"Замок для медвежонка Умки"

Автор: Ковалева Нина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Радуга"
Населённый пункт: Красноярский край, Ужурский р-он, ЗАТО п. Солнечный
Наименование материала: Проект по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Тема: "Замок для медвежонка Умки"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Проект на тему:

«Замок для

медвежонка Умки»
Ковалева Нина Николаевна воспитатель второй младшей группы МКДОУ №3 «Радуга»
Содержание
1
Актуальность проекта…………………………………………………………….3 Тип проекта……………………………………………………………………..…3 Вид проекта…………………………………………………………………….….3 Цель проекта………………………………………………………………………3 Задачи проекта……………………………………. ………………………………4 Целевая аудитория……………………………………………………. …………..4 Практическая значимость………………………………………………………...4 План по реализации проекта ………………………….. ……………………...…5 Предполагаемый результат……………………………………………………….6 Приложение 1 ……………………………………………………………………..7 Приложение 2……..………………………………………………………. ………8 Приложение 3………………………………………………………………. ……11 Приложение 4……………………………………………………………. ………13 Приложение 5………………………………………………………………….…15 2
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. А. Тимирязев
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической 3
деятельности с ним… А овладение способами практического, взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта:
Краткосрочный (одна рабочая неделя)
Вид проекта:
краткосрочный, опытно-экспериментальный, творческий.
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей 3-4 лет к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; - Поддерживать и поощрять у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); - Развивать речь, память, способность выдвигать предположения, выбирать способы их проверки. - Воспитывать стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Целевая аудитория:
дети второй младшей группы МКДОУ №3 «Радуга». 4

Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
План по реализации проекта:
1 этап – накопление знаний; 2 этап – практически; 3 этап – заключительный.
Этапы работы

Дни недели

Работа с детьми

1 этап –

организационный.
(накопление знаний, разработка опытов с описанием проведения, организация предметно – развивающей среды)
Понедельник
- Просмотр мультфильма «Умка», обсуждение, рассматривание картинок из мультфильма. - организация предметно-развивающей среды.
2 этап – практический.

Вторник
- Опытно- 5
(реализация опытно- экспериментальной деятельность с детьми) экспериментальная деятельность с детьми «Окрашивание воды». - Индивидуальная работа с детьми (обсуждение).
Среда
- Обсуждение эксперимента «Окрашивание воды» - Опытно- экспериментальная деятельность с детьми на прогулке «Замерзание воды»
Четверг
- Обсуждение эксперимента «Замерзание воды» - Опытно- экспериментальная деятельность с детьми «В каком состоянии легче и проще красить воду?»
3 этап-

заключительный

(
обсуждение опытно- экспериментальной работы, сравнительный анализ результатов, перспективы
)

Пятница
- Строительство замка для медвежонка Умки из окрашенных льдинок. - Мониторинг проделанной работы, сравнительный анализ результатов, перспективы. 6

Предполагаемый результат:
1.Дошкольники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения,; 3.Самостоятельно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.Дети поясняют ход деятельности в диалоге со взрослыми, делают выводы. Приложение №1. Работа с детьми по проекту (понедельник) 1. Просмотр мультфильма «Умка»; 2. Обсуждение мультфильма (постановка проблемной ситуации).
Ход обсуждения

Воспитатель
: Ребята, вам понравился мультфильм про медвежонка Умку?
Дети:
Да!
Воспитатель:
И мне понравился. Только посмотрите, сколько нас много,… а Умка был совсем один, со своей мамой медведицей. На 7
северном полюсе нет детских садов… А кто помнит чем занимался Умка, чтоб развлечься?
Дети
: Красил льдинки!
Воспитатель
: Точно! В какие цвета он красил льдинки, ребята?
Дети
: В разные (синие, желтые, красные…)
Воспитатель
: Какие вы наблюдательные, молодцы! А как вы считаете, разве нельзя больше ничего придумать для развлечения на северном полюсе?
Дети
: Можно играть в снежки, кататься на горке…..
Воспитатель
: Все верно… А может быть мы сможем с вами придумать более интересные способы окрашивания льдинок, возможно они будут проще и даже интересней…Я предлагаю вам сегодня вспомнить занятия на нашем кружке «Почемучка» и подумать, как же еще можно получить цветной лед, а завтра мы с вами попробуем это сделать.
Дети
: Хорошо! Приложение №2 Работа с детьми по проекту (вторник) - Опытно-экспериментальная деятельность с детьми «Окрашивание воды».
Цель:
выяснить свойства воды (прозрачная, может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества)
Программные задачи:
8
- уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде; - расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия
Методы и приемы:
Вопросы, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность.
Подготовка воспитателя:
- стаканчики на каждого ребенка; - тазик с водой; - гуашь разных цветов, кисточка, вода.
Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, какой мультфильм мы с вами вчера смотрели?
Дети:
«Умка»
Воспитатель:
А вы помните, о чем мы с вами договаривались?
Дети:
Да! Подумать, как же еще можно получить цветной лед.
Воспитатель:
И что же вы придумали?
Дети:
(отвечают) Если дети затрудняются, то воспитатель напоминает, что лед – это замороженная вода. Но вода прозрачная, а нам нужен цветной лед…
Воспитатель:
Подумайте, как мы можем сделать воду цветной?
Дети:
Окрасить ее…
Воспитатель:
Чем можно окрасить воду?
Дети:
(ответы… краски..)
Воспитатель:
Чтобы нам помочь Умке, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга. Сейчас возьмите, каждый по одному стаканчику и почерпните аккуратно в него воды из таза.
Дети:
(выполняют) 9

