"Активные методы обучения английскому языку"

Автор: Гусева Руфина Хасановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Мыскаменская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Мыс Каменный
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Активные методы обучения английскому языку"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Мастер класс
«Активные методы обучения английскому языку» Подготовила учитель английского языка Гусева Руфина Хасановна Мыс Каменный 2015 год
Ход мастер-класса

I. Презентация педагогического опыта работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встречи с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество в ходе проведения мастер-класса. Протягивая вам ладошки, я приглашаю вас к совместной работе. Протяните ладошки
сидящим рядом с вами коллегам, чтобы подарить им своё тепло. И давайте, как отдельные звенья цепи, соединимся в единую цепь для сотрудничества. (Активный приём обратной связи «Ладошки»). Слайд 1: Спасибо за поддержку. Тема моего мастер-класса «Активные методы обучения английскому языку».

Слайд 2:
Активные методы обучения
– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, групповой и индивидуальной формах организации работы. Эти методы называются активными, потому что обучение идет в движении и вовлечении в процесс деятельности всех органов чувств. Следует отметить, что большинство активных методов обучения могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других методов. Например, драматизация или дискуссия («Круглый стол»).
II. Представление системы учебных занятий.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие, т.е. урок, делится на логически связанные фазы и этапы:
I фаза: Начало образовательного мероприятия.
Этапы: инициация (приветствие, знакомство); вхождение или погружение в тему (определение целей урока); определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование образовательной среды).
II фаза: Работа над темой.
Этапы: изучение и проработка содержания темы.
III фаза: Завершение образовательного мероприятия.
Этапы: эмоциональная разрядка (снятие напряжения); подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока). Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия, поэтому активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока. Позвольте представить вам таблицу с этапами урока и АМО, которые можно использовать на определённых этапах урока.
Этапы урока

Методы и приемы

I фаза : Начало урока (образовательного мероприятия)
Введение в атмосферу иноязычного общения Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Такие АМО как
«Зеленый свет», «Светская

беседа», «Новые имена», «Комплименты»

помогают наладить контакт в группе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу, а так же динамично начать урок, задать нужный ритм. Методы АО «
Цепочка»,
«
Приветствие»,

«Поздоровайся локтями», «Первое

впечатление
», отличаются от предыдущих тем, что в них присутствуют еще и тактильные ощущения. Вхождение или погру- жение в тему (сообщение целей уро- ка) Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. К таким активным формам можно отнести метод «
Ассоциаций»,

«Мозаика»
, «
Головоломка»
,
«Голоса»
,
«Иллюстрация».
Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся и приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Такие методы, как
«Список покупок», «Дерево

ожиданий», «Дерево желаний»,

«Лицензия на

приобретение знаний»,
«
Море волнуется»,

«Разноцветные листы»
,
«Фруктовый сад»,

«Крылья и зубы»
,
«Цветик -

семицветик»,
«
Прогноз»
, «
Магический круг»
,
«Дерево у автобусной остановки»
позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
II фаза: Работа над темой
Изучение и проработка содержания темы В современной методике преподавания английского языка, как впрочем, и других предметов, существуют разнообразные личностно- ориентированные, проблемные, активные формы и методы подачи и проработки учебного материала. Я бы хотела предложить некоторые эвристические методы обучения: «Э
мпатия»
(вживание в роль или образ),
«Агглютинация» (
соединять не объединяемые в реальности качества, свойства или части явлений или объектов),
«Конструирование

правила», «Сравнение»
(например, природное явление с животным или диким зверем). А также

Методы символического видения
(словесные образы выразить через знаки, цифры),
драматизации,

морфологического ящика.

III фаза: Завершение образовательного мероприятия
Эмоциональная разрядка (снятие напряжения); под- ведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока). Урок нужно завершать снятием психологического напряжения. Для этого можно также использовать разнообразные активные приёмы. Одним из них может быть
Метод «Букет настроения», «Смайлик

настроения» или «Рисунок настроения»
или любой другой метод, который можно найти в методических пособиях или придумать самому. При подведении итогов урока в качестве рефлексивных методов можно назвать
Метод

«Рецензий»
или
Метод «Незаконченного

предложения».
Чтобы сформировать у учащихся умение оценивать свою работу и работу одноклассников, необходимо знакомить их с критериями оценивания. Используя приёмы
метода «Нормотворчество»
можно предлагать учащимся придумывать и иные формы оценивания.
III. Проведение имитационной игры.

