Автор: Ковалева Нина Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Радуга"
Населённый пункт: Красноярский край, Ужурский р-он, ЗАТО п. Солнечный
Наименование материала: Проект по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Тема: "Замок для медвежонка Умки"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3
«Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального
образования поселок Солнечный Красноярского края
Проект на тему:
«Замок для
медвежонка Умки»
Ковалева Нина Николаевна
воспитатель второй младшей
группы МКДОУ №3 «Радуга»
Содержание
1
Актуальность
проекта…………………………………………………………….3
Тип
проекта……………………………………………………………………..…3
Вид
проекта…………………………………………………………………….….3
Цель
проекта………………………………………………………………………3
Задачи проекта…………………………………….
………………………………4
Целевая аудитория…………………………………………………….
…………..4
Практическая
значимость………………………………………………………...4
План по реализации проекта …………………………..
……………………...…5
Предполагаемый
результат……………………………………………………….6
Приложение 1
……………………………………………………………………..7
Приложение 2……..……………………………………………………….
………8
Приложение 3……………………………………………………………….
……11
Приложение 4…………………………………………………………….
………13
Приложение
5………………………………………………………………….…15
2
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них ответы оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не
прошел.
К. А. Тимирязев
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная
к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,
исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте
необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное
исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие
экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков,
А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность
познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической
3
деятельности с ним… А овладение способами практического,
взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в
практику работы с дошкольниками.
Тип проекта: Краткосрочный (одна рабочая неделя)
Вид проекта: краткосрочный, опытно-экспериментальный, творческий.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно
– экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей 3-4 лет к окружающей среде, удовлетворять
детскую любознательность;
- Поддерживать и поощрять у детей познавательные способности (анализ,
синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать речь, память, способность выдвигать предположения, выбирать
способы их проверки.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть
его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
Целевая аудитория: дети второй младшей группы МКДОУ №3 «Радуга».
4
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных
общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного
образования.
План по реализации проекта:
1 этап – накопление знаний;
2 этап – практически;
3 этап – заключительный.
Этапы работы
Дни недели
Работа с детьми
1 этап –
организационный.
(накопление знаний,
разработка опытов с
описанием проведения,
организация предметно
– развивающей среды)
Понедельник
- Просмотр
мультфильма «Умка»,
обсуждение,
рассматривание
картинок из
мультфильма.
- организация
предметно-развивающей
среды.
2 этап – практический.
Вторник
- Опытно-
5
(реализация опытно-
экспериментальной
деятельность с детьми)
экспериментальная
деятельность с детьми
«Окрашивание воды».
- Индивидуальная
работа с детьми
(обсуждение).
Среда
- Обсуждение
эксперимента
«Окрашивание воды»
- Опытно-
экспериментальная
деятельность с детьми
на прогулке
«Замерзание воды»
Четверг
- Обсуждение
эксперимента
«Замерзание воды»
- Опытно-
экспериментальная
деятельность с детьми
«В каком состоянии
легче и проще красить
воду?»
3 этап-
заключительный
( обсуждение опытно-
экспериментальной
работы, сравнительный
анализ результатов,
перспективы )
Пятница
- Строительство замка
для медвежонка Умки из
окрашенных льдинок. -
Мониторинг
проделанной работы,
сравнительный анализ
результатов,
перспективы.
6
Предполагаемый результат:
1.Дошкольники проявляют устойчивый познавательный интерес к
экспериментированию;
2.Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения,;
3.Самостоятельно выбирают предметы и материалы для самостоятельной
деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4.Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.Дети поясняют ход деятельности в диалоге со взрослыми, делают выводы.
Приложение №1.
Работа с детьми по проекту (понедельник)
1.
Просмотр мультфильма «Умка»;
2.
Обсуждение мультфильма (постановка проблемной ситуации).
Ход обсуждения
Воспитатель : Ребята, вам понравился мультфильм про медвежонка
Умку?
Дети: Да!
Воспитатель: И мне понравился. Только посмотрите, сколько нас
много,… а Умка был совсем один, со своей мамой медведицей. На
7
северном полюсе нет детских садов… А кто помнит чем занимался
Умка, чтоб развлечься?
Дети : Красил льдинки!
Воспитатель : Точно! В какие цвета он красил льдинки, ребята?
Дети : В разные (синие, желтые, красные…)
Воспитатель : Какие вы наблюдательные, молодцы! А как вы считаете,
разве нельзя больше ничего придумать для развлечения на северном
полюсе?
Дети : Можно играть в снежки, кататься на горке…..
