Автор: Наумова Любовь Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Нарткала, Урванский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение игровых технологий на уроках химии
Институт повышения квалификации и
профессиональной подготовки КБГУ.
Использование игровых технологий на
уроках химии и во внеурочной
деятельности.
Учитель химии МКОУ СОШ №6:
Наумова Любовь Викторовна.
Нальчик 2022
Содержание
Введение
1. Литературный обзор.
1.1 Современные технологии в обучении.
1.2 Игровые технологии.
2. Игровое обучение химии.
2.1 Игровые технологии в обучении химии.
Выводы.
Литература.
Введение
Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых
рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические
явления в окружающей жизни.
Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий
успешного обучения. Игра «в значительной степени является основой всей
человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок
активно мыслит, чувствует и творит свободно.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве технологии для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной
технологии (лекционно-семинарская зачетная система);
в качестве одной из нескольких сочетаемых технологий (ИКТ и
игровые технологии)
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие
дела).
Цель современной школы состоит в представлении учащимися
оптимальных условий для личностного самовыражения, развития
способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях
окружающей среды. Выполнение этих задач наиболее успешно может
осуществляться на основе личностно-деятельного подхода к обучению,
развитию и воспитанию учащихся, при переходе процесса обучения на
продуктивный и творческий уровень.
Формирование творческой личности, одна из главных задач современного
образования. Федеральный компонент государственного стандарта
ориентирован не только на знания учащихся, но в первую очередь на
деятельностный компонент, который позволяет в наибольшей степени
реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого
ребёнка. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования
является развитие познавательной активности учащихся. Однако, мы часто
сталкиваемся с проблемой снижения мотивации к изучению химии, так как
учащиеся сталкиваются с огромным объемом теоретического материала, со
сложностью восприятия и осмысления химической терминологии,
основополагающих законов, формул, решения задач. В связи с этим
становится актуальным совершенствование методов обучения химии,
которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают
их познавательную активность, учат практически использовать химические
знания. В решении данной проблемы можно предложить игровые формы
организации занятий. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята
незаметно для себя вовлекаются в познавательную деятельность, начинают
понимать, что выиграть можно, если имеешь определенный багаж знаний.
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном
процессе как результат активного участия в познавательной деятельности,
заставляет учителей постоянно искать новые пути дальнейшей активизации
этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих
воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых
специфических способов обучения, названных учебными играми. Игры
сочетают в себе в различных отношениях проблемный, поисковый и
исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и
практическую формы.
Игра - наиболее знакомый для детей вид деятельности, позволяющий
проявлять ученикам свои индивидуальные особенности. Учебные игры
способствуют развитию положительной мотивации к процессу познания,
развитию любознательности, мышления, внимания, наблюдательности,
памяти, сообразительности, расширению кругозора. А также
формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения
в разнообразных ситуациях. Игровые технологии позволяют разнообразить
деятельность учащихся во время всего урока, что позволяет снизить
умственную нагрузку и предотвратить их утомляемость. Обычно игра
применяется в сочетании с другими методами: наблюдениями,
самостоятельной работой, лабораторными опытами, работой с различными
источниками.
Во время игры развиваются коммуникативные компетенции учащихся,
школьники выполняют различные роли, они вступают в общение с
одноклассниками, учатся слушать, прислушиваться к мнению других,
отстаивать свое мнение, вырабатывают коллективное решение. Все это
оказывает большое воспитательное значение на становление личности.
Игровые технологии могут использоваться на различных этапах урока: во
время определения темы урока, на этапе целеполагания, во время проверки
знаний, при изучении нового материала или его закреплении, при
обобщении и систематизации знаний. Игра может занимать несколько
минут или целый урок. При использовании игр необходимо создание таких
ситуаций, при которых будут играть не только ученики, но и учитель.
Игры, используемые в процессе обучения учащихся, в настоящее время
имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как
средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Цель работы: Изучение возможности использования игровых технологий
в школьном курсе химии.
1. Литературный обзор
1.1 Современные технологии в обучении
Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй
половине XX столетия и стало своеобразным регулятором научного и
практического мышления. Оно побуждает как ученых, так и практиков во
всех сферах, в том числе и в образовании, использовать лучшие достижения
науки и опыта для получения гарантированного результата; строить
деятельность на интенсивной оптимальной основе; уделять внимание
прогнозированию и проектированию деятельности с тем, чтобы не
допускать импровизации и профанации по ходу использования;
использовать в возрастающей степени новейшие информационные
средства.
Технологичность становится доминирующей характеристикой
деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень
эффективности, оптимальности, наукоемкости по сравнению с
традиционным уровнем, соотнесенным с понятием «методика».
