- изучении истории страны через историю своей семьи;

- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики,

изучении истории родного края через уроки ;

- наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и

творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

Основой

формирования

патриотической

компетенции

является

урок.

Наиболее

подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат

военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами,

Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны,

Великая Отечественная война.

Например, изучая тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с

простых вопросов: что вам известно о времени, в котором довелось жить князю

Александру? Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась

слава Александра Невского»? Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в

1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение.

В 1242 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество,

разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие нашло отображение в

художественной литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий

талант

Александра

Невского

вдохновили

К.

Симонова

написать

поэтическое

произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого

полководца.

Германцы получили потрясающий урок. Летом в Новгород приехали послы из Ордена и

просили у Александра Вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда Александр

произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими «Кто с мечом к нам придет, от

меча и погибнет».

На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и

военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во

время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден

боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и

генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции,

проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Так, например, на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» подчеркиваю, что с

самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно

звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста

Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде

движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу

военную».

Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически

защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского,

который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед,

ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».

Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону

Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии

Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии

и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший

беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику

которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов - гений Отечественной войны

1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке»,

«Полководец Наполеон - герой Франции или узурпатор» и др.

В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей

школе проводились следующие мероприятия:

- «Был город фронт- была блокада» ;

- « Нас называли ночными ведьмами»;

- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим

героям Отечества»;

- час истории «Дни воинской славы России»;

- поэтический час в Энгельсской центральной библиотеке «Герои нашей Родины;

- праздничная программа «День защитника Отечества»;

- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;

- интеллектуальная игра «По страницам истории»;

- Урок мужества «Герои России моей».

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и

мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети

проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу

нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику

павшим воинам, где возлагают цветы, рассказывают стихи,

В 2020 году по всей стране отмечалось 75-летие Великой Победы. Слабослышащие

обучающиеся принимали участие во Всероссийской акции «Дерево Победы».

Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин,

конкурсов - все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и

гражданских чувств обучающихся.

Такая организация внеурочной деятельности обучающихся по истории помогает ребятам

проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую

Родину, нашу Россию.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей

Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги,

будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не

сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

И тогда для каждого нашего воспитанника главными станут слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь

другую историю, кроме истории наших предков».