"Активация речевого развития детей 6-7 через лингвистические игры"
Авторы: Гусева Татьяна Александровна, Тимофеева Ольга Вячеславовна Должности: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д\с № 36 "Звоночек"
Населённый пункт: Пермский край, г.Чайковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активация речевого развития детей 6-7 через лингвистические игры"
»
Гусева Татьяна Александровна
воспитатель
Тимофеева Ольга Вячеславовна
учитель-логопед
«Именно в игре
ребёнок свободно
владеет речью, говорит
то, что думает, а не то,
что надо. Не поучать и
обучать, а играть с ним,
фантазировать,
сочинять, придумывать
– вот, что необходимо
ребёнку».
Джанни Родари
Игра – ведущий в этом возрасте
вид деятельности, создающий
наиболее благоприятные
условия для психического и
личностного развития ребёнка,
поскольку в процессе игры он
сам стремится научиться тому,
чего ещё не умеет.
Цель занятий по
развитию речи:
формирование
качественной стороны
речевой деятельности
детей в процессе
общения.
Игры на развитие звуковой культуры речи:
Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха или умение
определить количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в
начале, середине, конце слова, с заданным количеством
слогов, по схеме и т.д
Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание
придумать любое слово. Затем мяч передаётся
следующему игроку. Он должен придумать слово, которое
начинается с последнего звука предыдущего слова. И так
далее, пока не дойдут до первого игрока. -
Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки
локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои
ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове
услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е.
хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от
темы занятия.
Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в
слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно».
Цель – развитие умения делить слова на слоги.
Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги.
Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее
нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и
считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить
действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся
в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном
числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются
вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей
хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
Игры на обогащение словарного
запаса:
Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов –
неприятелей).
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Игры на развитие связной речи.
Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения
со словами-предметами, словами-признаками, словами-
действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить
начатое учителем предложение, опираясь на
наводящие вопросы учителя. Например, учитель
начинает предложение так: «Дети идут … (Куда?
Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети
идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо
обогащения грамматического опыта, может служить
своеобразным тестом, позволяющим выявить
тревожность ребёнка по отношению к различным
жизненным ситуациям.