Напоминание

Применение игровых технологий на уроках химии

Автор: Наумова Любовь Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Нарткала, Урванский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение игровых технологий на уроках химии







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Институт повышения квалификации и

профессиональной подготовки КБГУ.

Использование игровых технологий на

уроках химии и во внеурочной

деятельности.

Учитель химии МКОУ СОШ №6:

Наумова Любовь Викторовна.

Нальчик 2022

Содержание

Введение

1. Литературный обзор.

1.1 Современные технологии в обучении.

1.2 Игровые технологии.

2. Игровое обучение химии.

2.1 Игровые технологии в обучении химии.

Выводы.

Литература.

Введение

Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых

рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические

явления в окружающей жизни.

Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий

успешного обучения. Игра «в значительной степени является основой всей

человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок

активно мыслит, чувствует и творит свободно.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела

учебного предмета;

в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной

технологии (лекционно-семинарская зачетная система);

в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и

игровые технологии)

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие

дела).

Цель современной школы состоит в представлении учащимися

оптимальных условий для личностного самовыражения, развития

способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях

окружающей среды. Выполнение этих задач наиболее успешно может

осуществляться на основе личностно-деятельного подхода к обучению,

развитию и воспитанию учащихся, при переходе процесса обучения на

продуктивный и творческий уровень.

Формирование творческой личности, одна из главных задач современного

образования. Федеральный компонент государственного стандарта

ориентирован не только на знания учащихся, но в первую очередь на

деятельностный компонент, который позволяет в наибольшей степени

реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого

ребёнка. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования

является развитие познавательной активности учащихся. Однако, мы часто

сталкиваемся с проблемой снижения мотивации к изучению химии, так как

учащиеся сталкиваются с огромным объемом теоретического материала, со

сложностью восприятия и осмысления химической терминологии,

основополагающих законов, формул, решения задач. В связи с этим

становится актуальным совершенствование методов обучения химии,

которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают

их познавательную активность, учат практически использовать химические

знания. В решении данной проблемы можно предложить игровые формы

организации занятий. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята

незаметно для себя вовлекаются в познавательную деятельность, начинают

понимать, что выиграть можно, если имеешь определенный багаж знаний.

Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном

процессе как результат активного участия в познавательной деятельности,

заставляет учителей постоянно искать новые пути дальнейшей активизации

этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих

воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых

специфических способов обучения, названных учебными играми. Игры

сочетают в себе в различных отношениях проблемный, поисковый и

исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и

практическую формы.

Игра - наиболее знакомый для детей вид деятельности, позволяющий

проявлять ученикам свои индивидуальные особенности. Учебные игры

способствуют развитию положительной мотивации к процессу познания,

развитию любознательности, мышления, внимания, наблюдательности,

памяти, сообразительности, расширению кругозора. А также

формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения

в разнообразных ситуациях. Игровые технологии позволяют разнообразить

деятельность учащихся во время всего урока, что позволяет снизить

умственную нагрузку и предотвратить их утомляемость. Обычно игра

применяется в сочетании с другими методами: наблюдениями,

самостоятельной работой, лабораторными опытами, работой с различными

источниками.

Во время игры развиваются коммуникативные компетенции учащихся,

школьники выполняют различные роли, они вступают в общение с

одноклассниками, учатся слушать, прислушиваться к мнению других,

отстаивать свое мнение, вырабатывают коллективное решение. Все это

оказывает большое воспитательное значение на становление личности.

Игровые технологии могут использоваться на различных этапах урока: во

время определения темы урока, на этапе целеполагания, во время проверки

знаний, при изучении нового материала или его закреплении, при

обобщении и систематизации знаний. Игра может занимать несколько

минут или целый урок. При использовании игр необходимо создание таких

ситуаций, при которых будут играть не только ученики, но и учитель.

Игры, используемые в процессе обучения учащихся, в настоящее время

имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как

средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Цель работы: Изучение возможности использования игровых технологий

в школьном курсе химии.

1. Литературный обзор

1.1 Современные технологии в обучении

Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй

половине XX столетия и стало своеобразным регулятором научного и

практического мышления. Оно побуждает как ученых, так и практиков во

всех сферах, в том числе и в образовании, использовать лучшие достижения

науки и опыта для получения гарантированного результата; строить

деятельность на интенсивной оптимальной основе; уделять внимание

прогнозированию и проектированию деятельности с тем, чтобы не

допускать импровизации и профанации по ходу использования;

использовать в возрастающей степени новейшие информационные

средства.

Технологичность становится доминирующей характеристикой

деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень

эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с

традиционным уровнем, соотнесенным с понятием «методика».