Вокруг понятия образовательной технологии во всем мире ведутся
серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное, всеми
принимаемое определение. В качестве основных характеристик называются
ее системность, концептуальность, научность, интегративность,
гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность,
алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования
переноса в новые условия.
Технология обучения - это педагогическая деятельность, максимально
использующая или опирающаяся на законы обучения, воспитания и
развития и поэтому обеспечивающая высокие конечные результаты.
Образовательная технология - это жестко алгоритмизированная, научно
обоснованная система реализации какого-либо учебно-воспитательного
процесса, включающая совокупность действий, операций, приемов,
процедур и обеспечивающая достижение прогнозируемого, а также
диагностируемого результата.
Следует заметить, что в научно-методической литературе имеют место
понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология»,
«дидактическая технология». Так, В.В. Гузеев считает, что термин
«педагогическая технология» является неточным переводом английского
«an educational technology» - «образовательная технология». До недавних
пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее
время под названием «педагогическая технология» в отечественной
литературе фигурируют работы, посвященные проблемам воспитания, а
термин «образовательная технология» относят к проблемам формирования
знаний. Многие авторы используют термин «педагогическая технология» в
более обобщенном смысле. Педагогической технологией обычно называют
направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение
эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение
обучаемыми запланированных результатов обучения.
1.2 Игровые технологии
- Что делать?... Что?!
- Играть!!!
Михаил Булгаков,
«Каббала Святош (Мольер)».
Игровая деятельность человека, исключая, конечно, сложнейшую игру
детей, имеет три основных уровня развития: это профессиональная игра,
любительская и учебно-тренировочная игра. При этом все уровни игры
имеют не только внешние формы организации и функционирования, но и
свои внутренние приемы, и способы существования.
С этой позиции, игра в учебном процессе одновременно является и формой,
и методом обучения - вполне самостоятельной дидактической категорией, а
именно - взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной
деятельности преподавателей и студентов, учителей и школьников, да и
просто - детей и взрослых. Этот очевидный феномен параллельно
совмещенной технологии деятельности свидетельствует о том, что игра в
процессе обучения имеет мощную внутреннюю «движущую силу» -
целеустремленную и целезахватывающую деятельность людей и
адекватную ей «внешнюю оболочку» динамических форм самого процесса
игры, как конкретного способа организации, функционирования и
управления этой мощнейшей силой.
Каждая учебная игра должна иметь общую для всех искусственных игр
устойчивую структуру при самых разных механизмах функционирования.
С этой позиции можно утверждать, что совместная обучающая и учебная
деятельность, организованная в виде общей структуры игры, и есть игровая
форма обучения, т.е. такая же законная форма организации процесса
обучения, как те же всем известные лекция, практическое занятие, семинар
и т.д.
Игровая форма обучения заключается в разработке и проведении учебных
игр: имитационных, символических и исследовательских, а так же их
разновидностей, например, имитационно-символических или учебно-
исследовательских. Сама же учебная игра есть целеустремленная
самостоятельная деятельность студентов и школьников, направленная на
усвоение конкретных заданий, умений и навыков их применения для
достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного
игрока или группы.
Все учебные игры имеют три основных «характера»:
1. Прямого дидактического воздействия, когда преподаватель или учитель
действуют совместно со студентами или школьниками в роли одной из
играющих сторон;
2. Опосредованного дидактического воздействия, когда преподаватель или
учитель находятся «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;
3. Смешанного дидактического воздействия, когда преподаватель или
учитель участвуют в игре в ролях ведущего, арбитра, экспертов и
консультантов.
Когда кому-нибудь предлагают сыграть во что-то, часто отвечают: «Не
умею, не знаю». Это значит, что даже самая простая игра начинается с
учебы. При этом процесс обучения в игре, как правило, имеет игровой
характер. В этом очевидном феномене игровой формы обучения «скрыта
двойная дидактика»: чтобы играть, надо учиться, а, играя, человек
самообучается и самостоятельно приобретает неповторимый опыт личных
проб и ошибок.
Феномен двойной дидактики игры заключается в том, что игра сама по себе
спонтанно создает все необходимые условия для возникновения и
разрешения проблемных ситуаций, которые появляются в игре, как бы
самопроизвольно, независимо от учителя и ученика, т.е. почти также, как в
жизни.
Имитационные или деловые игры. Игроки, объединенные в группы или
команды, представляют собой руководство конкурирующих компаний и
принимают решения, как настоящие управляющие. Такие игры проводятся
по периодам или циклам, которые означают один день работы, неделю,
месяц, квартал или целый год. Каждая деловая игра начинается с
инструктажа (двойная дидактика игры). Ведущий преподаватель описывает
объект управления, сферу деятельности, основные характеристики
«выпускаемой продукции», а главное - какие роли должны исполнять
игроки, какие решения будут принимать и, какую информацию и в каком
объеме они будут получать в ходе игры. После такого инструктажа все
«компании» начинают работать, как правило, в одинаковых условиях.
