Напоминание

Развитие стремления к самосовершенствованию, повышению профессионального мастерства

Автор: Туктаров Вагиз Рафисович
Должность: мастер производственного обучения преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие стремления к самосовершенствованию, повышению профессионального мастерства







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка на тему: «Развитие стремления к

самосовершенствованию, повышению профессионального мастерства».

Выполнил мастер производственного обучения федерального казенного

профессионального образовательного учреждения № 145

Федеральной службы исполнения наказаний

Туктаров Вагиз Рафисович

Введение

Повышение профессионального мастерства преподавателей (мастеров

производственного

обучения)

-

это

целенаправленная

деятельность

преподавателей

(мастеров

производственного

обучения)

по

овладению

новыми для них ценностями (идеями и концепциями, способствующими

эффективному осуществлению образовательного процесса) и технологиями,

включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в

практику образования различных инноваций.

Целью

повышения

квалификации

является

оптимизация

образовательного

процесса,

профессиональный

рост

и

постоянное

совершенствование преподавателей (мастеров производственного обучения).

Необходимость повышения профессионального мастерства обусловлена

изменениями

в

сфере

профессионального

образования.

Рост

профессионального мастерства идёт более интенсивно, если преподаватель

(мастер производственного обучения) занимает позицию активного субъекта

деятельности, если профессиональный и социальный опыт преподавателя

(мастера производственного обучения) осмысливается и соединяется с опытом

коллег, если в коллективе поддерживается и поощряется профессиональное

творчество, поиск новых путей обучения.

В

целях

повышения

квалификации

преподаватели

(мастера

производственного обучения) проходят курсы повышения квалификации,

аттестация, участие преподавателя (мастера производственного обучения) в

методической работе осуществляется, как внутри учреждения, так и по

сетевому взаимодействию образовательных учреждений.

На данный период времени преподаватели (мастера производственного

обучения) образовательных учреждений работают на основе Федерального

государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). Стандарт

образования предъявляет требования к квалификации преподавателя (мастера

производственного обучения). Преподаватели (мастера производственного

обучения) должны обладать основными компетенциями в организации

образовательной деятельности по реализации основной образовательной

программы;

в

осуществлении

взаимодействия

с

сотрудниками

образовательного учреждения; в методическом обеспечении образовательного

процесса.

1

Новые требования к качеству образования, выраженные в ФГОС,

утверждение

Профессионального

стандарта

педагога

предполагает

необходимость изменения в организации, содержании и технологиях и

масштабе

подготовки,

переподготовки

(преподавателей

и

мастеров

производственного

обучения).

Главной

целью

программы

состоит

в

повышении качества подготовки кадров, приведение системы образования в

соответствие

со

стандартами

профессиональной

деятельности

педагога

(преподавателя, мастера производственного обучения).

Процесс

повышения

квалификации

преподавателя

(мастера

производственного обучения) является постоянным и непрерывным. Для нас

является актуальным процесс управления повышением профессионального

мастерства. Заключается он в регулярном самообразовании, повышении

квалификации

преподавателя

(мастера

производственного

обучения),

изучении и применении новых технологий, а так же мотивировании

преподавателя (мастера производственного обучения) на профессиональную

переподготовку.

1. Теоретические основы проблемы повышения профессионального

мастерства преподавателя (мастера производственного обучения).

Категории «управление» и «профессиональное мастерство».

Профессиональное

мастерство

специалиста

-

высокий

уровень

деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в

точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом

использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней

основой профессионального мастерства специалиста является система знаний,

навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам.

Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью,

широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному

использованию

их

при

изменении

ситуаций

трудовой

деятельности

Профессиональное мастерство невозможно без навыков. Обладая навыками,

специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять

творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными

и качественными показателями. Навыки специалиста должны быть прочными,

гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для

данной специальности.

Таким

образом,

анализ

показывает

отличительные

признаки

«профессионального мастерства»:

1.

Высший уровень овладения специальностью;

2.

Система

знаний,

навыков,

умений,

качеств,

отвечающая

профессии, ее целям и задачам;

3.

Высокую

квалификацию

и

компетентность,

надежность

ответственность, технологическую культуру и самодисциплину.

2

Профессиональное мастерство - представляет собой высший уровень

овладения работником своей профессией (специальностью) и подразумевает

целый ряд качеств: высокую квалификацию и компетентность, надежность и

ответственность, технологическую культуру и самодисциплину, связано с

профессиональным творчеством.

