Автор: Фирсова Лариса Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: Рабочая программа "Краеведение" 7 класс
Тема: "Краеведение"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмета «КРАЕВЕДЕНИЕ» для 7-х классов на 20__-20__ учебный год
Образовательной области естественнонаучные предметы
Учебное время – 1 часа в неделю (35 часов в год)
Привлечение обучающихся: обязательно 100%
Направленность учебной программы: программа изучения предмета на базовом уровне
Программа составлена на основе примерной программы по географии, на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня
учебников базисного учебного плана
Программа рассчитана на детей 13-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
г. Михайловск
. Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса «Краеведение» ученик должен
НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ
:
Крайние точки и пограничные территории.
Основные формы рельефа края.
Тектонические структуры края, крупные месторождения полезных ископаемых края.
Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае.
Тип климата, погоды на территории края и их признаки, климатообразующие факторы.
Стихийные климатические явления края,
Водные ресурсы края: крупные реки и озёра.
Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае.
ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
Крайние точки и их координаты.
Расстояния в километрах и градусах протяженности Ставропольского края с севера на юг и с
запада на восток.
Поясное время.
По приборам в своей местности атмосферное давление, температуру, количество осадков.
Направления по картам Ставропольского края и компасу.
ОПИСЫВАТЬ:
Погоду своей местности.
Геологическое обнажение своей местности,
Речные системы крупных рек края и своего населенного пункта.
Ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).
ОБЪЯСНЯТЬ:
Связь между тектоническим строением края и его рельефом.
Особенности климата в крае.
Зависимость речной сети от климата в крае.
Закономерности в изменении почв.
.
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
Развитие эрозионных процессов.
Тенденцию изменения плодородия почв в крае.
Изменение видового состава растительности и животного мира в крае.
Состояние и использование водных, минеральных, биологических ресурсов края.
2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
35 часов (1 час в неделю)
Введение. (1 час)
Что изучает география Ставропольского края
Тема 1. Географическое положение. (4 часа)
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы.
Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте пограничных территорий,
крайних точек и определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (5 часов)
Главные черты рельефа края, своего района. Геологическая летопись края. Развитие
рельефа. Полезные ископаемые края, своего района.
Практическая работа 2.
Объяснение зависимости расположения форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа,
основных месторождений полезных ископаемых.
Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы. (4 часа)
Климатообразующие
факторы.
Климатическая
карта
Ставропольского
края
(характеристика сезонов года). Неблагоприятные климатические явления. Климатические
районы и агроклиматические ресурсы.
Практическая работа 4. Оценка основных климатических показателей своего района
(для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности) или сравнение с
климатическими показателями края.
Тема 4. Внутренние воды. (5 часов)
Общая характеристика внутренних вод края, своего района. Главные речные системы,
водораздел, бассейны. Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.
Практическая работа 5. Характеристика одной из рек края, своего района по плану.
Определение возможностей её хозяйственного использования.
Практическая работа 6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр края.
Тема 5. Почвы. (4 часа)
Почва – особый компонент природы. Основные типы почв края, своего района. Зона
каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв.
Практическая работа 7. Описание почвенного разреза своей местности.
Тема 6. Растительный мир. (3 часа)
Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье:
растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Охрана растительности в крае.
Тема 7. Животный мир. (3 часа)
3
Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов.
Тема 8. Ландшафты края. (2часа)
Ландшафты края, своего района.
Практическая работа 8. Выявление зависимостей между природными компонентами и
природными ресурсами на примере зоны степей.
Тема 9. Экологические проблемы края. (3 часа) Экологическая обстановка в крае.
Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемые территории.
Заключение. (1 час)
4
Календарно-тематическое планирование курса «Краеведение» 7 класс (35 часов)
№
урока
Тема урока
Тип урока
Практикум
Кол-
во
часов
Домашнее
задание
Введение (1 час)
1
Вводное занятие
Комбинированный
урок-лекция
1
Записи в тет
Тема 1. Географическое положение (4 часа)
2
Общий обзор географического
положения Ставропольского края и
Шпаковского района
Комбинированный
урок-лекция
ПР-1. Обозначение на контурной
карте пограничных территорий,
крайних точек и определение
протяжённости края с севера на юг
и с запада на восток.
