Автор: Чеснокова Ольга Анатольевна
Должность: учитель английского языка, методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №306 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Нашему
обществу
нужны
высокообразованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству,
отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Внеурочные
занятия как раз и являются тем пространством, которое необходимо для
развития потенциальных возможностей и самореализации детей. Так кто же
они наши учащиеся – представители поколения Z, каковы их интересы, чему
они хотят научиться на внеурочных занятиях? Как учителю правильно
определить сферу общения с ними?
Современные подростки, представители поколения Z,
ищут свою
индивидуальность и строят автономный мир вокруг себя. Если мы хотим,
чтобы Z работали вместе, то ставим задачу, интересную всем. Все, что не будет
совпадать с их ценностями, внутренним миром и личными интересами, оставит
их равнодушными. Будучи погруженными в бесконечный поток информации,
дети поколения Z будут жестко отметать то, что не нужно для их жизни.
В данных обстоятельствах учителю все труднее оставаться лидером.
Лидер для поколения Z – прежде всего великолепный профессионал,
способный завоевать авторитет среди учащихся благодаря своим знаниям и
опыту. Кроме того, поколение Z предпочитает потреблять и перерабатывать
информацию короткими порциями и поэтому им нужно ставить одновременно
несколько разных задач на короткий срок. К тому же
«Зеты» неохотно
запоминают информацию, надеясь на технологии и всевозможные гаджеты –
мобильные телефоны, смартфоны и планшеты. Использование ИКТ поможет
учителю повысить мотивацию современных учащихся на занятиях, сохранить
их
интерес
к
различным
видам
деятельности,
дать
возможность
для
самовыражения в знакомой им сфере.
Несколько лет на внеурочных занятиях по английскому языку мы с
учащимися 7-8 классов успешно не только применяем наши знания ИКТ, но и
приобретаем новые навыки и умения применения данной технологии.
Учащиеся нашей школы много путешествуют и с удовольствием делятся
своими впечатлениями со своими сверстниками. Однажды на занятии возник
вопрос, а как сделать так, чтобы эти рассказы остались для других поколений
ребят и были полезны в учебном процессе. Так возник проект на английском
языке «Мир из моего окна», в рамках которого ребята создали ЭОР “World
Atlas with School 306” («Атлас мира школы №306»).
Сначала путешественник знакомится с правилами работы с атласом. На
странице “Contents” («Содержание») выбираем направление путешествия
“Around
the
World”
(«Путешествуем
вокруг
света»),
“Around
Russia”
(«Путешествуем по России»), “Around
St.
Petersburg” («Путешествуем по
Санкт-Петербургу») и щелкаем правой кнопкой мышки по выбранному
изображению. Перед нами открывается карта, на которой звездочками
обозначены посещаемые объекты. Выбираем любую и звездочку и щелкаем по
ней правой кнопкой мышки, перед нами появляется слайд:
фотография туристического объекта с портретом автора задания. Если
при выполнении задания возникают затруднения, то надо щелкнуть
правой кнопкой мышки в нижнем правом углу слайда и тогда появится
подсказка;
слайд “QR-question” с фотографией объекта и вопросами, на которые
надо
ответить.
В
случае
затруднения
навести
любое
мобильное
устройство с программой для расшифровки QR
кодов и по ссылке
перейти на нужный сайт;
слайд с вопросом, на который можно ответить, перейдя по ссылке на
презентацию по теме.
Все задания составляют сами учащиеся в соответствии со всеми
требованиями к монологическим высказываниями на английском языке в
формате ОГЭ.
Например, Екатерина провела каникулы на Крите и сделала слайд-
задание об этой месте. Она не только поделилась чудесными фотографиями,
но и вспомнила слова Гомера об этом острове: "The island of Crete is in the
middle of the wine-colored sea, it is a beautiful massive island surrounded by waters
everywhere. Cretans themselves say about it: "Crete isn't an island, Crete is a small
continent." («Остров Крит расположен посреди моря цвета вина, и этот
огромный прекрасный остров повсюду окружен водой. Сами же жители
говорят о нем так: «Крит – это не остров, Крит - это маленький континент»)
Учащиеся должны прокомментировать это высказывание, используя лексику,
помещенную на слайде. Если же при составлении монолога возникают
трудности, в выплывающем окне можно увидеть план ответа и слова-связки.
Другой вид задания называется “QR-question - Look & Guess” («QR-
вопрос – Посмотри и угадай»). На слайд помещена фотография и вопросы к ней
WHO? WHERE? WHY? (Кто? Где? Зачем?) Если ученику сложно ответить на
данные вопросы, то он может при помощи своего смартфона со специальной
программой найти подсказку в интернете. Учащиеся всегда с удовольствием
ищут самые необычные изображения и самостоятельно создают их QR коды.
Еще один вариант заданий – это путешествие по Санкт-Петербургу.
Например, Мария предлагает авторскую видеоэкскурсию “The Russian History
with an English Accent" («Русская история с английским акцентом») по дворцу
Белосельских-Белозерских.
Пройдя по залам дворца, экскурсант должен
выяснить, в чем состоял «английский уклад жизни его обитателей».
Проект «Мир из моего окна» вызвал искренний интерес у ребят, которые
начинали эту работу, и каждый год появляются все новые желающие таких
виртуальных путешествий.
Продуктом данного проекта стал электронный атлас, составленный
учащимися.
С каждым учебным годом авторских страниц с заданиями
становится все больше. Содержание электронного атласа определяется кругом
тем изучаемых в основной школе и задачами обучения английскому языку в
целом. Для успешной работы с атласом достаточно базовых знаний ИКТ, так
как у данного ресурса понятный интерфейс и несложная навигация. Достаточно
провести несколько вводных занятий для новичков, чтобы они были готовы
включиться в общее дело. Наши электронные карты для путешественников
можно использовать на уроках при изучении таких сфер общения как «Мир
вокруг меня», «Моя Родина», «Человек-творец истории». Задания данного ЭОР
будут востребованы при проведении конкурсов, олимпиад и праздников на
английском языке.
Многие ребята-участники проекта отмечают, что при оставлении своих
заданий им нужно не только вспомнить теоретические знания, полученные на
уроках английского языка и ИКТ, но и применить их на практике. Так же
учащимся нравится, что на занятиях они узнают много нового и интересного и
развивают свои творческие способности. Такого рода деятельность помогает
им преодолеть трудности в учебе, и они могут увидеть и продемонстрировать
результаты своего творчества.
Участие в подготовке и проведении занятий с использованием ИКТ
помогает учащимся развить следующие УУД:
Предметные:
умение применять полученные знания на практике
Личностные:
развитие познавательных мотивов
Коммуникативные:
взаимодействие в группе
Познавательные:
общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
логические: формулирование проблемы, установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Как мы видим, ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и
необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и
учащемуся в выборе путей к достижению различных образовательных целей.