Воспитатель:
А теперь сядьте за столы и с помощью кисточки добавьте в воду краску. Теперь какая у вас вода в стаканчиках?
Дети:
красная, синяя, зеленая…
Воспитатель:
Давайте аккуратно возьмем стаканчик в руки и посмотрим, видно ли Вам друг друга через воду?
Дети:
видно, не видно...
Воспитатель:
Да ребята, у кого-то видно, у кого-то нет. Почему?
Дети:
(отвечают)
Воспитатель:
У кого темная краска – тому через воду ничего не видно, у кого светлая видно. А что случится, если оставить окрашенную воду здесь в стаканчиках на всю ночь? Как вы считаете?
Дети:
высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Какой бывает вода из под крана? Какого цвета?
Дети:
Прозрачная…
Воспитатель:
Правильно, ребята! А если воду окрасить краской, то она приобретает цвет, той самой краски! Я предлагаю поставить наши стаканчики с окрашенной водой замерзать на подоконник т.к. там прохладней и завтра мы посмотрим, что с ней произойдет, хорошо?
Дети:
Да, конечно…
Воспитатель:
На этом мы сегодня заканчиваем нашу работу, но завтра обязательно продолжим изучать наш удивительный мир, и конечно придумаем веселое занятие для медвежонка Умки! 10
Приложение №3 Работа с детьми по проекту (среда) 1. Обсуждение эксперимента «Окрашивание воды». 2. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми на прогулке «Замерзание воды»
Ход занятия
11

Воспитатель:
Ребята, что нам удалось сделать с водой вчера, чтоб помочь медвежонку Умке найти новый способ окрашивания льдинок и конечно придумать для него новое развлечение? Дети: Мы окрасили воду и оставили ее замерзать на подоконнике…
Воспитатель:
И что же мы сейчас наблюдаем? То произошло с нашей водой?
Дети:
она не замерзла…
Воспитатель:
Как вы считаете, почему вода не замерзла? Может быть, потому что в ней краска, или здесь не достаточно холодно… Как вы считаете?
Дети:
Высказывают свое мнение, предлагают варианты.
Воспитатель:
Как же нам это узнать?
Дети:
высказывают предположения…
Воспитатель:
Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и возьмем наши стаканчики с окрашенной водой с собой, но чтоб нам узнать как краска действует на замерзание воды, я предлагаю набрать стаканчик воды из под крана, не окрашенной и взять его тоже с собой. Так мы и сможем все узнать. Если не окрашенная вода в стаканчике на улице замерзнет, а окрашенная нет, значит причина – краска, а если и окрашенная и не окрашенная вода замерзнет, значит на подоконнике не достаточно холодно и вода по этой причине не замерзла… Договорились?
Дети:
Да! (Вода, в стаканчиках, окрашенная и не окрашенная выносится на улицу. Во время прогулки дети наблюдают за ней, обсуждают что происходит. К концу прогулки вода, конечно не замерзнет и воспитатель предлагает оставить эту 12
воду на улице на всю ночь, чтоб результаты были более верны. Т.е. даем время воде побыть на холоде подольше. Дети и воспитатель возвращаются в группу). В группе.
Воспитатель:
Чем мы сегодня с вами занимались, ребята? Какую работу проделали в помощь медвежонку?
Дети:
Вынесли воду на улицу ту, которую окрасили и не окрашенную, чтоб проверить причину ее не замерзания на подоконнике. (если дети не дают внятного ответа, то итог подводит воспитатель)
Воспитатель:
Все верно, если окрашенная вода замерзнет, то мы с вами сможем смело сообщить медвежонку Умке, как можно еще делать сосульки цветными! Вы хорошо потрудились, были очень внимательными и наблюдательными, спасибо вам за это. Приложение № 4 Работа с детьми по проекту (четверг) 1. Обсуждение эксперимента «Замерзание воды» 2. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми, «В каком состоянии легче и проще красить воду?»
Ход занятия
13