Воспитатель : Все верно… А может быть мы сможем с вами придумать
более интересные способы окрашивания льдинок, возможно они будут
проще и даже интересней…Я предлагаю вам сегодня вспомнить
занятия на нашем кружке «Почемучка» и подумать, как же еще можно
получить цветной лед, а завтра мы с вами попробуем это сделать.
Дети : Хорошо!
Приложение №2
Работа с детьми по проекту (вторник)
- Опытно-экспериментальная деятельность с детьми «Окрашивание воды».
Цель: выяснить свойства воды (прозрачная, может менять свою окраску,
когда в ней растворяются окрашенные вещества)
Программные задачи:
8
- уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду
цветной; воспитывать бережное отношение к воде;
- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия
Методы и приемы:
Вопросы, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность.
Подготовка воспитателя:
- стаканчики на каждого ребенка;
- тазик с водой;
- гуашь разных цветов, кисточка, вода.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какой мультфильм мы с вами вчера смотрели?
Дети: «Умка»
Воспитатель: А вы помните, о чем мы с вами договаривались?
Дети: Да! Подумать, как же еще можно получить цветной лед.
Воспитатель: И что же вы придумали?
Дети: (отвечают) Если дети затрудняются, то воспитатель напоминает, что
лед – это замороженная вода. Но вода прозрачная, а нам нужен цветной лед…
Воспитатель: Подумайте, как мы можем сделать воду цветной?
Дети: Окрасить ее…
Воспитатель: Чем можно окрасить воду?
Дети: (ответы… краски..)
Воспитатель: Чтобы нам помочь Умке, нужно быть внимательными, не
кричать, слушать друг друга. Сейчас возьмите, каждый по одному стаканчику
и почерпните аккуратно в него воды из таза.
Дети: (выполняют)
9
Воспитатель: А теперь сядьте за столы и с помощью кисточки добавьте в
воду краску. Теперь какая у вас вода в стаканчиках?
Дети: красная, синяя, зеленая…
Воспитатель: Давайте аккуратно возьмем стаканчик в руки и посмотрим,
видно ли Вам друг друга через воду?
Дети: видно, не видно...
Воспитатель: Да ребята, у кого-то видно, у кого-то нет. Почему?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: У кого темная краска – тому через воду ничего не видно, у кого
светлая видно. А что случится, если оставить окрашенную воду здесь в
стаканчиках на всю ночь? Как вы считаете?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Какой бывает вода из под крана? Какого цвета?
Дети: Прозрачная…
Воспитатель: Правильно, ребята! А если воду окрасить краской, то она
приобретает цвет, той самой краски! Я предлагаю поставить наши
стаканчики с окрашенной водой замерзать на подоконник т.к. там прохладней
и завтра мы посмотрим, что с ней произойдет, хорошо?
Дети: Да, конечно…
Воспитатель: На этом мы сегодня заканчиваем нашу работу, но завтра
обязательно продолжим изучать наш удивительный мир, и конечно
придумаем веселое занятие для медвежонка Умки!
10
Приложение №3
Работа с детьми по проекту (среда)
1.
Обсуждение эксперимента «Окрашивание воды».
2.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми на прогулке
«Замерзание воды»
Ход занятия
11
Воспитатель: Ребята, что нам удалось сделать с водой вчера, чтоб помочь
медвежонку Умке найти новый способ окрашивания льдинок и конечно
придумать для него новое развлечение?
Дети: Мы окрасили воду и оставили ее замерзать на подоконнике…
Воспитатель: И что же мы сейчас наблюдаем? То произошло с нашей
водой?
Дети: она не замерзла…
Воспитатель: Как вы считаете, почему вода не замерзла? Может быть,
потому что в ней краска, или здесь не достаточно холодно… Как вы считаете?
Дети: Высказывают свое мнение, предлагают варианты.
Воспитатель: Как же нам это узнать?
Дети: высказывают предположения…
Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и возьмем наши
стаканчики с окрашенной водой с собой, но чтоб нам узнать как краска
действует на замерзание воды, я предлагаю набрать стаканчик воды из под
крана, не окрашенной и взять его тоже с собой. Так мы и сможем все узнать.
Если не окрашенная вода в стаканчике на улице замерзнет, а окрашенная нет,
значит причина – краска, а если и окрашенная и не окрашенная вода
замерзнет, значит на подоконнике не достаточно холодно и вода по этой
причине не замерзла… Договорились?
Дети: Да!
(Вода, в стаканчиках, окрашенная и не окрашенная выносится на улицу. Во
время прогулки дети наблюдают за ней, обсуждают что происходит. К концу
прогулки вода, конечно не замерзнет и воспитатель предлагает оставить эту
12
воду на улице на всю ночь, чтоб результаты были более верны. Т.е. даем
время воде побыть на холоде подольше. Дети и воспитатель возвращаются в
группу).
