"Основные критерии в оценивании по физической культуре"

Автор: Братчиков Михаил Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ-ЦО №27
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Основные критерии в оценивании по физической культуре"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Многие родители привыкли к тому, что по некоторым предметам школьной программы развивающего цикла, таким как изо, физкультура, музыка, у их ребенка должна быть пятерка. И если ребенок ее не получает, это вызывает у родителей массу недоумений. Действительно, выставление отметки по этим предметам имеет ряд тонкостей, которых лишены другие учебные дисциплины. В последнее время Всемирной организацией здравоохранения констатируется все ухудшающееся здоровье подрастающего поколения. Это связано и с плохой экологической обстановкой крупных городов, и с малоподвижным образом жизни, на который оказывают свое влияние всепоглощающая компьютеризация, и большой объем учебной нагрузки, что, в свою очередь, не оставляет времени детям на занятия в спортивных секциях. Не спасает в этой ситуации и третий час физкультуры в школе. Поэтому наша задача как учителей физической культуры, прежде всего, привлечь детям интерес к занятиям физкультурой для их регулярного посещения, и оценка в этом контексте должна нам помочь. Проблема школьной отметки по физической культуре только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, с ее помощью осуществляется связь между преподавателем, учащимся и родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе-мотивационная роль. (Такую характеристику школьной отметки дал М.В. Богуславский, д.п.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО). В «помощь» учителю физкультуры при оценивании учеников выступает жесткая и сухая таблица контрольных нормативов. Однако не учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка мы не имеем права. Все увеличивающееся количество детей, отнесенных к подготовительной группе, предполагает некое отступление в сторону послабления контрольных требований. И если бы мы оценивали детей, опираясь только на таблицу нормативов, думаю, здоровых любителей физкультуры у нас бы существенно поубавилось. Что же делать? Как найти ту золотую середину, чтобы и отметку не обесценить, и оставить довольными детей и их родителей? Прежде
всего, надо сделать так, чтобы все субъекты образовательного процесса четко знали и понимали, за что выставляется отметка. На этот счет у многих учителей физкультуры есть свои мнения, которые основываются на многолетнем опыте. Это и «поурочные баллы», и среднее арифметическое и многое другое. На мой взгляд, самое главное, это, прежде всего, личные достижения учащегося. При ведении дневника контроля за результатами учеников, мы можем четко констатировать улучшение или ухудшение развития тех или иных физических качеств, определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных знаний. Также это позволяет сравнить достижения учащихся между собой, стимулируя их к стремлению улучшить свои показатели. Оценка всегда направлена на личность ученика, тогда как отметка обращена в социум. Учитель физической культуры на основании имеющихся у школьного врача данных о состоянии здоровья ребенка решает вопрос об индивидуальном подходе при подборе физических упражнений. Он также принимает во внимание и результаты контроля и замечания родителей. Так, сопоставляя нормативные и фактические результаты, достигнутые учеником в процессе выполнения заданий можно установить, какие физические качества недостаточно развиты у ребенка, и сосредоточить внимание на их совершенствовании. В Законе о физической культуре и спорте Российской Федерации (ст. 14) говорится о выполнении нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебными программами. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» к выпускникам предъявляются требования: знать, уметь, демонстрировать (без учета роста, веса, телосложения ребенка и т.д.). Для оценивания физической подготовленности используются тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно- нормативным документом – Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков), поднимание – опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 сек. (оценивание силы у девочек). Необходимым условием для получения положительной оценки является регулярность посещения уроков. Помимо этого, мы проводим
сдачу норм ГТО, которые вступают в силу в обязательном порядке с 1 января 2016 года, теоретическую подготовку, включая участие в различных Олимпиадах, создании наглядного материала и проектных работ, принимаем во внимание участие в соревнованиях, вводим основы судейской практики на уроках, организуем силами учащихся подвижные перемены и многое другое. Уроки, пропущенные по уважительной причине или по болезни, во внимание не берутся. Оценка на начало года является своеобразным «трамплином» для повышения уровня физической подготовленности. Я сознательно ухожу от троек и, тем более, двоек по своему предмету. Может быть, кто-то скажет: «А как же быть с теми, кто прогуливает и не ходит на уроки?!» С гордостью скажу, что у меня таких ребят нет, и это, пожалуй, мое самое большое достижение, за которое я смело могу поставить себе твердую пятерку!