Воспитатель:
Ребята, я сейчас вспомнила, что у нас на улице стоят стаканчики с водой, напомните мне, зачем мы ее туда поставили?
Дети:
Чтоб проверить, почему окрашенная вода не замерзла на подоконнике (из-за краски или потому что здесь не достаточно холодно…)
Воспитатель:
Точно! Сейчас мы пойдем на прогулку и проверим результаты, договорились?
Дети:
Да! (Воспитатель и дети во время прогулки наблюдают за стаканчиками с водой. Замерзла и окрашенная и не окрашенная вода. Дети делают вывод, что вся вода замерзла, значит причиной не замерзания на подоконнике является то, что там не достаточно холодно).
Воспитатель:
Сейчас мы с вами пойдем в группу, и я возьму с собой стаканчик с неокрашенной водой, тогда мы с вами сможем проверить, какой способ окрашивания льдинок проще и интересней, а как мы это проверим, вы узнаете в группе. (заходят в группу, раздеваются… )
Воспитатель:
Вспомните, как Умка красил льдинки?
Дети:
Кисточкой и краской!
Воспитатель:
И мы сейчас сделаем то же самое! (дети встают вокруг стола, воспитатель берет кисть и краски и предлагает 2-3 ребятишкам попробовать покрасить прозрачный лед. Лед в группе тает, краска смазывается…)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что получается… Как вы считаете, как легче окрасить лед? 14

Дети:
Проще окрасить воду и заморозить ее, чем красить лед красками и кистью.
Воспитатель:
Я с вами согласна! Мы с вами придумали новый способ окрашивания льда для Умки. Какую работу мы с вами для этого проделали сегодня?
Дети:
Сегодня мы наблюдали за тем, как окрашенная и неокрашенная вода превратились в лед, и попробовали красить лед красками и кистью. Оказалось что легче окрасить воду и заморозить… (если дети не дают четкого ответа, то их направляет воспитатель)
Воспитатель:
Но ведь мы с вами должны придумать еще и новое развлечение для медвежонка… Я предлагаю подумать об этом сегодня, а завтра вы выскажите свои предложения, договорились?
Дети:
Да! Приложение № 5 Работа с детьми по проекту (пятница) 1. Строительство замка для медвежонка Умки из окрашенных льдинок.
2.
Мониторинг проделанной работы, сравнительный анализ результатов, перспективы. 15

Ход занятия

Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами договаривались придумать развлечение для медвежонка Умки, у кого есть идеи?
Дети:
предлагают..
Воспитатель:
А что-же нам теперь делать с нашим цветным льдом?
Дети:
предлагают…
Воспитатель:
А давайте предложим медвежонку Умке строительную игру! Ведь из такого красивого и яркого льда запросто можно построить настоящий замок!
Дети:
Да!!!
Воспитатель:
Но для начала, давайте мы с вами сами построим замок для Умки, сфотографируем его и отправим на северный полюс эту фотографию! Так Умка сразу поймет нашу идею, и я думаю будет очень рад!
Дети:
Да, конечно! (дети строят замок для медвежонка Умки из окрашенного льда)
В группе.

Воспитатель:
Давайте мы с вами теперь вспомним, какую сложную работу мы проделали, чтоб помочь развеселиться медвежонку Умке, и найти ему новое развлечение…
Дети:
Сначала мы окрашивали воду, затем ее замораживали на подоконнике, но вода не замерзла. Затем мы вынесли окрашенную воду на улицу и вместе с ней замораживали воду из под крана. Далее мы наблюдали и увидели, что и окрашенная и неокрашенная вода замерзла. Потом красили льдинку краской 16
и сегодня строили замок для Умки! (воспитатель координирует, уточняет и направляет ответы детей).
Воспитатель:
Спасибо вам ребята, вы настоящие молодцы! Теперь мы отправим на северный полюс наши фотографии для Умки, и я уверена, что он будет вам очень благодарен и счастлив! 17