Анализируя понятия, мы выделили важные качества, без которых не

возможно

становление

профессиональной

деятельности

преподавателя

(мастера

производственного

обучения)

Актуальность

профессионализма

преподавателя (мастера производственного обучения) в условиях внедрения

ФГОС требует изменений к подходу управления повышением мастерства

преподавателя (мастера производственного обучения).

2.

Повышение профессионального мастерства преподавателя

(мастера производственного обучения): цели, содержание, методы, формы

Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе

совершенствования мастерства преподавателя (мастера производственного

обучения).

Профессиональное

мастерство

преподавателей

(мастеров

производственного обучения) является ведущим критерием оценки их

деятельности при этом уровень знаний и умений обучающих – является из

основных

показателей

профессионализма

преподавателя

(мастера

производственного

обучения).

Современный

преподаватель

(мастер

производственного

обучения)

должен

иметь

оригинальный

стиль

деятельности, область рядом определенных качеств. Что же входит в понятие

«преподавательское мастерство»?

Преподавательское мастерство, прежде всего, связано с личностью

преподавателя (мастера производственного обучения), с комплексом качеств,

которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации

профессиональной

деятельности.

С

технологической

точки

зрения

преподавательское мастерство - это система, основными компонентами

которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность,

профессиональные

знания

и

умения,

творчество

и

преподавательские

способности,

компетентность.

В

профессиональной

деятельности

преподаватель

(мастер

производственного

обучения)

опирается

на

потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей

культуры

позволяет

ему

развивать

творчество

и

преподавательское

мастерство.

В современных условиях преподаватель (мастер производственного

обучения) - это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами,

как научное психолого-преподавательское мышление, высокий уровень

преподавательского мастерства, определенная исследовательская смелость,

развитая преподавательская интуиция, критический анализ, потребность в

профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового

3

преподавательского

опыта,

то

есть

обладающий

сформированным

потенциалом.

Инновационный потенциал преподавателя (мастера производственного

обучения) - совокупность социокультурных и творческих характеристик его

личности, готовность совершенствовать преподавательскую деятельность и

наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.

Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и

представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем,

воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные

подходы в образовании.

Важность

проблемы

столь

велика,

что

преподаватель

(мастер

производственного обучения) должен принять очень ответственное решение о

переводе своей деятельности в режим саморазвития, или, другими словами,

выстроить видение проблемы на перспективу.

Поэтапное перспективное планирование дает преподавателю (мастеру

производственного

обучения)

возможность

разработать

развивающую

парциальную программу по интересующему его направлению. Он заполняет

таблицу по месяцам в соответствии с поставленными задачами, планируя

содержание

работы

с

обучающимися,

с

коллегами,

предусматривая

приобретение

предполагаемого

оборудования.

Программа

может

быть

рассчитана как на один год, так и на весь период. Количество часов

определяется образовательным компонентом, загруженностью преподавателя

(мастера

производственного

обучения),

направлением

развития

образовательного учреждения.

Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является

проявлением

высокого

профессионального

мастерства,

результатом

постоянного

совершенствования

профессиональной

деятельности

преподавателя (мастера производственного обучения).

Для

этого

каждому

преподавателю

(мастеру

производственного

обучения) предлагается иметь портфолио (с англ. «рortfolio» - портфель,

папка). Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели

профессионального роста и творческой активности преподавателя (мастера

производственного

обучения)

в

течение

длительного

срока

его

профессиональной

деятельности.

Функции

портфолио:

статистическая,

накопительная, практическая.

Цель создания портфолио - раскрытие творческого роста преподавателя

(мастера производственного обучения), предоставление результатов своего

труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации

образовательного

учреждения,

управления

образования,

использование

данных материалов для аттестации.

На

лицевой

стороне

карты

отражена

краткая

характеристика

преподавателя

(мастера

производственного

обучения)

и

его

профессиональный

рост,

то

есть

работа

по

совершенствованию

педагогического мастерства из года в год (указываются участие в конкурсах,

4

получение различных грантов и наград любого уровня и другое – можно

приложить копии).

На обратной стороне фиксируются все наблюдения за образовательным

процессом, накопленные за определенный период. В карте отмечаются любые

наблюдения за процессом работы конкретного преподавателя (мастера

производственного

обучения).