Вокруг понятия образовательной технологии во всем мире ведутся

серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное, всеми

принимаемое определение. В качестве основных характеристик называются

ее системность, концептуальность, научность, интегративность,

гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность,

алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования

переноса в новые условия.

Технология обучения - это педагогическая деятельность, максимально

использующая или опирающаяся на законы обучения, воспитания и

развития и поэтому обеспечивающая высокие конечные результаты.

Образовательная технология - это жестко алгоритмизированная, научно

обоснованная система реализации какого-либо учебно-воспитательного

процесса, включающая совокупность действий, операций, приемов,

процедур и обеспечивающая достижение прогнозируемого, а также

диагностируемого результата.

Следует заметить, что в научно-методической литературе имеют место

понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология»,

«дидактическая технология». Так, В.В. Гузеев считает, что термин

«педагогическая технология» является неточным переводом английского

«an educational technology» - «образовательная технология». До недавних

пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее

время под названием «педагогическая технология» в отечественной

литературе фигурируют работы, посвященные проблемам воспитания, а

термин «образовательная технология» относят к проблемам формирования

знаний. Многие авторы используют термин «педагогическая технология» в

более обобщенном смысле. Педагогической технологией обычно называют

направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение

эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение

обучаемыми запланированных результатов обучения.

1.2 Игровые технологии

- Что делать?... Что?!

- Играть!!!

Михаил Булгаков,

«Каббала Святош (Мольер)».

Игровая деятельность человека, исключая, конечно, сложнейшую игру

детей, имеет три основных уровня развития: это профессиональная игра,

любительская и учебно-тренировочная игра. При этом все уровни игры

имеют не только внешние формы организации и функционирования, но и

свои внутренние приемы, и способы существования.

С этой позиции, игра в учебном процессе одновременно является и формой,

и методом обучения - вполне самостоятельной дидактической категорией, а

именно - взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной

деятельности преподавателей и студентов, учителей и школьников, да и

просто - детей и взрослых. Этот очевидный феномен параллельно

совмещенной технологии деятельности свидетельствует о том, что игра в

процессе обучения имеет мощную внутреннюю «движущую силу» -

целеустремленную и целезахватывающую деятельность людей и

адекватную ей «внешнюю оболочку» динамических форм самого процесса

игры, как конкретного способа организации, функционирования и

управления этой мощнейшей силой.

Каждая учебная игра должна иметь общую для всех искусственных игр

устойчивую структуру при самых разных механизмах функционирования.

С этой позиции можно утверждать, что совместная обучающая и учебная

деятельность, организованная в виде общей структуры игры, и есть игровая

форма обучения, т.е. такая же законная форма организации процесса

обучения, как те же всем известные лекция, практическое занятие, семинар

и т.д.

Игровая форма обучения заключается в разработке и проведении учебных

игр: имитационных, символических и исследовательских, а так же их

разновидностей, например, имитационно-символических или учебно-

исследовательских. Сама же учебная игра есть целеустремленная

самостоятельная деятельность студентов и школьников, направленная на

усвоение конкретных заданий, умений и навыков их применения для

достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного

игрока или группы.

Все учебные игры имеют три основных «характера»:

1. Прямого дидактического воздействия, когда преподаватель или учитель

действуют совместно со студентами или школьниками в роли одной из

играющих сторон;

2. Опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель или

учитель находятся «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;

3. Смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель или

учитель участвуют в игре в ролях ведущего, арбитра, экспертов и

консультантов.

Когда кому-нибудь предлагают сыграть во что-то, часто отвечают: «Не

умею, не знаю». Это значит, что даже самая простая игра начинается с

учебы. При этом процесс обучения в игре, как правило, имеет игровой

характер. В этом очевидном феномене игровой формы обучения «скрыта

двойная дидактика»: чтобы играть, надо учиться, а, играя, человек

самообучается и самостоятельно приобретает неповторимый опыт личных

проб и ошибок.

Феномен двойной дидактики игры заключается в том, что игра сама по себе

спонтанно создает все необходимые условия для возникновения и

разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в игре, как бы

самопроизвольно, независимо от учителя и ученика, т.е. почти также, как в

жизни.

Имитационные или деловые игры. Игроки, объединенные в группы или

команды, представляют собой руководство конкурирующих компаний и

принимают решения, как настоящие управляющие. Такие игры проводятся

по периодам или циклам, которые означают один день работы, неделю,

месяц, квартал или целый год. Каждая деловая игра начинается с

инструктажа (двойная дидактика игры). Ведущий преподаватель описывает

объект управления, сферу деятельности, основные характеристики

«выпускаемой продукции», а главное - какие роли должны исполнять

игроки, какие решения будут принимать и, какую информацию и в каком

объеме они будут получать в ходе игры. После такого инструктажа все

«компании» начинают работать, как правило, в одинаковых условиях.

