"Обучение бурятскому языку и проблемы преподавания его в условиях ФГОС"

Автор: Батанова Лидия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы, бурятского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Булусинская СОШ им. Т.А.Бертагаева
Населённый пункт: с. Булуса, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район
Наименование материала: Доклад
Тема: "Обучение бурятскому языку и проблемы преподавания его в условиях ФГОС"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обучение бурятскому языку в начальной школе в условиях

перехода на новый ФГОС и проблемы.

Бурятский язык
– один из относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Наряду с русским языком, литературным чтением, литературой, иностранным языком он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического образования школьников. Школьный предмет “Бурятский язык”, наравне с предметами “Русский язык”, “Литература” “Иностранный язык” представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся . Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим. Изучение бурятского языка
в начальной школе
направлено на достижение следующих целей: -
формирование умения общаться
на бурятском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах; -
приобщение детей к новому социальному опыту
с использованием бурятского языка: знакомство младших школьников бурятским детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения; -
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных

способностей
младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком; -
воспитание и разностороннее развитие
младшего школьника средствами бурятского языка. Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметн ые общеучебные предметы и навыки.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение
следующих задач
: -
формирование представлений о бурятском языке как средстве

общения
, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; -
расширение лингвистического кругозора
младших школьников; освоение элементарными лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке на элементарном уровне; -
обеспечение коммуникативно-психологической

адаптации
младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования бурятского языка как средства общения; -
развитие личностных качеств
младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; -
развитие эмоциональной сферы
детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка; -
приобщение младших школьников к новому социальному

опыту
за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; -
развитие познавательных способностей
, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Личностными
результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
общее представление о мире как многоязычном и

поликультурном обществе
; осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми; знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).
Метапредметными
результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: -
развитие умений взаимодействия
с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников; -
развитие коммуникативных способностей
школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; -
расширение общего лингвистического кругозора
младшего школьника; -
развитие познавательной, эмоциональной и волевой

сфер
младшего школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;
-
овладение умением координированной работы
с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметными результатами
изучения бурятского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах

бурятского языка
(фонетических, лексических, грамматических);
умение
(в объеме содержания курса)
находить и сравнивать такие языковые

единицы, как звук, буква, слово.
I. В коммуникативной сфере
Речевая компетенция
в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- вести элементарный
этикетный диалог
в ограниченном круге типичных ситуаций общения (
Этикетный диалог
представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.
Например
: Здравствуйте, Эрдэм Баирович!(пароль) Рад вас видеть (реплика-реакция). По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп: - диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление); - побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения, команды, приказ, требования); - ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение. Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте. Например: 1. Танда часы бии гү? Үгы (намда часы үгы). Бии (Намда часы бии). 2. Танда часы бии гү? Арбанһаа хорин минута үнгэрөө. Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Диалог-расспрос
( запрашивать и сообщать информацию, вопрос- ответ) и
Диалог-побуждение к действию
- обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; - дать совет и принять/не принять его; - пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согла ситься принять в нем участие; - сделать предложение и выразить согласие/несогласие с ним
;

-
уметь
на элементарном уровне
рассказать о себе, семье, друге
,
описывать предмет, картинку;
кратко охарактеризовать персонаж.
Аудировании
: -
понимать на слух речь
учителя и одноклассников,
основное

содержание
небольших доступных
текстов
, построенных на изученном языковом материале;
Чтении:
-
читать вслух небольшие тексты
, построенные на изученном языковом материале,
соблюдая правила чтения и нужную интонацию
; -
читать про себя и понимать основное содержание текстов
, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова;
находить в тексте нужную информацию.

Письменной речи
: -
владеть техникой письма;
-
списывать небольшие тексты, простые диктанты
. -
писать с опорой на образец поздравления
с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами): -
знать звуки и буквы бурятского языка и владеть терминами
(звук (абяан) и буква (үзэг), звуки гласные(аялган) и согласные (хашалган); гласные краткие (түргэн), долгие (удаан), дифтонги; согласные твёрдые (хатуу) и мягкие (зөөлэн); -
адекватно произносить и различать на слух звуки бурятского

языка
; -
соблюдать долготные ударения в словах
; - знать, что предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; - знать повествовательные (юрэ хөөрэһэн), вопросительные (асууһан) и побудительные (идхаһан) предложения; - знать утвердительные (баталһан), отрицательные (буруушааһан), восклицательные(шангадхаһан), невосклицательные (шангадхаагүй) предложенияе, и уметь их использовать в разных речевых ситуациях; - соблюдать логические ударения (удхын сохилто) и его роль в речи; -
соблюдение интонации основных типов предложений;

