Напоминание

Эффективные приемы формирования логического мышления у детей с задержкой психического развития

Автор: Екатерина Петровна Мерзликина
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М."
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приемы формирования логического мышления у детей с задержкой психического развития







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Эффективные приемы формирования логического мышления у детей с задержкой

психического развития

Высшей

ступенью

развития

мышления

является

логическое

мышление.

Мышление

познавательный

процесс,

характеризующийся

обобщенным

и

опосредованным отражением действительности. Однообразный образ жизни «тормозит»

умственное развитие. Важно не допустить снижение уровня работы мозговых процессов.

Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это

значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на

стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ,

синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по

существенным или несущественным признакам.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о

предметах, признаках или отношениях.

Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного или

нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам

вывода получаем заключение.

Особенностью логического мышления является поиск и установление самых

разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами

одного явления и между различными явлениями окружающего мира. Чтобы научить детей

думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых,

их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их

опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.

Систематическое выполнение предложенных упражнений улучшает работу

мыслительных процессов.

Логические задачи

* Чай в красивой коробочке стоит 3 монеты. Коробочка дешевле чая на 1 монету.

Сколько стоит чай без коробочки?

* 100 маленьких мячей занимают в магазине один контейнер, в который можно было бы

положить 25 больших мячей. Сколько контейнеров понадобится, чтобы положить 100

больших мячей?

* У троих братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

* Володя разложил камушки на столе на расстоянии 2 см. один от другого. Сколько он

разложил камушков на протяжении 10-ти см.?

* Два отца и два сына пошли на охоту. Каждый остался доволен, потому, что поймал

зайца. Зайцев сложили в один пустой мешок. Всего в мешке принесли домой 3-х зайцев.

Как

это?

* Феде купили 2 аквариума и 8 рыбок. Федя распределил рыбок так, что во втором

аквариуме рыбок стало на 2 больше. Сколько рыбок поселилось в каждом аквариуме?

* Если разрезать батон колбасы на 3 части, то сколько разрезов надо сделать? Уже

знаешь? А на 4 части, а на 5? Подумал, а теперь скажи не считая, сколько разрезов надо

сделать,

чтобы разделить батон колбасы на 100 частей?

* Поезд останавливается на 17-ти станциях. По понедельникам-- только на нечётных; по

вторникам-- только на чётных; по средам-- через одну; по четвергам-- через одну, начиная

свой путь со второй станции; по пятницам-- через 2; по субботам-- через 3; по

воскресениям-- через 9. На скольких станциях поезд останавливается в каждый из дней

недели?

Задание «найди спрятанные слова»

Найдите как можно больше слов в таблице и обведите их.

Задание «три слова»

Возьмите три слова. Необходимо составьте из этих слов, как можно больше предложений.

Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: картофель, соль, тарелка.

2 вариант: нитка, тесьма, фартук.

Тематические игры

Квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм»,

«Вьетнамская игра», блоки

Дьенеша, «Волшебный

квадрат» (образцы

выкладывания

из

деталей «Волшебного

квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Развитию аналитико - синтетических умений хорошо способствуют такие математиче-

ские задания, как:

«Найди закономерность и продолжи ряд».

«Нарисуй бусы».

«Раздели фигуры».

«Где спрятались восьмёрки?»

Развить мышление может каждый человек. Это поможет быстрее находить подход

к людям, добиваться желаемого, видеть суть вещей и событий, которые упускают многие

люди.

Регулярное выполнение упражнений развивает вербальное мышление, его скорость

и гибкость; развивает способность оперировать образами и понятиями.

Включайте также в свой ежедневный график посильные физические нагрузки и

пребывание на свежем воздухе. Помните, что эти, казалось-бы, простые действия,

способствуют нормальной работе мыслительной деятельности и всего организма в целом.