Процесс игры начинался с принятия решений, а от них зависит вся игра. В

конце игры группа, получившая наибольшую «прибыль» называлась

победительницей. Такая игра является прекрасной формой обучения

будущих экономистов, финансистов, юристов и управляющих.

Искусственную результативную интеллектуальную игру, в которой

основным средством игры являются знаки, символы и числа на любых

носителях информации, называют символической игрой. Вот так - все

просто и ясно. А что представляют собой знаки, символы и числа в

совокупном значении? Все, именно все. В дидактическом же плане - это

наши «родные», формализованные конкретные задания - слова, формулы,

термины, законы, принципы и правила, таблицы и графики, программы и

файлы, т.е. само содержание учебного предмета - фундаментальной,

прикладной или специальной научно-практической дисциплины.

С этой точки зрения, символическую игру, основными средствами которой

являются конкретные задания в виде знаков, символов и чисел, в основное

правило игры выполняется в строгом соответствии с законами и правилами

этой конкретной научной дисциплины, можно назвать учебной

символической игрой.

Исследовательская игра - это специально организованная и эмоционально

активированная игровая деятельность человека, пары или группы, целью

которой является выигрыш многозначительного приза путем поиска и

непременного открытия новых заданий и способов действия для

разрешения конкретных проблем реальной жизни.

Сущность любой научно-педагогической проблемы, которую человек

атакует или защищает своими идеями, принципами, правилами и, наконец,

знаниями, как известно, заключена в природе познаваемого объекта.

При этом возникновение противоречий в сознании человека имеет в своей

природе актуальные противоречия, существующие в реальной

действительности. По крылатым словам основоположника советской

синектики Г.С. Альтшуллера - «сделать изобретение - это значит придумать

такую техническую систему, которая не имеет противоречий, присущих

предшествующей системе». Заметим, что это относится не только к

техногенным, но и к биомашинным, информационно-энергетическим и

финансово-экономическим системам, не говоря уже о такой

консервативной сфере деятельности, как образование.

2. Игровое обучение химии

2.1 Современные представления об игровых технологиях

Дидактические игры, т.е. игры, используемые в процессе обучения

учащихся, в настоящее время имеют большое значение в воспитании,

обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к

будущим жизненным ситуациям.

Учебные игры способствуют развитию:

· Положительных стимулов к процессу познания;

· Познавательных способностей каждого учащегося;

· Развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности,

памяти, сообразительности;

А также формированию:

· Умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных

обстоятельствах без боязни допустить ошибки;

· Критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;

· Учебной и трудовой дисциплины.

Игра - один из универсальных видов человеческой деятельности. Она

прошла путь развития, параллельный становлению и развитию

человеческого общества. Игры включаются в процесс воспитания личности

с младенчества и используются до глубокой старости.

Величайшие умы человечества - от Платона до Шиллера, от Коменского до

Руссо - утверждали, что игра для детей - лучший способ познания.

Обращение к игре педагогов (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский,

В.А. Сухомлинский, С.Т. Шатский, Ю.К. Бабанский) объясняется поиском

оптимальных способов воздействия ученика с целью его обучения и

воспитания, формирования личностных качеств.

Вначале 70-80-х гг. модернизация химического образования,

необходимость овладения учащимися прочными знаниями теоретических

вопросов курса химии потребовали не только увеличения числа игр, но и их

качественного изменения. Появляются первые устные тренировочные игры,

направленные на закрепление полученных знаний, а также

соревновательные игры, направленные на организацию активного общения

учащихся, например химические турниры. В это время основой для

создания новых типов дидактических игр стали детские спортивные,

телевизионные игры. Так появились лото, домино, химические шашки,

эстафеты, «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Значительный вклад в разработку таких игр внесли методисты-химики Н.Е.

Кузнецова, Б.П. Болотинская, А.А. Тыльдсепп, Е.Г. Огородник.

Таким образом, на практике обучения химии игры используются давно, и

все же главным образом как средство организации внеклассной работы по

предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически.

Некоторые учителя благосклонно допускают возможность

взаимодополняемости учебы и игры. Однако в своем подавляющем

большинстве они считают, что время, затраченное на игру, сокращает

время на учебу, хотя на самом деле эти два процесса могут происходить

одновременно. Использование дидактических игр в обучении имеет ряд

психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры

в том, что она обязательно должна быть построена на интерес,

удовольствие. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение

от удачного ответа. Важно, чтобы цель была достижимой, а оформление по

возможности красочным и разнообразным.

Игра - добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного

выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику

удовольствие и радость. Деятельность, организованная на основе таких

переживаний, мобилизует познавательные возможности учащихся и

помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно проявилась их

самостоятельность.

Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной

работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу,

непроизвольное запоминание. А то, что запоминается непроизвольно в

процессе активной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем

материал, который необходимо было запомнить произвольно, в обычных

условиях. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся,

совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения,

конкретизации и т.д. Л.С. Выготский выявил и сформулировал

своеобразный парадокс игры: учащийся в игре делает то, что ему хочется

(линия наименьшего сопротивления), но, тем не менее, он в игре учится

подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия

наибольшего сопротивления).

В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к

повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению

установленных правил. В таких играх им важна победа или выигрыш,

которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к

деятельности и дальнейшему участию в игре.

В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся,

которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому,

чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно,

способствуют усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с

достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, т.е.

качество обучения.

Таким образом, психологические особенности дидактических игр

указывают на необходимость их использования в учебном процессе.

Выводы

В современном мире существуют различные образовательные технологии,

без которых сейчас тяжело представить процесс обучения школьников.

Развитие технологий не останавливается на достигнутом, учителя активно

используют свои умения и навыки для увеличения уровня знаний учащихся

и их интереса к предметам, учебе и саморазвитию.

Химия считается одним из самых сложных школьных предметов. Часов на

изучение этой науки выделяется не достаточно для более качественного и

углубленного изучения предмета.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического

процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Пропедевтическая игровая форма занятий создается на уроках при помощи

игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, вызывает

интерес учеников к предмету.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. М.:

Просвещение, 1987. 144 с.

2. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное

пособие. М.:Центрхимпресс, 2004. 144 с. Химия в школе - абитуриенту,

учителю «Библиотека журнала».

3. Береснева Е.В., Трапицына Н.В. Из опыта организации проектной

деятельности // «Химия в школе», 2010, № 10. 22-26 с.

4. Габриелян О.С. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О.С. Габриелян,

И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.- 7-ое изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.

159 с.: ил.

5. Габриелян О.С. Материалы курса «Современная дидактика школьной

химии»: лекции 1-4 / О.С. Габриелян, В. Г. Краснова, С.А. Сладков. М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 72 с.

6. Габриелян О.С. Материалы курса «Современная дидактика школьной

химии»: лекции 5-8 / О.С. Габриелян, В. Г. Краснова, С.А. Сладков. М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 64 с.

7. Габриелян О.С. Химия. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С.

Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А.

Шикарева - 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 107 с.: ил.

8. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: интегральные

технологии // «Химия в школе», 2003, № 10. 18 с.

9. Дмитренко Э.Б. Предметная неделя химии в школе/ Э.Б. Дмитренко, К.Н.

Задорожный - Ростов-на-Дону, 2006. 250 с.

10. Долгань Е.К. Инновации и современные технологии в обучении химии:

учебное пособие/ Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. 66 с.

11. Жидкова Р.А. Использование методик коллективного способа обучения

на уроках химии // «Химия. Методика преподавания в школе», 2002, № 8.

60 - 62 с.

12. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе.

Пособие для учителей, издание второе, переработанное. М.:

Государственное учебно-педагогическое издательство министерство

просвещения РСФСР, 1958. 611 с.

13. Коменский Я.А. Учитель учителей. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

14. Космодемьянская С.С. Методика обучения химии. Учебное пособие /

С.С. Космодемьянская, С.И. Гильманшина. Казань: ТГГПУ, 2011. 136 с.

15. Котикова И.В. Некоторые возможности использования web-технологий

при обучении химии // «Химия», 2011, № 14. 38-39 с.

16. Кудрявцева Ю.А. Интегральная технология // «Химия», 2004, № 35. 8 с.

17. Пакулова В.М. Природоведенье. Природа. Живая и неживая. 5 класс:

рабочая тетрадь/ В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М.: Дрофа, 2012. 144 с.: ил.

18. Пидкастистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное

пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. М.: МПУ, 1996. 268 с.

19. Сорокина Т.С. Интегральные технологии на практике // «Химия», 2008,

№ 22. 38 с.

20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.- Л.:

Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. 1948.

656 с.

21. Чернобельская Г.М. Материалы курса: «Актуальные проблемы

методики обучения химии в школе»: лекции 1-4. М.: Педогогический

университет «Первое сентября», 2007. 72 с.

22. Чернобельская Г.М. Материалы курса: «Актуальные проблемы

методики обучения химии в школе»: лекции 5-8. М.: Педогогический

университет «Первое сентября», 2007. 68 с.

23. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб.

для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. 366

с.

24. Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии/ Г.И.

Штремплер, Г.А. Пичугина. М.: Дрофа, 2005. 96 с.

25. Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвящение, 1993. 96 с.