"Формирование и развитие интереса к математике у неслышащих школьников на внеклассных занятиях"

Автор: Лежнина Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Семёновская С(К)ОШИ I, II и V вида"
Населённый пункт: город Йошкар -Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие интереса к математике у неслышащих школьников на внеклассных занятиях"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


« Формирование и развитие интереса к математике у неслышащих

школьников на внеклассных занятиях»
Учитель математики Лежнина Елена Алексеевна Что может заставить неслышащего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания на являются обязательными и выполняются вне урока? Во всяком случае не принуждение, так как принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребёнка. Основным источником побуждения школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы появления интереса у детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, к викторинам, к конкурсам, к упражнениям на внеклассных занятиях, может изменить отношение к самой математике. Чтобы вызвать интерес к внеклассной работе, надо не только привлечь внимание детей к каким-то её элементам, но и вызвать удивление у ребят. Удивление у ребят возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация на совпадает с ожидаемой и вызывает у них более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством, со стремлением увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Привлечь первоначальное внимание неслышащих детей можно разными средствами: особым, красочным оформлением класса (например – картинками со сказочными героями), необычными вступительными словами учителя, в которую включены любимые герои современных сказок и фильмов. Интерес, как и другие виды эмоционального состояния, имеет внешнее выражение на лицах детей, в их поведении. По этим внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у ребят интерес к внеклассному занятию. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые, яркие чувства, чем те, которые оставили ребёнка равнодушным. Привлечь внимание и вызвать удивление детей – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к внеклассной работе по математике и сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес различными приёмами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в
интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Этот процесс сложный, длительный и его результаты зависят главным образом от учителя. В этом процессе нет готовых рецептов, но есть положения, которых следует придерживаться в процессе воспитания интереса к математике. При организации внеклассной работы надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Надо, чтобы каждый ученик был активным участником той ситуации, которую организовал учитель. Материал, преподносимый учителем и предлагаемый ученикам, должен быть понятен каждому из ребят, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишён для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом задании должны быть элементы чего-то известного детям. Только при установлении связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Оптимальное соотношение между старым и новым материалом создаёт условия для достаточно длительного сохранения интереса детей к математическим заданиями. Устойчивый интерес к внеклассной работе по математике и к самой математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания неслышащих детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, развивающая активную мысль учащихся. Учитель всегда может выявить силу возникшего интереса к математике. Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с решением математических вопросов. Во внеурочной работе по математике немалое место занимают дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо укреплению вычислительных навыков и др. Целенаправленное включение игры повышает интерес к выполнению задания, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что ребята, увлечённые игрой. Незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки и компетенции.