I фаза : Начало урока (образовательного мероприятия).

1.Этап введения в атмосферу иноязычного общения:
Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть моими учениками. Мы все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст и, возможно, не все мы знакомы друг с другом. Поэтому давайте побеседуем немного. Если вы не владеете английским языком, можете воспользоваться словариком (См. на листах на столах). (Метод «Светская беседа»).
2.Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока):
Чтобы выяснить чему будет посвящен наш урок, предлагаю каждой группе собрать свой пазл и поместить его на доску (метод «Мозаика»). Итак, глядя на полученные изображения, можно ли определить тему урока? (Путешествие в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Многие путешественники ведут дневники, где они записывают цели своих путешествий и описывают свои впечатления. Давайте и мы начнём заполнять наш дневник и запишем цели нашего урока ( Выбирают из предложенного и помещают в «Дневник путешественника»):1.Ознакомиться со стихотворением “My Little Cat” и обыграть его. 2.Ознакомиться с правилами чтения слов: названием городов и мён собственных. 3.Прочитать, понять текст и выбрать
Британский город, который хотел бы посетить. 4.Объяснить свой выбор в знаковой системе.
3.Этап формирования ожиданий (планирование эффектов урока):
Перед подготовкой к путешествию не мешает подкрепиться фруктами. К сожалению, я могу предложить вам только яблоки и лимоны. С вои ожидания и цели работы на уроке прошу записать на яблоках, а опасения или предположения, что вы не сможете что-то усвоить на уроке, записать на лимонах (метод «Фруктовый сад») и развешать их на этом необычном дереве (метод «Аглютинация»: на дереве растут яблоки и лимоны, т.е. то, чего нет в природе).
II фаза: Работа над темой
. Думаю, что нам пора пригласить туроператора. Но прежде, давайте посмотрим на стихотворение “ My Little Cat” и прочитаем его ( Повторяют стих за учителем»). Я думаю, что вы сможете побеседовать с нашей гостьей (Драматизация стихотворения).
Cat:
They asked me to bring you some booklets to choose the place you want to go (Раздаёт буклеты). В тексте вам встретятся названия Британских городов и имена собственные. Давайте прочитаем их (Учитель показывает, а участники читают). А теперь вам необходимо ознакомиться с текстом, выбрать город, который вы бы хотели посетить и объяснить почему. Но объяснить свой выбор нужно: 1й группе – в игровой форме «Мим и переводчик». 2й группе – в знаковой форме или при помощи рисунков. 3й группе – придумать свою форму объяснения (Устно или письменно). Ответ может быть на английском и русском языках: - I think Manchester is worth visiting because I’m a football fan. - Я думаю, что стоит посетить Манчестер, потому что я любитель футбола.
III фаза: Завершение урока (образовательного мероприятия).

1.Этап подведения итогов урока:
Давайте заглянем в наш «Дневник наблюдений» и выясним, всё ли намеченное нам удалось сделать?
2.Этап выставления оценок:
Поставьте себе оценку за работу на уроке и объясните её.
3.Этап домашнего задания:
Сделай буклет или приготовь сообщение о достопримечательностях своего посёлка.
4.Этап эмоциональной разрядки
(
снятие напряжения
): Итак, наш урок окончен. С каким настроением вы уходите с урока английского языка? Заполните вазу цветами: красный цветок – вы удовлетворены своей деятельностью на уроке, а зелёный, если нет.
IV.Моделирование
. Предлагаю:
1).1й группе разработать сценарий урока, используя методику активных форм обучения; 2).2й группе определить, какие методы и приёмы были использованы на каждом этапе урока.
V.Рефлексия по итогам совместной деятельности.
Прошу, уважаемые коллеги, заполнить листы «Дневника наблюдений».
Список использованной литературы
1.Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов /Под ред. А.В.Хуторского. -М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с. 2.Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). 3.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). 4.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.: Дрофа, 2004. 5.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр.языки в школе – 2000. — №2. 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Интернет-источники
Методы обучения английскому языку.