"Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем толерантного воспитания"
Автор: Шмакова Оксана Петровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №167 им. Маршала Л. А. Говорова" СП 503
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем толерантного воспитания"
«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста путем толерантного воспитания»
Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать
его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое
место в развитии творчества имеет именно дошкольный возраст.
В настоящее время обществом предъявляются определенные требования, в
частности и педагогической наукой, которые относятся и к современному
дошкольному образованию. Эти требования включают в себя, прежде всего,
необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой
личности, а так же способностей к полноценному взаимодействию с
окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и
возможностями.
В концепции дошкольного воспитания выделяется формирование творческих
способностей как важнейшая задача. Ученые доказали, что именно на данном
этапе детства, закладываются основные направления, по которым будет
проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ.
Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л.
Рубинштейн и др.)
Исходя их этого, именно в этот период начинается процесс социализации,
происходит установление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности,
формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Но, развитие творческих способностей и творческого развития не возможно
без приобщения детей к народной культуре. А, следовательно, и без основ
толерантного воспитания детей дошкольного возраста, исходя из
многонационального наследия нашего государства.
В силу того, что в настоящее время развитие творческих способностей и
толерантное воспитание дошкольников является одной из важнейших
проблем, был реализован долгосрочный проект, который объединил в себе
эти важнейшие направления.
Целью проекта было
создание условий для формирования творческих
способностей дошкольников через воспитание толерантности и изучение
славянской культуры и культуры других народов.
Во время реализации проекта были созданы все условия для успешного
развития творческих способностей детей, развитие качеств, творческого
мышления и творческого воображения. В рамках проекта были проведены
циклы занятий по ознакомлению с музыкой и танцами народов мира,
творчеством поэтов, композиторов. Был проведен цикл занятий по
ознакомлению детей со сказками народов мира, былинами, потешками,
пословицами и поговорками.
Успешно был реализован цикл по художественному творчеству, где дети
самостоятельно научились изображать элементы костюмов различных
народов.
На базе детского сада был создан мини-музей «Народы мира, где были
представлены костюмы, быт, музыкальные инструменты различных стран.
По окончании проекта был проведен музыкальный театрализованный
праздник с песнями, танцами народов других стран.
В результате проведенной работы у детей сформировано доброжелательное
отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательном
отношении, сопереживании, деликатности; Развито дружественное
отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим. Стало
меньше конфликтов, дети научились их самостоятельно разрешать.
Дети научились сравнивать фольклорные произведения разных народов,
танцы разных народов, определять правила толерантного отношения к людям
других национальностей. Научились различать особенности национальных
костюмов различных народов и благополучно реализовывать свои знания в
творческой деятельности.