Процесс игры начинался с принятия решений, а от них зависит вся игра. В
конце игры группа, получившая наибольшую «прибыль» называлась
победительницей. Такая игра является прекрасной формой обучения
будущих экономистов, финансистов, юристов и управляющих.
Искусственную результативную интеллектуальную игру, в которой
основным средством игры являются знаки, символы и числа на любых
носителях информации, называют символической игрой. Вот так - все
просто и ясно. А что представляют собой знаки, символы и числа в
совокупном значении? Все, именно все. В дидактическом же плане - это
наши «родные», формализованные конкретные задания - слова, формулы,
термины, законы, принципы и правила, таблицы и графики, программы и
файлы, т.е. само содержание учебного предмета - фундаментальной,
прикладной или специальной научно-практической дисциплины.
С этой точки зрения, символическую игру, основными средствами которой
являются конкретные задания в виде знаков, символов и чисел, в основное
правило игры выполняется в строгом соответствии с законами и правилами
этой конкретной научной дисциплины, можно назвать учебной
символической игрой.
Исследовательская игра - это специально организованная и эмоционально
активированная игровая деятельность человека, пары или группы, целью
которой является выигрыш многозначительного приза путем поиска и
непременного открытия новых заданий и способов действия для
разрешения конкретных проблем реальной жизни.
Сущность любой научно-педагогической проблемы, которую человек
атакует или защищает своими идеями, принципами, правилами и, наконец,
знаниями, как известно, заключена в природе познаваемого объекта.
При этом возникновение противоречий в сознании человека имеет в своей
природе актуальные противоречия, существующие в реальной
действительности. По крылатым словам основоположника советской
синектики Г.С. Альтшуллера - «сделать изобретение - это значит придумать
такую техническую систему, которая не имеет противоречий, присущих
предшествующей системе». Заметим, что это относится не только к
техногенным, но и к биомашинным, информационно-энергетическим и
финансово-экономическим системам, не говоря уже о такой
консервативной сфере деятельности, как образование.
2. Игровое обучение химии
2.1 Современные представления об игровых технологиях
Дидактические игры, т.е. игры, используемые в процессе обучения
учащихся, в настоящее время имеют большое значение в воспитании,
обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям.
Учебные игры способствуют развитию:
· Положительных стимулов к процессу познания;
· Познавательных способностей каждого учащегося;
· Развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности,
памяти, сообразительности;
А также формированию:
· Умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных
обстоятельствах без боязни допустить ошибки;
· Критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;
· Учебной и трудовой дисциплины.
Игра - один из универсальных видов человеческой деятельности. Она
прошла путь развития, параллельный становлению и развитию
человеческого общества. Игры включаются в процесс воспитания личности
с младенчества и используются до глубокой старости.
Величайшие умы человечества - от Платона до Шиллера, от Коменского до
Руссо - утверждали, что игра для детей - лучший способ познания.
Обращение к игре педагогов (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский,
В.А. Сухомлинский, С.Т. Шатский, Ю.К. Бабанский) объясняется поиском
оптимальных способов воздействия ученика с целью его обучения и
воспитания, формирования личностных качеств.
Вначале 70-80-х гг. модернизация химического образования,
необходимость овладения учащимися прочными знаниями теоретических
вопросов курса химии потребовали не только увеличения числа игр, но и их
качественного изменения. Появляются первые устные тренировочные игры,
направленные на закрепление полученных знаний, а также
соревновательные игры, направленные на организацию активного общения
учащихся, например химические турниры. В это время основой для
создания новых типов дидактических игр стали детские спортивные,
телевизионные игры. Так появились лото, домино, химические шашки,
эстафеты, «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д.
Значительный вклад в разработку таких игр внесли методисты-химики Н.Е.
Кузнецова, Б.П. Болотинская, А.А. Тыльдсепп, Е.Г. Огородник.
Таким образом, на практике обучения химии игры используются давно, и
все же главным образом как средство организации внеклассной работы по
предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически.
Некоторые учителя благосклонно допускают возможность
взаимодополняемости учебы и игры. Однако в своем подавляющем
большинстве они считают, что время, затраченное на игру, сокращает
время на учебу, хотя на самом деле эти два процесса могут происходить
одновременно. Использование дидактических игр в обучении имеет ряд
психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры
в том, что она обязательно должна быть построена на интерес,
удовольствие. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение
от удачного ответа. Важно, чтобы цель была достижимой, а оформление по
возможности красочным и разнообразным.