- применение основных правил чтения и орфографии
, изученных в курсе начальной школы; -
распознавание и употребление в речи
изученных в курсе начальной школы
лексических единиц
(слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и
грамматических явлений
.
Социокультурная осведомленность:
- знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на бурятском языке, небольших произведений детского фольклора ( стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
II.
В познавательной сфере
: -
умения сравнивать языковые явления русского и бурятского

языков на уровне отдельных звуков букв, слов, словосочетаний, простых

предложений;
-
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и

составлении собственных высказываний
в пределах тематики начальной школы; -
совершенствование приемов работы с текстом с опорой на

умения, приобретенные на уроках русского языка
(прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.) -
умение пользоваться справочным материалом
, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); -
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку
в доступных младшему школьнику пределах; III.
В ценностно-ориентированной сфере
: -
представление об изучаемом языке как средстве выражения

мыслей, чувств, эмоций;
-
приобщение к культурным ценностям бурятского народа
через произведения детского фольклора, через экскурсии и т.д. IV.
В эстетической сфере
: -
владение элементарными средствами выражения чувств и

эмоций на бурятском языке
; -
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами

доступной детской бурятской литературы
.
V.

В трудовой сфере:

- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Как известно, родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в национальной школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты

Кластер проблем преподавания бурятского языка
Проблема Решение 1 Решение 2 Решение 3 низкий уровень мотивации к изучению родного языка Заинтересовать через сми, интересные уроки. подключить интернет, научить пользоваться компьютерами Обучать на доступном уровне. Применять интерактивную доску,компьютеры Организация и проведение познавательных викторин,конкурсов на бурятском языке. Развитие фольклорного кружка. нет языковой среды учащихся с родителями, с бабушками и дедушками, с сверстниками. заинтересовать родителей в изучении детей родного языка Работа с родителями Создать предметно- развивающую среду по обучению детеи бурятскому языку Отсутствие УМК Создание авторских программ Приобретение УМК создание новых учебников по бурятскому языку основанных на современных научных подходах и разработак ,или создавать цифровые ресурсы и выложить на сайт учителей бурятского языка. мало творчески работающих учителей создание иниц.группы творчески работающих учителей издание опыта работы передовых и творческих учителей отсутствие компьютерных классов бурятского языка, цифровых образовательных ресурсов на родном языке создание компьютерного класса для обучения по электронному учебнику внедрение электронных учебников не проводятся олимпиады по бурятскому языку в нач.школе обеспечение организационной и методической помощи в подготовке и проведении школьных, районных, областных олимпиад школьников по бурятскому языку отсутствие нормативной базы по изучению родного языка разработка и внедрение регионального образовательного стандарта на всех ступенях обучения и единого учебного плана по дисциплине ""Бурятский язык"" Нехватка кадров т.е учителей бурятского языка,не сохраняется и не развивается бурятский язык в народе Чтобы решить проблему касаемую именно этой проблемы нам необходимо побольше открыть филиалов,курсы для учителей бурятского языка и проводить различные районые конкурсы касаемые культуры народа бурятского языка надо чтоб велись фольклорные кружки,и кокурсы тесно связаные с культурой народа бурятского языка. низкий уровень привлечения общественности Найти спонсоров,заинтересовать их также в продвижении нашего языка
Дефицит свободного доступа в сети интернет, итрактивной доски Самоактивизация , спонсорская помощь Отсутствие методических пособий и рекомендаций для учителя Издательствам расширить обьем продаж по региону Самим проявить инициативу и преобрести методическую литературу нет материально технической базы содействие муниципальных органов управления на местном уровне и районном изучение бурятскогоязыка на разговорном уровне введение УМК "Эрдэни" изучение бурятского языка в детском саду отсутствие итоговой аттестации учащихся проводить экзамен за курс нач.и осн.школы \по бурятскому языку

Министерство образования РФ

УО МО «Эхирит-Булагатский район»

МОУ Булусинская СОШ

Доклад

Обучение бурятскому языку в начальной школе

в условиях перехода на новый ФГОС и

проблемы

Батанова Лидия Владимировна,

учитель родного языка и литературы

с. Булуса, 27. 08.2014 г.