Напоминание

"Активация речевого развития детей 6-7 через лингвистические игры"

Авторы: Гусева Татьяна Александровна, Тимофеева Ольга Вячеславовна
Должности: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д\с № 36 "Звоночек"
Населённый пункт: Пермский край, г.Чайковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активация речевого развития детей 6-7 через лингвистические игры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 6-7 ЧЕРЕЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ: «ЧАС ИГРЫ

»
Гусева Татьяна Александровна воспитатель Тимофеева Ольга Вячеславовна учитель-логопед



«Именно в игре

ребёнок свободно

владеет речью, говорит

то, что думает, а не то,

что надо. Не поучать и

обучать, а играть с ним,

фантазировать,

сочинять, придумывать

– вот, что необходимо

ребёнку».

Джанни Родари


Игра – ведущий в этом возрасте

вид деятельности, создающий

наиболее благоприятные

условия для психического и

личностного развития ребёнка,

поскольку в процессе игры он

сам стремится научиться тому,

чего ещё не умеет.


Цель занятий по

развитию речи:

формирование

качественной стороны

речевой деятельности

детей в процессе

общения.


Игры на развитие звуковой культуры речи:
Игра «Придумай слово». Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове. Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д Игра «Строим дорожку». Цель – развитие фонематического слуха. Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. -
Игра «Ловушка». Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук. Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия. Игра «Поймай слог». Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. Игровое упражнение «Раздели правильно». Цель – развитие умения делить слова на слоги. Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Кузовок». Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова: -Вот тебе кузовок, -Клади в него, что на –ок. -Обмолвишься – отдашь залог. Игровое упражнение «Чьё всё это?». Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? -Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи. -Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Игры на обогащение словарного

запаса:
Игра «Наоборот». Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). -Нам с тобой пришёл черёд -Сыграть в игру «Наоборот». -Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). -Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). -Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). -Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)! -Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). -Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игры на развитие связной речи.
Игровое упражнение «Распространи предложение». Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами- действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.