Напоминание

Особенности дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор: Алексеева Анастасия Сергеевна
Должность: студентка магистратуры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Особенности дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Алексеева Анастасия Сергеевна

студентка, кафедра дефектологии

Тамбовский государственный университет

РФ, г.Тамбов

FEATURES OF DYSGRAPHY IN OLDER PRESCHOOL

CHILDREN WITH PHONETIC AND PHONEMIC SPEECH

UNDERDEVELOPMENT

Alekseeva Anastasia

student, department of defectology

Tambov State University

Russian Federation, Tambov

АННОТАЦИЯ

В

данной

статьей

дается

определения

дисграфии,

её

виды,

характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, и

типичные ошибки детей с ФФНР при письменной речи.

ABSTRACT

This article provides definitions of dysgraphia, its types, characteristics of

children with phonetic and phonemic underdevelopment of speech, and typical

mistakes of children with FFNR in writing.

Ключевые

слова:

фонетико-фонематическое

недоразвитие

речи,

дисграфия, дети дошкольного возраста.

Keywords: phonetic and phonemic speech underdevelopment, dysgraphy,

preschool children.

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи (далее - ФФНР) ребенка

может привести нарушению письма, не связанному с его интеллектуальным

развитием. В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к началу

обучения в школе, дисграфия может стать серьезным препятствием для

успешного обучения. Ранняя диагностика дисграфии, еще в старшем

дошкольном возрасте, позволяет своевременно оказать помощь ребенку и

увеличить

шансы

на

дельнейшее

успешное

обучение,

мотивацию

к

обучению.

В то же время, ряд исследователей (И.Т. Власенко, А.Н. Корнев, Е.М.

Мастюкова и др.) отмечают, что у детей ФФНР может быть кроме дисграфии

и нарушение познавательной деятельности, мыслительных операций.

Понятие «дисграфия» в настоящее время имеет несколько толкований,

в каждом из которых делается акцент на своих особенностях проявления

дисграфии. Мы остановимся на следующих определениях:

1.

Дисграфия

это

частичное

нарушение

процесса

письма,

проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью высших психических функций, участвующих в

процессе письма [2, с. 24].

2. Дисграфия – частичное расстройство письма, основным симптомом

которого является наличие стойких специфических ошибок [3, с. 38]. При

этом у ребенка может быть соответствующее возрасту интеллектуальное

развитие, достаточное зрение и слух.

3. Дисграфия – устойчивая неспособность овладеть навыками письма

по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального

и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [1, с. 21].

Итак, дисграфия связана с нарушениями письменной речи, не

связанными с незнанием правил орфографии. Дети старшего дошкольного

возраста (5-7 лет) только постигают основы письменной речи и столкновение

с проблемой дисграфии не только затрудняет обучение, но и может вызвать у

ребенка неприязнь к самому процессу обучения в дальнейшем.

Еще больше затрудняет ситуацию наличие у ребенка ФФНР. Фонетико-

фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования

произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за

дефектов восприятия и произношения фонем.

У дошкольников с ФФНР можно выделить следующие особенности

проявления дисграфии [4]:

1.

Артикуляторно-акустическая. Дошкольник с ФФНР пишет слова,

также, как произносит их, зачастую пропуская буквы и целые слоги. Пример:

«У баушки есь акваиум с ибой» (У бабушки есть аквариум с рыбой).

Особенность данного типа дисграфии состоит в том, что прежде, чем

приступать к коррекции письма, необходима коррекция звукопроизношения.

2.

Акустическая. В данной форме дисграфии отмечается замена

букв близкими фонетически звуками. Для детей без ФФНР характерна такая

замена только в письменной речи, в устной речи ребенок может произносить

слова правильно. Если у ребенка присутствует ФФНР, то неизбежно

искажение и в устной речи.

Примеры: смешение и замена звонких звуков глухими в речи и на

письме:

«голуПь»

(Б-П),

«гороТ»,

«медветТь»

(Д-Т),

«аФтобус»,

«феФвараль» (В-Ф), «береК» («береХ») (Г-К), «Шелезо» (Ж-Ш); смешение

свистящих и шипящих (С-Ш; З-Ж и т.д.): «маСина», «СыСка», «Соссе»,

«поЗалуста»; неправильное обозначение мягкости согласных: «албом»,

«обезяна», «гулят», «болшая», «ден».

3. Нарушение языкового анализа и синтеза. Сюда относятся: пропуски

букв и слогов: «болша», «цеток», «деочка», «мачик» (мальчик); перестановка

букв и (или) слогов: «девочика», «сентябарь», «деворе», «гебемот»;

недописывание слов: «медве», «чита», «моко», «на ветка»; написание

лишних букв в слове: «девочека», «деревеня», «ребетята», «автобусус»;

повторение букв и (или) слогов: «пананама» – панама; «вввалабей» –

воробей; контоминация - в одном слове слоги разных слов: «белток» (белок

и желток), «красномобиль» (красный автомобиль); слитное написание

предлогов, раздельное написание приставок: «вдоме», «при шел»;

Перечисленные особенности дисграфии самые часто встречающиеся у

детей с ФФНР.

4.

Аграмматическая дисграфия: нарушение правил грамматики,

неумение согласовать слова. Пример: «теплая день», «иду в домой», «он

говорила». У дошкольников обычно такой вид дисграфии связывают с

незнанием, непониманием правил изменения слов по родам, числам и

падежам. Но также это может быть связано с ФФНР, когда ребенок

вследствие причины возникновения нарушения просто не способен осознать

и понять принципы согласования слов.

Итак, мы рассмотрели особенности проявления дисграфии у детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих фонетико-фонетическое

недоразвитие речи. В этот период письменная речь ребенка находится на

стадии

формирования

в

домашних

условиях,

в

детском

саду,

в

подготовительных

дошкольных

классах.

Большее

внимание

должно

уделяться формированию правильной звучащей речи ребенка, поскольку это

является основой профилактики дисграфии, и как следствие, возможностей

нормального научения ребенка письму.

Список литературы:

1.

Корнев

А.Н. Нарушения чтения и письма у детей:

учебно-

методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб., 2003. 330 с.

2.

Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.

заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. –

703 с.

3.

Садовникова,

И.Н.

Нарушения

письменной

речи

и

их

преодоление у младших школьников / И.Н.Садовникова. – М., 1997. – 256 с.

4.

Хватцев М.Е. Логопедия. - М. 2009. – 258с.