Напоминание

Индивидуально - дифференцированный подход на занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Кондратова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КК школа - интернат пгт. Ильского
Населённый пункт: пгт. Ильский Северского района
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуально - дифференцированный подход на занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с интеллектуальными нарушениями







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Северский район

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа – интернат пгт. Ильского

«Индивидуальный дифференцированный подход на

занятиях по внеурочной деятельности для учащихся с

интеллектуальными нарушениями.»

Воспитатель: Кондратова Н. С.

В настоящее время в национальной политике образования в нашей стране

осуществляются глобальные перемены. Главной задачей образования

является

выявление

потенциала

всех

участников

педагогического

процесса,

раскрытие

творческих

способностей,

независимо

от

их

физического и психического развития. За время обучения в школе все дети

должны

научиться

быть

социально

активными

и

обрести

навык

саморазвития.

Федеральный государственный стандарт образования для детей с ОВЗ

предъявляет

педагогам

такие

требования,

как

использование

в

образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих

возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ и построение

образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с

детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и

учитывающего социальную ситуацию его развития.

Одним

из

условий

повышения

эффективности

коррекционно-

педагогической работы в условиях внедрения ФГОС является: − создание

адекватной

возможностям

ребенка

охранительно-педагогической

и

развивающей

предметно-пространственной

среды,

то

есть

системы

условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской

деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и

становление личности ребенка; − определяются методы обучения в

соответствии с возможностями детей с ОВЗ.

Это говорит о том, что при работе с детьми с ОВЗ очень важен

индивидуальный и дифференцированный подход.

Одним из важнейших методов в коррекционной педагогике считается

метод — наблюдение. Именно этот позволяет определить возможности

каждого воспитанника и четко определить программу его развития,

опираясь на зону ближайшего развития. Основополагающей целью во

многих

работах

рассматривается

подготовку

детей

к

адекватному

включению в социальную среду и коррекцию их психофизических

недостатков. Нужно учитывать то, что потенциал компенсации дефектов

развития у каждого ребенка индивидуален, и поэтому обучение проходит

по этапам и не должно быть ограничения по времени для выполнения.

Поэтому на занятиях по внеурочной деятельности каждому учащемуся,

применяю один из принципов учебно-воспитательного процесса —

индивидуально - дифференцированный подход.

Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебно-

воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания,

форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные

условия

для

усвоения

образования

каждым

ребенком,

а

также

удовлетворение различных образовательных потребностей детей.

Среди разнообразных видов деятельности, дети с ОВЗ выделяют и отдают

предпочтение творчеству, как наиболее интересной и занимательной

деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить

красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны

жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо

раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного

мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за

удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что

воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества,

главный этап.

Широкие возможности в этом плане дает внеурочная деятельность «В

мире искусства». Данный курс способствует формированию у учащихся

отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-

творческую активность, потребность к знаниям в области различных

видов искусства.

Творчество взаимосвязано с эмоциональным развитием ребенка, игровой

деятельностью и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи.

Обязательным

элементом

каждого

занятия

-

комментирование(проговаривание)

всего

процесса

выполнения.

Это

требуется для развития представлений об окружающем мире, определения

связей между событиями и развития речевых функций. Занятия по

внеурочной деятельности должны отвечать дидактическим требованиям,

предъявляемым ко всем занятиям. Следует также учитывать высокую

эмоциональную возбудимость и быструю утомляемость, что требует

ограниченного объема изучаемого материала (содержания занятий) и

времени. Занятия всегда должны вносить положительный эмоциональный

заряд, предотвращая появления утомления. Необходимо использовать

разнообразные формы работы с детьми — объяснение, обсуждение,

обучающие

игры,

проговаривание,

дидактические

упражнения,

наблюдение, практические действия и т. д.

На

всех

своих

занятиях

по

внеурочной

деятельности

задачи

(образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) решаю с

применением

индивидуально-дифференцированного

подхода.

При

проведении занятий использую наглядность, демонстрационный материал,

практическую деятельность, которая способствует умению сравнивать,

обобщать.

Для наиболее успешного освоения и выполнения заданий учащихся

условно делю на мини подгруппы. Задание, цель занятия для учащихся

одинаковые, а способы их исполнения — разные и зависят от нарушений в

развитии ребенка. Материалы подбираются для каждой такой подгруппы,

различающиеся по методам и формам, по уровню сложности. При

предъявлении требований к каждому ребенку подгруппы необходимо

учитывать зоны актуального уровня развития и ближайшего развития, а

также

уровень

нейропсихологического

развития.

Подбираются

и

отбираются лишь только те средства, создаются такие условия, которые

необходимо использовать в данной ситуации и для данного ребенка.

Выполнение

задания,

как

было

уже

сказано,

зависит

от

его

индивидуальных особенностей, поэтому для одного ребенка хватает

словесной инструкции, другому нужен сопроводительный показ, а если

мы заметили, что учащийся устал, то мы откладываем на какое-то время

выполнение,

и

даем

ребенку

отдохнуть.

Такая

кропотливая

и

созидательная работа требует от педагога терпения, творческих фантазий.

Рассмотрим

использование

данной

образовательной

технологии

(индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по внеурочной

деятельности с детьми с ОВЗ) на примере занятия по аппликации

«Картина в технике нитяная акварель». Цель данного занятия заключалась

в изготовлении поделки «Цветок» путем составления картинки из

нарезанной в «пух» шерстяной нити. При разработке занятия учитывались

следующие

особенности:

индивидуальные

особенности

каждого

учащегося (задания подбирались разной степени сложности) − сложность

изложения материала (от простого к сложному).

Во время занятия применялись методы — словесный, наглядный.

Словесный — рассказ педагога, ответ-вопрос, решение проблемной

ситуации. Наглядный — использование пиктограмм для составления

рассказа, картинок по теме. Во время практической деятельности

использовался индивидуально-дифференцированный подход. С кем-то из

детей выполнение задания проходило в форме, построенной на тесном их

взаимодействии

со

взрослым.

Педагог

демонстрировал

процесс

выполнения поделки (нарезание шерстяных ниток в «пух» и наклеивание),

привлекая внимание детей к полученному результату. Для одного из

учащихся–это процесс совместных действий «рука в руке» (сопряженно).

Более усложненный вариант выполнения — по показу (имитационные

действия). Педагог показывает процесс выполнения действия, ребенок —

наблюдает. Далее это же действие выполняется одновременно взрослым и

ребенком («работа рядом»). Этот вариант выполнения для одного из детей.

Данный подход к детям (индивидуально-дифференцированный) позволяет

педагогу правильно построить процесс обучения и воспитания, достаточно

выявляет возможности детей и их личные качества.

Повышению

эффективности коррекции и поддержанию стойкого познавательного

интереса у детей с ОВЗ способствует такой подход к занятиям. Без знания

индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, со свойственными

только

для

него

особенностями

развития,

невозможно

введение

дифференцированного подхода в образовательный процесс.

Познание этих особенностей обеспечивает построение личностно-

ориентированной системы воспитания и создание индивидуального

маршрута развития ребенка.

В заключении можно сделать вывод, что целенаправленная работа по

коррекции психофизических недостатков у детей с ОВЗ в условиях

коррекционного учреждения способствует внедрение индивидуально-

дифференцированного подхода в коррекционно- развивающем обучении.