Напоминание

Актуальные изменения в ФГОС НОО

Автор: Крупина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область -Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные изменения в ФГОС НОО







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Актуальные изменения в ФГОС НОО

Крупина Наталья Александровна

В новые ФГОС НОО внесли много изменений по сравнению со старыми

стандартами.

Вариативность

Новые стандарты НОО требуют, чтобы содержание ООП НОО было вариативным.

Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и

предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП несколькими способами.

Первый – в структуре программ НОО школа может предусмотреть учебные

предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные

учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами

учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать

программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и

запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к

предметным результатам.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут разделение

учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы

Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам.

Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить

продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не

за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это

будет особенно полезно школам для одаренных детей.

«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по

частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не

дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для

определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок —

такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила

глава министерства просвещения.

Планируемые результаты

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО –

личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Новые ФГОС НОО определяют четкие требования к предметным результатам по

каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной

области.

В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по

предметам.

Во

ФГОС

НОО

тематические

модули

указали

для

учебных

предметов

«Изобразительное

искусство»,

«Музыка»,

«Технология»,

«Физическая

культура»,

«ОРКСЭ».

ФГОС определяют обязательные для изучения модули. В них описали модули,

которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия,

материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли

«Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология».

Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».

Во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю

ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы

буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур

народов России», «Основы светской этики».

Сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных

инновационных

площадок

вправе

самостоятельно

определять

достижение

промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных

ООП.

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они

конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным

результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в

новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

гражданско-патриотическое;

духовно-нравственное;

эстетическое;

физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия;

трудовое;

экологическое;

воспитание ценностей научного познания.

Отсутствует портрет выпускника начальной школы.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных

действий:

овладение универсальными учебными познавательными действиями –

базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –

общение, совместная деятельность;

овладение

универсальными

учебными

регулятивными

действиями

самоорганизация, самоконтроль.

Не указаны общеучебные действия

1) базовые логические действия;

2) базовые исследовательские действия;

3) работа с информацией.

Не указаны способы работы с информацией.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) общение;

2) совместная деятельность.

Дано более четкое описание данных УУД.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались

обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности.

Например,

один

из

критериев,

по

которому

нужно

будет

оценивать

сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким

подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще

организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора

– проконтролировать качество обучения.

Пояснительная записка к ООП

Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь

требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников

образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не

нужно.

Также в пояснительной записке к ООП НОО необходимо прописать механизмы

реализации программы.

Содержательный раздел ООП

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне

НОО

убрали

программу

коррекционной

работы

и

программу

формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Дополнили

содержательный

раздел

НОО

рабочими

программами

учебных

модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО должен

содержать:

рабочие

программы

учебных

предметов,

учебных

курсов,

курсов

внеурочной деятельности, учебных модулей;

программу формирования УУД;

рабочую программу воспитания.

Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной

деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы

воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать

возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих

программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

Требования к рабочим программам

Критерий

ФГОС второго поколения

ФГОС третьего

поколения

Виды программ

Рабочие программы

учебных предметов и

курсов, в том числе и

внеурочной деятельности

Рабочие программы

учебных предметов,

учебных курсов, в том

числе и внеурочной

деятельности, учебных

модулей

Структура рабочих

программ

Различается для рабочих

программ учебных

предметов, курсов и курсов

внеурочной деятельности

Одинакова для всех

рабочих программ, в том

числе и программ

внеурочной деятельности

Тематическое

планирование рабочих

программ, учебных

предметов, курсов

С учетом рабочей

программы воспитания с

указанием количества

часов, отводимых на

С указанием количества

академических часов,

отводимых на освоение

освоение каждой темы

каждой темы, возможности

Тематическое

планирование рабочих

программ курсов

внеурочной деятельности

С учетом рабочей

программы воспитания

С учетом рабочей

программы воспитания

использования по этой теме

ЭОР и ЦОР

Учет рабочей программы

воспитания

Только в разделе

«Тематическое

планирование»

Во всех разделах рабочей

программы

Особенности рабочей

программы курса

внеурочной деятельности

В содержании программы

должны быть указаны

формы организации и виды

деятельности

В программе должны быть

указаны формы проведения

занятий

Рабочая программа воспитания

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.

Требования к структуре рабочей программы воспитания

Номер раздела

Название раздела рабочий программы воспитания

ФГОС второго поколения

ФГОС третьего поколения

1

Описание особенностей

воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса

в организации

2

Цель и задачи воспитания

обучающихся

Без изменений

3

Виды, формы и содержание

совместной деятельности

педагогических работников,

обучающихся и социальных

партнеров организации,

осуществляющей

образовательную деятельность

Виды, формы и содержание

воспитательной деятельности с

учетом специфики организации,

интересов субъекта воспитания,

тематики учебных модулей

4

Основные направления

самоанализа воспитательной

работы в организации,

осуществляющей

образовательную деятельность

Система поощрения социальной

успешности и проявлений

активной жизненной позиции

обучающихся

Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной

работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень

событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит

школа или в которых она принимает участие.