Автор: Кондратова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КК школа - интернат пгт. Ильского
Населённый пункт: пгт. Ильский Северского района
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуально - дифференцированный подход на занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Северский район
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа – интернат пгт. Ильского
«Индивидуальный дифференцированный подход на
занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с
интеллектуальными нарушениями.»
Воспитатель: Кондратова Н. С.
В настоящее время в национальной политике образования в нашей стране
осуществляются глобальные перемены. Главной задачей образования
является
выявление
потенциала
всех
участников
педагогического
процесса,
раскрытие
творческих
способностей,
независимо
от
их
физического и психического развития. За время обучения в школе все дети
должны
научиться
быть
социально
активными
и
обрести
навык
саморазвития.
Федеральный государственный стандарт образования для детей с ОВЗ
предъявляет
педагогам
такие
требования,
как
использование
в
образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих
возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ и построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития.
Одним
из
условий
повышения
эффективности
коррекционно-
педагогической работы в условиях внедрения ФГОС является: − создание
адекватной
возможностям
ребенка
охранительно-педагогической
и
развивающей
предметно-пространственной
среды,
то
есть
системы
условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской
деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и
становление личности ребенка; − определяются методы обучения в
соответствии с возможностями детей с ОВЗ.
Это говорит о том, что при работе с детьми с ОВЗ очень важен
индивидуальный и дифференцированный подход.
Одним из важнейших методов в коррекционной педагогике считается
метод — наблюдение. Именно этот позволяет определить возможности
каждого воспитанника и четко определить программу его развития,
опираясь на зону ближайшего развития. Основополагающей целью во
многих
работах
рассматривается
подготовку
детей
к
адекватному
включению в социальную среду и коррекцию их психофизических
недостатков. Нужно учитывать то, что потенциал компенсации дефектов
развития у каждого ребенка индивидуален, и поэтому обучение проходит
по этапам и не должно быть ограничения по времени для выполнения.
Поэтому на занятиях по внеурочной деятельности каждому учащемуся,
применяю один из принципов учебно-воспитательного процесса —
индивидуально - дифференцированный подход.
Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебно-
воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания,
форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные
условия
для
усвоения
образования
каждым
ребенком,
а
также
удовлетворение различных образовательных потребностей детей.
Среди разнообразных видов деятельности, дети с ОВЗ выделяют и отдают
предпочтение творчеству, как наиболее интересной и занимательной
деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить
красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо
раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного
мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за
удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что
воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества,
главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает внеурочная деятельность «В
мире искусства». Данный курс способствует формированию у учащихся
отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-
творческую активность, потребность к знаниям в области различных
видов искусства.
Творчество взаимосвязано с эмоциональным развитием ребенка, игровой
деятельностью и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи.
Обязательным
элементом
каждого
занятия
-
комментирование(проговаривание)
всего
процесса
выполнения.
Это
требуется для развития представлений об окружающем мире, определения
связей между событиями и развития речевых функций. Занятия по
внеурочной деятельности должны отвечать дидактическим требованиям,
предъявляемым ко всем занятиям. Следует также учитывать высокую
эмоциональную возбудимость и быструю утомляемость, что требует
ограниченного объема изучаемого материала (содержания занятий) и
времени. Занятия всегда должны вносить положительный эмоциональный
заряд, предотвращая появления утомления. Необходимо использовать
разнообразные формы работы с детьми — объяснение, обсуждение,
обучающие
игры,
проговаривание,
дидактические
упражнения,
наблюдение, практические действия и т. д.
На
всех
своих
занятиях
по
внеурочной
деятельности
задачи
(образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) решаю с
применением
индивидуально-дифференцированного
подхода.
При
проведении занятий использую наглядность, демонстрационный материал,
практическую деятельность, которая способствует умению сравнивать,
обобщать.
Для наиболее успешного освоения и выполнения заданий учащихся
условно делю на мини подгруппы. Задание, цель занятия для учащихся
одинаковые, а способы их исполнения — разные и зависят от нарушений в
развитии ребенка. Материалы подбираются для каждой такой подгруппы,
различающиеся по методам и формам, по уровню сложности. При
предъявлении требований к каждому ребенку подгруппы необходимо
учитывать зоны актуального уровня развития и ближайшего развития, а
также
уровень
нейропсихологического
развития.
Подбираются
и
отбираются лишь только те средства, создаются такие условия, которые
необходимо использовать в данной ситуации и для данного ребенка.
Выполнение
задания,
как
было
уже
сказано,
зависит
от
его
индивидуальных особенностей, поэтому для одного ребенка хватает
словесной инструкции, другому нужен сопроводительный показ, а если
мы заметили, что учащийся устал, то мы откладываем на какое-то время
выполнение,
и
даем
ребенку
отдохнуть.
Такая
кропотливая
и
созидательная работа требует от педагога терпения, творческих фантазий.
Рассмотрим
использование
данной
образовательной
технологии
(индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по внеурочной
деятельности с детьми с ОВЗ) на примере занятия по аппликации
«Картина в технике нитяная акварель». Цель данного занятия заключалась
в изготовлении поделки «Цветок» путем составления картинки из
нарезанной в «пух» шерстяной нити. При разработке занятия учитывались
следующие
особенности:
−
индивидуальные
особенности
каждого
учащегося (задания подбирались разной степени сложности) − сложность
изложения материала (от простого к сложному).
Во время занятия применялись методы — словесный, наглядный.
Словесный — рассказ педагога, ответ-вопрос, решение проблемной
ситуации. Наглядный — использование пиктограмм для составления
рассказа, картинок по теме. Во время практической деятельности
использовался индивидуально-дифференцированный подход. С кем-то из
детей выполнение задания проходило в форме, построенной на тесном их
взаимодействии
со
взрослым.
Педагог
демонстрировал
процесс
выполнения поделки (нарезание шерстяных ниток в «пух» и наклеивание),
привлекая внимание детей к полученному результату. Для одного из
учащихся–это процесс совместных действий «рука в руке» (сопряженно).
Более усложненный вариант выполнения — по показу (имитационные
действия). Педагог показывает процесс выполнения действия, ребенок —
наблюдает. Далее это же действие выполняется одновременно взрослым и
ребенком («работа рядом»). Этот вариант выполнения для одного из детей.
Данный подход к детям (индивидуально-дифференцированный) позволяет
педагогу правильно построить процесс обучения и воспитания, достаточно
выявляет возможности детей и их личные качества.
Повышению
эффективности коррекции и поддержанию стойкого познавательного
интереса у детей с ОВЗ способствует такой подход к занятиям. Без знания
индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, со свойственными
только
для
него
особенностями
развития,
невозможно
введение
дифференцированного подхода в образовательный процесс.
Познание этих особенностей обеспечивает построение личностно-
ориентированной системы воспитания и создание индивидуального
маршрута развития ребенка.
В заключении можно сделать вывод, что целенаправленная работа по
коррекции психофизических недостатков у детей с ОВЗ в условиях
коррекционного учреждения способствует внедрение индивидуально-
дифференцированного подхода в коррекционно- развивающем обучении.