1
Записи в тет
3
История исследования, освоения и
заселения края и района. Исторические
места.
Комбинированный
урок-лекция
1
Записи в тет
4
Изменение человеком географической
среды обитания
Комбинированный
урок-лекция
1
Записи в тет
5
Вклад Российских и Ставропольских
ученых в изучение природы края,
района, города.
Комбинированный
урок-лекция
1
Записи в тет
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 часов)
6
Поверхность Ставропольского края.
Рельеф Шпаковского района.
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
7
Полезные ископаемые края, района.
Комбинированный
урок-лекция
ПР-2. Объяснение зависимости
расположения форм рельефа и
месторождений полезных
ископаемых от строения земной
коры.
1
Сообщения и
презентации
8
Общие закономерности формирования
рельефа и полезных ископаемых края,
района, города. Изменение человеком
рельефа местности.
Комбинированный
урок-лекция
ПР-3. Обозначение на контурной
карте крупных форм рельефа,
основных месторождений полезных
ископаемых.
1
Сообщения и
презентации
5
9
Вулканы Ставрополья, горы, равнины.
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
10
Урок-конференция «Крупные формы
рельефа Ставропольского края»
Урок-конференция
1
Сообщения и
презентации
Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа)
11
Особенности климата Ставропольского
края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
12
Особенности климата своей местности.
Влияние промышленных предприятий
края на климат.
Комбинированный
урок-лекция
ПР-4. Оценка основных
климатических показателей своего
района (для характеристики
условий жизни и хозяйственной
деятельности) или сравнение с
климатическими показателями края.
1
Сообщения и
презентации
13
Неблагоприятные климатические
явления. Агроклиматические ресурсы
края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
14
Влияние климата на здоровье населения
района. Причины и последствия
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
Тема 4. Внутренние воды (5 часов)
15
Внутренние воды Ставропольского края.
Влияние человека на загрязнение
внутренних вод
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
16
Практикум «Характеристика реки по
плану»
Урок-практикум
ПР-5. Характеристика одной из рек
края, своего района по плану.
Определение возможностей её
хозяйственного использования.
1
Сообщения и
презентации
17
Подземные воды, родники.
Уничтожение родников, загрязнение
подземных вод
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
18
Работа с контурной картой края
Урок-практикум
ПР-6. Обозначение на контурной
карте крупных рек и озёр края.
1
Сообщения и
презентации
19
Уникальные минеральные воды
Ставропольского края. Проблемы
эколого-курортного района КМВ
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
6
Тема 5. Почвы (4 часа)
20
Почвы Ставропольского края. Влияние
на почву деятельности человека
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
21
Эрозия почв. Хозяйственная
деятельность человека – главная
причина эрозии почв
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
22
Проведение сбора образцов почвы и их
анализа
Урок-практикум
ПР-7. Описание почвенного разреза
своей местности.
1
Сообщения и
презентации
23
Мероприятия по охране почв края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
Тема 6. Растительный мир (3 часа)
24
Флора Ставропольского края,
Шпаковского района
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
25
Типы растительности Ставрополья
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
26
Культурные растения своей местности
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
Тема 7. Животный мир (3 часа)
27
Животные зоны полупустынь и степей
Ставропольского края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
28
Животные зоны лесов, среднегорий и
водоемов Ставропольского края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
29
Красная книга природы
Ставропольского края
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
Тема 8. Ландшафты края (2 часа)
30
Ландшафты Ставропольского края
Комбинированный
урок-лекция
ПР-8. Выявление зависимостей
между природными компонентами
и природными ресурсами на
примере зоны степей.
1
Сообщения и
презентации
31
Достопримечательности Шпаковского
района. Места отдыха в городе.
Комбинированный
урок-лекция
1
Сообщения и
презентации
Тема 9. Экологические проблемы края (3 часа)
32
Экологические проблемы
Комбинированный
1
Сообщения и
7
Ставропольского края, Шпаковского
района
урок-лекция
презентации
33-34
Особо охраняемые территории и
заповедные места Ставропольского края
и Шпаковского района
Комбинированный
урок-лекция
2
Сообщения и
презентации
Тема 10. Заключение (1 час)
35
Обобщение знаний. Каким мы оставим
будущим поколениям родной край.
Урок актуализации
знаний
1
8