"Формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС"
Автор: Великодная Надежда Сергеевна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской
Населённый пункт: Георгиевский район Ставропольский край
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС"
Формирование и развитие коммуникативной компетенции
обучающихся на уроках английского языка
в рамках реализации ФГОС.
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе
является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е.
обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем
практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то
обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого
необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной
практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию
обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности,
интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.
С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в
сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации
обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет
достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные
возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для
активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы,
предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой
материал, получить достаточную устную практику для формирования
необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся в
группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение
осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента
темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не
отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует
формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой
подготовки. Как правило, учащиеся лишены возможности общения с
носителями языка. Как же их научить общаться на иностранном языке? Это
происходит благодаря созданию условий для активной совместной учебной
деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся с разными учебными
возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает
усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои
знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом
психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны
быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и
девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет
необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень
клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается
распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются
самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать
рекомендации).
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка
ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не
столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). При этом в
ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты
своего труда.
Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться
за задание. В ряде случаев это может быть учащийся с низкими учебными
возможностями. И если такой ученик в состоянии обстоятельно изложить
результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп,
значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого
задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым
учеником группы.
Работа в группах возможна при обучении школьников устной речи, чтению.
Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.
При развитии навыков и умений монологической речи на уроках
перед
группами ставятся такие речевые задачи:
представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из
вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными вам опорами,
докажите, что путешествовать пешком очень интересно.
Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также
используются иллюстрации. Подобные задания получают и остальные группы.
Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом
транспорта наиболее интересно.
Эффективна такая форма работы и
при обучении диалогической речи
.
Например, при работе над темой "Мой дом" ребятам дается такая установка:
представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру (или новый
дом). Вам интересно побольше узнать о квартире или доме.
На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный
разговор.
В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и
воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание,
то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено
задание, и в случае необходимости внести поправки.
Работа в группах значима
при проверке домашнего чтения . Например,
группе дается задание
составить план прочитанного текста
. Ребята
распределяют задание между всеми членами группы: делят текст на абзацы.
Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль,
заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по
составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.
На начальном этапе обучения при организации проверки понимания
прочитанного широко используются тематические картинки. Например, дается
задание: выбрать из текста и прочитать те предложения, которые могут
быть использованы при описании картинки
. Или такое задание:
сравнить
содержание текста с тем, что изображено на картинке, и прочитать
предложения, которые не соответствуют тому, что на ней изображено.
Сотрудничество в группах может быть организовано как ролевая игра на
уроках. Так, при освоении темы "Магазин" ребятам предлагается разыграть
ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага.
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к.
общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих
условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
Работа учащихся в группе позволяет увидеть, что вместе учиться не только
легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной
учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой
практики каждого ученика на уроке, важно отметить, что ученик отвечает не
только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу,
вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи
так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики
привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в
учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную,
коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Таким образом, наши наблюдения показали, что в сочетании с другими
формами организации обучения, работа в малых группах достаточно
эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас
школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того,
воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело,
развивается логическое мышление, способность сориентироваться в
создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость,
неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.