Это

анкетирование,

результаты

преподавательской диагностики и диагностики уровня знаний и умений

обучающих,

самоанализа,

самоконтроля,

любая

жалоба

со

стороны

сотрудников, результаты проведения открытых уроков, и так далее. Динамику

достижений преподавателя необходимо показать через результаты. Это может

быть оформлено в виде приложений к карте наблюдений по разделам:

результаты образовательного процесса;

инновационной деятельности;

обобщения опыта и использования в своей деятельности опыта

других преподавателей (мастеров производственного обучения);

экспериментальной работы;

печатных работ и другое.

Таким

образом,

карты

является

как

бы

аккумулятором

роста

преподавателя (мастера производственного обучения) на протяжении всех лет

работы

в

данном

учреждении,

в

ней

отражается

динамика

его

профессионального роста.

Структура

повышения

профессионального

мастерства

преподавателей (мастеров производственного обучения).

Цель – повышение профессионального уровня преподавателя (мастера

производственного обучения), качества образовательной деятельности.

Категории

педагогов

Задачи

Формы

деятельности

Виды отчета

Начинающий

(молодой)

1. Знакомство с коллективом

2. Знакомство с

физиологическими

особенностями обучающихся

3. Изучение методов и

приемов используемых в

реализации образовательной

деятельности

4.Практическое применение

полученных знаний

5.Анализ результатов

деятельности

Консультация,

беседа, просмотр

открытого

занятия, участие

в мастер-классе,

диагностика

(мониторинг),

написание

аналитической

справки

Анализ занятия,

ведение поэтапно-

перспективного

плана, выбор темы

по

самообразованию,

ведение портфолио

Преподаватель

(мастер

производствен

ного обучения)

с опытом

1.Поиск и применение новых

видов деятельности

2.Обобщение опыта работы

3.Транслирование опыта

работы в среде других

коллективов

4.Позитивно воспринимают

Проектные

и рефлексивные

карты

Конспекты

занятий,

презентации опыта

работы, творческие

проекты,

аналитические

справки,

5

изменения в образовательной

сфере

пополнение опыта

работы в

портфолио

Преподаватель

(мастер

производствен

ного обучения)

- со стажем

1.Практическое применение

полученных знаний

2.Анализ результатов

деятельности

3.Оказание помощи молодым

преподавателям (мастерам

производственного обучения

наставничество)

4.педагогическую помощь

молодым специалистам

Проведение

НОД,

совместно

деятельности,

транслирование

опыта работы,

демонстрация

мастер-классов

Портфолио,

обобщение опыта

работа

Я

представил

модель

системы

профессионального

мастерства

преподавателей (мастеров производственного обучения). Она является весьма

эффективной,

потому

что

в

такой

системе

преподаватели

(мастера

производственного обучения) взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что

и

отследить

отношение

преподавателей

(мастеров

производственного

обучения) к своей работе имеет существенное значение.

Обладая разным опытом преподавательской деятельности молодым

преподавателям

(мастерам

производственного

обучения)

в

процессе

преподавательской

деятельности

необходимо

отслеживать

качество

профессионального мастерства. Для этого мы попытались представить модель

повышения

профессионального

мастерства

преподавателей

(мастеров

производственного обучения).

Таким образом, принимая активное участие в образовательном процессе,

преподаватель (мастер производственного обучения) постепенно принимает

участие

в

повышении

мастерства.

Система

повышения

квалификации

заключается

не

только

в

том,

чтобы

учить

преподавателя

(мастера

производственного обучения), но и в том, чтобы предоставить возможность

учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно

преподавателям (мастерам производственного обучения) следует оценивать

профессиональные способности преподавателя (мастера производственного

обучения), с целью последующей коррекции и выбора правильного пути

развития.

Целью

повышения

профессионального

мастерства

преподавателей

(мастеров производственного обучения) является поэтапное, систематическое

развитие потенциала преподавателя (мастера производственного обучения).

Основными

формами

повышения

профессионального

мастерства

преподавателей (мастеров производственного обучения) можно выделить

следующие формы:

- аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения;

- прохождение курсов повышения квалификации;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- проведение мастер-классов;

6

- публикация статей в различных научных или периодических изданиях;

- презентация опыта работы;

- участие в разработки различных проектов;

- сетевое взаимодействие в образовательном пространстве;

-

методическое

сопровождение

преподавателей

(мастеров

производственного обучения);

- внедрение образовательных технологий.

3. Разработка проекта программы повышения профессионального

мастерства преподавателей (мастеров производственного обучения)

Преподаватель (мастер производственного обучения) - ключевая фигура

в организации образовательного процесса.