В группе.
Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались, ребята? Какую работу
проделали в помощь медвежонку?
Дети: Вынесли воду на улицу ту, которую окрасили и не окрашенную, чтоб
проверить причину ее не замерзания на подоконнике. (если дети не дают
внятного ответа, то итог подводит воспитатель)
Воспитатель: Все верно, если окрашенная вода замерзнет, то мы с вами
сможем смело сообщить медвежонку Умке, как можно еще делать сосульки
цветными! Вы хорошо потрудились, были очень внимательными и
наблюдательными, спасибо вам за это.
Приложение № 4
Работа с детьми по проекту (четверг)
1. Обсуждение эксперимента «Замерзание воды»
2. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми, «В каком состоянии
легче и проще красить воду?»
Ход занятия
13
Воспитатель: Ребята, я сейчас вспомнила, что у нас на улице стоят
стаканчики с водой, напомните мне, зачем мы ее туда поставили?
Дети: Чтоб проверить, почему окрашенная вода не замерзла на подоконнике
(из-за краски или потому что здесь не достаточно холодно…)
Воспитатель: Точно! Сейчас мы пойдем на прогулку и проверим результаты,
договорились?
Дети: Да!
(Воспитатель и дети во время прогулки наблюдают за стаканчиками с водой.
Замерзла и окрашенная и не окрашенная вода. Дети делают вывод, что вся
вода замерзла, значит причиной не замерзания на подоконнике является то,
что там не достаточно холодно).
Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем в группу, и я возьму с собой
стаканчик с неокрашенной водой, тогда мы с вами сможем проверить, какой
способ окрашивания льдинок проще и интересней, а как мы это проверим, вы
узнаете в группе.
(заходят в группу, раздеваются… )
Воспитатель: Вспомните, как Умка красил льдинки?
Дети: Кисточкой и краской!
Воспитатель: И мы сейчас сделаем то же самое!
(дети встают вокруг стола, воспитатель берет кисть и краски и предлагает 2-3
ребятишкам попробовать покрасить прозрачный лед. Лед в группе тает,
краска смазывается…)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что получается… Как вы считаете, как
легче окрасить лед?
14
Дети: Проще окрасить воду и заморозить ее, чем красить лед красками и
кистью.
Воспитатель: Я с вами согласна! Мы с вами придумали новый способ
окрашивания льда для Умки. Какую работу мы с вами для этого проделали
сегодня?
Дети: Сегодня мы наблюдали за тем, как окрашенная и неокрашенная вода
превратились в лед, и попробовали красить лед красками и кистью.
Оказалось что легче окрасить воду и заморозить… (если дети не дают
четкого ответа, то их направляет воспитатель)
Воспитатель: Но ведь мы с вами должны придумать еще и новое
развлечение для медвежонка… Я предлагаю подумать об этом сегодня, а
завтра вы выскажите свои предложения, договорились?
Дети: Да!
Приложение № 5
Работа с детьми по проекту (пятница)
1.
Строительство замка для медвежонка Умки из окрашенных льдинок.
2.
Мониторинг проделанной работы, сравнительный анализ результатов,
перспективы.
15
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами договаривались придумать
развлечение для медвежонка Умки, у кого есть идеи?
Дети: предлагают..
Воспитатель: А что-же нам теперь делать с нашим цветным льдом?
Дети: предлагают…
Воспитатель: А давайте предложим медвежонку Умке строительную игру!
Ведь из такого красивого и яркого льда запросто можно построить настоящий
замок!
Дети: Да!!!
Воспитатель: Но для начала, давайте мы с вами сами построим замок для
Умки, сфотографируем его и отправим на северный полюс эту фотографию!
Так Умка сразу поймет нашу идею, и я думаю будет очень рад!
Дети: Да, конечно!
(дети строят замок для медвежонка Умки из окрашенного льда)
В группе.
Воспитатель: Давайте мы с вами теперь вспомним, какую сложную работу
мы проделали, чтоб помочь развеселиться медвежонку Умке, и найти ему
новое развлечение…
Дети: Сначала мы окрашивали воду, затем ее замораживали на подоконнике,
но вода не замерзла. Затем мы вынесли окрашенную воду на улицу и вместе с
ней замораживали воду из под крана. Далее мы наблюдали и увидели, что и
окрашенная и неокрашенная вода замерзла. Потом красили льдинку краской
16
и сегодня строили замок для Умки! (воспитатель координирует, уточняет и
направляет ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы настоящие молодцы! Теперь мы
отправим на северный полюс наши фотографии для Умки, и я уверена, что он
будет вам очень благодарен и счастлив!
17