Автор: Екатерина Петровна Мерзликина
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М."
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приемы формирования логического мышления у детей с задержкой психического развития
Эффективные приемы формирования логического мышления у детей с задержкой
психического развития
Высшей
ступенью
развития
мышления
является
логическое
мышление.
Мышление –
познавательный
процесс,
характеризующийся
обобщенным
и
опосредованным отражением действительности. Однообразный образ жизни «тормозит»
умственное развитие. Важно не допустить снижение уровня работы мозговых процессов.
Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это
значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на
стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о
предметах, признаках или отношениях.
Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного или
нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам
вывода получаем заключение.
Особенностью логического мышления является поиск и установление самых
разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами
одного явления и между различными явлениями окружающего мира. Чтобы научить детей
думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых,
их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их
опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.
Систематическое выполнение предложенных упражнений улучшает работу
мыслительных процессов.
Логические задачи
* Чай в красивой коробочке стоит 3 монеты. Коробочка дешевле чая на 1 монету.
Сколько стоит чай без коробочки?
* 100 маленьких мячей занимают в магазине один контейнер, в который можно было бы
положить 25 больших мячей. Сколько контейнеров понадобится, чтобы положить 100
больших мячей?
* У троих братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
* Володя разложил камушки на столе на расстоянии 2 см. один от другого. Сколько он
разложил камушков на протяжении 10-ти см.?
* Два отца и два сына пошли на охоту. Каждый остался доволен, потому, что поймал
зайца. Зайцев сложили в один пустой мешок. Всего в мешке принесли домой 3-х зайцев.
Как
это?
* Феде купили 2 аквариума и 8 рыбок. Федя распределил рыбок так, что во втором
аквариуме рыбок стало на 2 больше. Сколько рыбок поселилось в каждом аквариуме?
* Если разрезать батон колбасы на 3 части, то сколько разрезов надо сделать? Уже
знаешь? А на 4 части, а на 5? Подумал, а теперь скажи не считая, сколько разрезов надо
сделать,
чтобы разделить батон колбасы на 100 частей?
* Поезд останавливается на 17-ти станциях. По понедельникам-- только на нечётных; по
вторникам-- только на чётных; по средам-- через одну; по четвергам-- через одну, начиная
свой путь со второй станции; по пятницам-- через 2; по субботам-- через 3; по
воскресениям-- через 9. На скольких станциях поезд останавливается в каждый из дней
недели?
Задание «найди спрятанные слова»
Найдите как можно больше слов в таблице и обведите их.
Задание «три слова»
Возьмите три слова. Необходимо составьте из этих слов, как можно больше предложений.
Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: картофель, соль, тарелка.
2 вариант: нитка, тесьма, фартук.
Тематические игры
Квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм»,
«Вьетнамская игра», блоки
Дьенеша, «Волшебный
квадрат» (образцы
выкладывания
из
деталей «Волшебного
квадрата» представлены на слайде) и т. д.
Развитию аналитико - синтетических умений хорошо способствуют такие математиче-
ские задания, как:
«Найди закономерность и продолжи ряд».
«Нарисуй бусы».
«Раздели фигуры».
«Где спрятались восьмёрки?»
Развить мышление может каждый человек. Это поможет быстрее находить подход
к людям, добиваться желаемого, видеть суть вещей и событий, которые упускают многие
люди.
Регулярное выполнение упражнений развивает вербальное мышление, его скорость
и гибкость; развивает способность оперировать образами и понятиями.
Включайте также в свой ежедневный график посильные физические нагрузки и
пребывание на свежем воздухе. Помните, что эти, казалось-бы, простые действия,
способствуют нормальной работе мыслительной деятельности и всего организма в целом.