Игра - добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного
выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику
удовольствие и радость. Деятельность, организованная на основе таких
переживаний, мобилизует познавательные возможности учащихся и
помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно проявилась их
самостоятельность.
Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной
работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу,
непроизвольное запоминание. А то, что запоминается непроизвольно в
процессе активной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем
материал, который необходимо было запомнить произвольно, в обычных
условиях. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся,
совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения,
конкретизации и т.д. Л.С. Выготский выявил и сформулировал
своеобразный парадокс игры: учащийся в игре делает то, что ему хочется
(линия наименьшего сопротивления), но, тем не менее, он в игре учится
подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия
наибольшего сопротивления).
В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к
повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению
установленных правил. В таких играх им важна победа или выигрыш,
которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к
деятельности и дальнейшему участию в игре.
В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся,
которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому,
чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно,
способствуют усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с
достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, т.е.
качество обучения.
Таким образом, психологические особенности дидактических игр
указывают на необходимость их использования в учебном процессе.
Выводы
В современном мире существуют различные образовательные технологии,
без которых сейчас тяжело представить процесс обучения школьников.
Развитие технологий не останавливается на достигнутом, учителя активно
используют свои умения и навыки для увеличения уровня знаний учащихся
и их интереса к предметам, учебе и саморазвитию.
Химия считается одним из самых сложных школьных предметов. Часов на
изучение этой науки выделяется не достаточно для более качественного и
углубленного изучения предмета.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Пропедевтическая игровая форма занятий создается на уроках при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, вызывает
интерес учеников к предмету.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. М.:
Просвещение, 1987. 144 с.
2. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное
пособие. М.:Центрхимпресс, 2004. 144 с. Химия в школе - абитуриенту,
учителю «Библиотека журнала».
3. Береснева Е.В., Трапицына Н.В. Из опыта организации проектной
деятельности // «Химия в школе», 2010, № 10. 22-26 с.
4. Габриелян О.С. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.- 7-ое изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
159 с.: ил.
5. Габриелян О.С. Материалы курса «Современная дидактика школьной
химии»: лекции 1-4 / О.С. Габриелян, В. Г. Краснова, С.А. Сладков. М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 72 с.
6. Габриелян О.С. Материалы курса «Современная дидактика школьной
химии»: лекции 5-8 / О.С. Габриелян, В. Г. Краснова, С.А. Сладков. М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2008. 64 с.
7. Габриелян О.С. Химия. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С.
Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О.С. Габриелян, Г.А.
Шикарева - 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 107 с.: ил.
8. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: интегральные
технологии // «Химия в школе», 2003, № 10. 18 с.
9. Дмитренко Э.Б. Предметная неделя химии в школе/ Э.Б. Дмитренко, К.Н.
Задорожный - Ростов-на-Дону, 2006. 250 с.
10. Долгань Е.К. Инновации и современные технологии в обучении химии:
учебное пособие/ Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. 66 с.
11. Жидкова Р.А. Использование методик коллективного способа обучения
на уроках химии // «Химия. Методика преподавания в школе», 2002, № 8.
60 - 62 с.
12. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе.
Пособие для учителей, издание второе, переработанное. М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство министерство
просвещения РСФСР, 1958. 611 с.
13. Коменский Я.А. Учитель учителей. М.: Карапуз, 2008. 288 с.
14. Космодемьянская С.С. Методика обучения химии. Учебное пособие /
С.С. Космодемьянская, С.И. Гильманшина. Казань: ТГГПУ, 2011. 136 с.
15. Котикова И.В. Некоторые возможности использования web-технологий
при обучении химии // «Химия», 2011, № 14. 38-39 с.
16. Кудрявцева Ю.А. Интегральная технология // «Химия», 2004, № 35. 8 с.
17. Пакулова В.М. Природоведенье. Природа. Живая и неживая. 5 класс:
рабочая тетрадь/ В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М.: Дрофа, 2012. 144 с.: ил.
18. Пидкастистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное
пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. М.: МПУ, 1996. 268 с.
19. Сорокина Т.С. Интегральные технологии на практике // «Химия», 2008,
№ 22. 38 с.
20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.- Л.:
Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. 1948.
656 с.
21. Чернобельская Г.М. Материалы курса: «Актуальные проблемы
методики обучения химии в школе»: лекции 1-4. М.: Педогогический
университет «Первое сентября», 2007. 72 с.
22. Чернобельская Г.М. Материалы курса: «Актуальные проблемы
методики обучения химии в школе»: лекции 5-8. М.: Педогогический
университет «Первое сентября», 2007. 68 с.
23. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб.
для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. 366
с.
24. Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии/ Г.И.
Штремплер, Г.А. Пичугина. М.: Дрофа, 2005. 96 с.
25. Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвящение, 1993. 96 с.