Современный этап внедрения стандарта образования предполагает иной

подход к системе обучения, а соответственно достичь положительных

результатов

можно

только

совершенствуя

профессиональные

качества

преподавателя (мастера производственного обучения). Обратимся к ФГОС и

профессиональному

стандарту

(ЕТКС),

в

котором

выделены

важные

требования, а именно личные и профессиональные, в большей степени

направленные

на

профессиональные

качества

преподавателя

(мастера

производственного

обучения).

Такие

как

знание

теории

и

методики

образования, владение мониторингом с целью освоения образовательной

программы,

создание

благоприятной

и

безопасной

атмосферы

среди

обучающихся.

В современных условиях перехода к федеральному государственному

образовательному стандарту во всех образовательных учреждениях меняется

статус, его образовательные функции, соответственно меняются требования к

его профессионально-преподавательской компетенции.

Задачей

образовательного

учреждения

становится

разработка

и

применение системы внедрения новых, эффективных приёмов повышения

квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения).

Одним из условий качества обучения, является профессиональное

мастерство преподавателей (мастеров производственного обучения). На

основании ФГОС и профессионального стандарта (ЕТКС) можно выделить

следующие требования, на основании которых необходимо разработать и

применять

программу

повышения

квалификации

профессионального

мастерства преподавателей (мастеров производственного обучения):

Качества

Содержание

Профессиональные

Владение теорией и методикой образования

Мониторинг образовательной деятельности с

целью последующей корректировки

Умение работать с обучающимися

Владение ИКТ

7

Личные

Интеллектуальные

Трудовые

Эстетические

Нравственные

Мобильность

Ценностные ориентации

Наиболее

ценным

сотрудником

для

любого

образовательного

учреждения является преподаватель (мастер производственного обучения),

находящийся на стадии профессионализации, который умеет решать простые

и сложные задачи, имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль

деятельности.

По отношению к преподавательскому коллективу целью является

формирование положительного отношения коллектива к изменениям в

профессиональной сфере деятельности. Цель достигается путем решения

задач:

- выработка единой позиции, ценностей, традиций;

- организация анализа и самоанализа;

-

выявление,

обобщение

и

распространение

передового

преподавательского опыта;

- приобщение коллектива к научно-исследовательской деятельности.

План

мероприятий

повышения

квалификации

преподавателей

(мастеров производственного обучения).

Цель:

создание

эффективной

системы

повышения

квалификации

преподавательских) кадров, ориентированных на формирование успешной,

здоровой,

социально

адаптированной

личности,

ориентированной

на

общечеловеческие

ценности,

владеющей

необходимыми

знаниями

для

дальнейшего обучения с учетом индивидуальных способностей.

Задачи первого этапа:

1. Создание эффективной системы повышения квалификации кадров в

ФОУ на нормативно-правовой основе.

2.

Повышение

уровня

квалификации

кадров

через

прохождение

квалификационных курсов.

Задачи второго этапа:

1. Повышение уровня результативности усвоения программ путем

внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

2. Формирование системы мотивации.

Задачи третьего этапа:

1. Выявление проблем связанных с организацией системы повышения

квалификации.

8

2. Анализ деятельности и разработка дальнейших путей повышения

квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения).

Заключение

В современных условиях изменения системы образования важное место

занимает

профессиональное

мастерство

преподавателей

(мастеров

производственного обучения). Профессиональное мастерство включает в себя

различные характеристики, такие как, высокое овладение знаниями и

умениями

профессиональной

деятельности,

владение

различными

технологиями,

профессиональное

мастерство

формируется

на

основе

преподавательского опыта. Следует отметить такие качества, как высокую

квалификацию

и

компетентность,

надежность

и

ответственность,

технологическую культуру и самодисциплину, связано с профессиональным

творчеством.

ФГОС и профессиональный стандарт (ЕТКС) предъявляют одинаковые

требования к профессионализму преподавателя (мастера производственного

обучения), которые регламентируют идентичные компетенции. Поэтому

необходимо

выделить

основные

требования,

предъявляемые

к

профессионализму преподавателя (мастера производственного обучения),

которые

необходимо

учитывать

при

организации

их

повышения

квалификации: это перечень требований трудовых действий по организации

образовательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные

качества,

выделенные

из

профессионального

стандарта

(ЕТКС)

и

федерального государственного образовательного стандарта. Эти требования

должны быть положены в основу обновленного проекта - программы

повышения

профессионального

мастерства

преподавателей

(мастеров

производственного обучения). Предлагаемые формы работы станут условием

для развития профессионализма преподавателей (мастеров производственного

обучения).

9