Автор: Ситникова Марина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Кропоткин
Наименование материала: Методологические аспекты контроля сформированности профессиональных компетенций на занятиях
Тема: Методологические аспекты контроля сформированности
Методологические
аспекты
контроля
сформированности
профессиональных компетенций на занятиях
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
профессионального образования (ФГОС) связано с изменениями требований
к результатам освоения, к которым относятся готовность к выполнению
определенного
вида
профессиональной
деятельности,
освоение
профессиональных компетенций, развитие общих компетенций в ходе
профессионального обучения.
В соответствии с требованиями стандарта ФГОС контроль результатов
обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов
обучения с заданными целями обеспечения качества подготовки студентов.
Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям
проверки, так и целям обучения. Контроль, как и все другие компоненты
учебного процесса, выполняет определённые функции.
Обучающая функция состоит в повышении качества знаний студентов.
В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и
закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их
уточнения
и
дополнений,
студенты
переосмысливают
и
обобщают
пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
Контроль способствует формированию умений и навыков рационально
организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает
большие возможности для развития личности студента, формирования его
познавательных
способностей,
так
как
в
этом
процессе
происходит
напряжение умственной деятельности. Контроль протекает в условиях
обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой
проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать
и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения,
приводить доказательства, что эффективно содействует развитию студентов.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он
всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты
сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся
предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует студента,
воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к
систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную
учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.
Виды и методы контроля
Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов
учебного процесса.
От его правильной организации во многом зависит эффективность
управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки
фармацевта.
В колледже на различных этапах учебного процесса применяются
различные виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и
итоговый.
Предварительный
(входной)
контроль проводится
в
основном
с
диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года и
знакомит с начальным уровнем подготовки студентов.
Входной контроль по специальности (профессии) осуществляется во
время каждого лекционного и практического занятия.
Текущий
контроль осуществляется
в
повседневной
учебной
работе,чаще всего на занятиях мы используем комбинированные виды
контроля:
Индивидуальный: письменный и устный
проверки практических навыков
проверки дневников самостоятельной работы
Главное его назначение – оперативное получение объективных данных
об
уровне
компетенций
студентов
и
качестве
учебной
работы
на
практических занятиях.
Промежуточный контроль обеспечивает выявление и оценку знаний и
умений студентов, усвоенных не на одном, а на нескольких занятиях или за
определенный временной промежуток.
Итоговый контроль проводится за более длительный период обучения
(экзамен, Итоговая Государственная аттестация является заключительным
этапом контроля качества обучения по специальности 33.02.01Фармация).
К средствам контроля по профессии относятся:
Средства
для
проведения
вступительных
испытаний
профессии:
теоретические вопросы, материалы тестирования, экзаменационные билеты
для экзаменов.
По
результатам
учебной,
производственной
практики
студенты
получают зачет с дифференцированной оценкой.
Для
зачета
студенты
представляют
дневник
и
отчет
о
производственной
практике
(как
средства
контроля),
заключение
руководителя
практики
от
предприятия;
учитывается
также
личные
наблюдения
руководителя
практики
от
учебного
заведения
за
самостоятельной
работой
практикантов.
В
необходимых
случаях
с
отдельными студентами проводят собеседование по программе практики.
При выведении дифференцированного зачета учитывают степень
выполнения студентами программы производственной и учебной практики,
качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и
ответственное отношение к труду, участие в общественно-политической
работе на предприятии, в организации, учреждении.
Отчет студента по результатам практики должен представлять собой не
только описание выполненной работы, но и ее анализ с опорой на
пройденный материал, проработанную в период практики дополнительную и
справочную литературу. В отчете должны быть представлены и результаты
выполнения. Только такой отчет может служить основанием для определения
освоения профессиональных компетенций в период практики.