Напоминание

Метод проектов как педагогическое условие развития проектировочных умений обучающихся СПО

Автор: Бекбулатова Джамиля Омарбековна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет".
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как педагогическое условие развития проектировочных умений обучающихся СПО







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бекбулатова Д.О.,

факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

Научный руководитель: д.п.н., профессор Шипилина Л.А.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Современное общество постоянно меняет требования к характеру

профессиональной деятельности будущего специалиста, у которого должны

быть четко сформированы не только теоретические знания по осваиваемой

им профессии, но и определенные практические умения, в которых большое

место отводится проектировочным.

Хочется отметить, что в настоящее время проектировочные умения

являются предметом исследования таких значимых наук как социология,

культурология, экономика, философия, педагогика и др. В последней (в

педагогике)

проектировочные

умения

определяют

действенность

теоретических знаний будущих работников, уровень их профессионального

мастерства к моменту окончания образовательного учреждения и успешность

самостоятельной деятельности в дальнейшем. Таким образом, можно

предположить, что проектирование является определенным универсальным

человеческим

умением,

которое

отражает

практическую

деятельность

субъекта, а также является одним из составляющих профессионализма,

позволяющим легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях

общественной и производственной среды.

Следовательно, актуальным на данный момент является внедрение или

усиление в процесс обучения определенных педагогических условий, от

которых будет зависеть конечный результат проектной деятельности

студентов. Главный смысл выделения педагогических условий в работе

состоит в обеспечении возможности познания их влияния на динамику

развития проектировочных умений обучающихся СПО в осуществлении ими

успешной проектной деятельности на учебных занятиях.

Для

обоснования

педагогических

условий,

которые

будут

способствовать развитию проектировочных умений обучающихся,

мы

должны уточнить, что нами понимается под таковыми.

В

ходе

анализа

психолого-педагогической

литературы

мы

не

обнаружили общепринятой научной трактовки данного понятия. Многие

известные ученые в своих работах включают в этот комплексный термин

различные компоненты. Так, например, Н.М. Борытко, под педагогическим

условием

понимает

«внешнее

обстоятельство,

фактор,

оказывающий

существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или

иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально

предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса»

[2, с. 112].

A.M.

Новиков

под

педагогическими

условиями

понимает

«обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают

(обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей»

[4, с. 31].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой

результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения

элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм

обучения для достижения … целей» [1].

Исходя из представленных выше определений, можно сделать вывод,

что педагогические условия определяются как взаимосвязанный комплекс

мер процесса обучения, обеспечивающий достижение студентами более

высокого уровня развития проектных умений.

Среди

педагогических

условий,

способствующих

развитию

проектировочных умений обучающихся СПО, мы выделяем метод проектов.

Данный метод достаточно исследован в педагогической теории такими

учеными, как Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другими [5, 6]. Использование

метода проектов направлено не только на развитие проектировочных умений,

но

и

на

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

обучающихся, и является основой компетентностного подхода в образовании

[3].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

предусматривающей,

с

одной

стороны,

использование

разнообразных

методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей

науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов

предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и

процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий,

наличие

замысла

или

гипотезы

решения

этой

проблемы,

четкое

распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий

для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»,

предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее

решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к

применению [8].

К разнообразию методов, относящихся к проектной деятельности

относятся проектные методы, представленные В.П. Сергеевым, которые он

определил в три группы [7]:

1. Методы проектирования, дающие новые парадоксальные решения:

«инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».

2. Методы проектирования, связанные с пересмотром постановки

задач:

«наводящая

задача-аналог»,

«изменение

формулировки

задач»,

«перечень недостатков», «свободное выражение функции».

3. Методы творческого проектирования: «аналогии», «ассоциации»,

«неологии», «эвристическое комбинирование», «антропотехника».

В.П. Сергеев считает, что с помощью данных проектных методов

можно разрабатывать проекты и обучать проектированию [7].

Таким образом, на эффективность процесса проектного обучения

оказывает влияние метод проекта как одно из педагогических условий

развития

проектировочных

умений

обучающихся

СПО.

Реализация

совокупности

описанных

В.П.

Сергеевым

проектных

методов

будет

способствовать развитию проектировочных умений обучающихся в процессе

обучения в средних профессиональных учебных заведениях (СПО) и

позволит

избежать

возможных

затруднений

в

их

дальнейшей

профессиональной деятельности.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. –

Казань: Центр инновационных технологий, 2000 – С. 124

2.

Борытко

Н.

М.

В

пространстве

воспитательной

деятельности:

Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном

учреждении. -М.: Педагогический поиск, 1998.

5.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф.

пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под

ред. Е.С. Полат. - М., 2003.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:

пособие для учителей и студентов педагогических вузов /

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

М.: АРКТИ, 2008 С.16

8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное.

М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.