"Рабочая программа по химии для 8 класса"

Автор: Гадобоев Джумакул Негматович
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Калейкинская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: с. Калейкино, Республика Татарстан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по химии для 8 класса"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР МБОУ « Калейкинская СОШ» Директор МБОУ «Калейкинская СОШ» __________/ Махмутова З.Р./ ________/ Ф.Л.Злобина/ __________/ И.И.Фаттахов/ Протокол №1 от «28» августа 201_г. «29» августа 201_г. Приказ № 102 от«1» сентября 201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 8-го класса МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» учителя биологии и химии Гадобоева Джумакула Негматовича. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 «_» августа 201_ года
2014-2015 учебный год


Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе: - Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; - Примерной программы основного общего образования базового уровня по химии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; - Базисного учебного плана МБОУ- « Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » на 2012-2013 учебный год -Положения о рабочей программы по МБОУ- Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » - приказ № 80/1 от 01.09.2011 -Решения МО учителей естественно-гуманитарного цикла Калейкинской СОШ от 28.08.2012 года – протокол № 1.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс

Цели:

освоение знаний
основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; 
овладение умениями
наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; 
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи обучения:
 привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;  создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования; -способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии; - продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: - слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; -эстетических эмоций; -положительного отношения к учебе; -умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
 способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;  формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;  формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;  воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Содержание учебного предмета

«Химия», 8 класс
:

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости. 2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения. 3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ). 4. Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ. 5. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества. 6. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций
Лабораторная работа:
1. «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами». 2. «Разделение смеси». 3. «Примеры химических и физических явлений». 4. «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов». 5. «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO 3 ∙Cu(OH) 2 ». 6. «Реакция замещения меди железом».
Практическая работа:
1. «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием». 2. «Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода. 2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. 4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении. 5. Опыты, выясняющие условия горения. 6. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Лабораторная работа: «
Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа: «
Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации.
1. Получение водорода в аппарате Киппа, 2. Проверка водорода на чистоту. 3. Горение водорода. 4. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторная работа
Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (8 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием). 2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..
Практическая работа: «
Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (9 ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
1. Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. 2. Плакат «Связь между классами неорганических веществ».
Лабораторная работа:
1. «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании». 2. «Взаимодействие щелочей с кислотами». 3. «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами». 4. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
Практическая работа
:
«
Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)


Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
1. Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Плакат «Элементы и их свойства». 3. Плакат «Строение атома». 4. Плакат «Электронные оболочки атомов».
Лабораторная работа
:
«Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».

Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации:
Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная

работа
: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8 «Галогены» (8ч).


Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Лабораторная работа:
1. «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений». 2. «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».
Практическая работа
:
«
Химические свойства соляной кислоты».


Учебно – тематический план по химии 8 класс.
№п/п Наименование раздела и тем Часы Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы
1 Первоначальные химические понятия 18 6 2 1 2 Кислород. Оксиды. Горение 5 1 1 3 Водород. 3 1 4 Вода. Растворы. Основание 8 1. 1 5 Основные классы неорганических веществ 9 4 1 6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. 8 1 7 Химическая связь. Строение вещества. 9 1 1 8 Галогены 8 2 1 Обобщение 2 1




Всего

70

16

6

4

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5"
ставится, если ученик:  выполнил работу без ошибок и недочетов;  допустил не более одного недочета.
Оценка "4"
ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух недочетов.
Оценка "3"
ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:  не более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух-трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2"
ставится, если ученик:  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1"
ставится, если ученик:  не приступал к выполнению работы;  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
 Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.  Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из
10 вопросов.
 Время выполнения работы: 10-15 мин.  Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из
20 вопросов.
3. Время выполнения работы: 30-40 мин. 4. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Календарно – тематическое планирование

№ Тема урока Тип урока Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности Виды контроля Элементы минимального содержания образования Элементы дополнительного содержания. Дата по плану Фактиче ская 1 Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства Урок изучения и первично го закреплен
Информационно-коммуникативная

деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью упр.3,4 с.13 Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о 5.09 2 Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. практиче ская работа
Познавательная деятельность
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных упр.7, с.13 Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. 7.09 3 Чистые вещества и смеси урок изучения и первично го закреплен
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.) упр.9 с.13 Вид контроля - массовый Метод Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. 12.09 4 Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли практиче ская работа
Познавательная деятельность
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных упр.11 -13 с.13 программ ирован ный контроль Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Практические занятия:
Очистка загрязненной поваренной соли 14.09 5 Физические и химические явления. Химические реакции Урок изучения и первично го закреплен
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, упр.11 с.25 вид контроля – выборочн Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и 19.09 6 Молекулы и атомы Атомно-молекулярное учение комбинир ованный урок
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей упр.11,с.2 5 Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Атомно- молекулярное учение. Закон 21.09 - 7 Простые и сложные вещества. Химические элементы комбинир ованный урок
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей Знание знаков химическ их элементо в и их Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). 26.09 8 Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки урок изучения и первично го закреплен
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Установление причинно-следственных связей Определе ние качествен ного и количеств енного Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные 28.09 9 Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса комбинир ованный урок
Познавательная деятельность
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов задачи 1,2 с.37 Вид контроля - массовый Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества 3.10 10 Вычисление по химическим урок закреплен
Познавательная деятельность
Определение адекватных способов упр.4,5 с.37
Расчетные задачи
Вычисление относительной 5.10
Литература:  учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. - М.: Просвещение, 2007г;  дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. - М.: Просвещение, 2008г;  химия - задачник с "помощником". 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. - М.: Просвещение, 2008г.  Химия.8-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов(базовый уровень)/ - Волгоград: учитель, 2009.71с)  Сборник нормативных документов. Химия/сост.Э.Д.Днепров. А.Г. Аркадьев.- 2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2008.-112с  Халиуллин Р.И. Дидактические материалы по неорганической химии для8-9классов. –Казань: Магариф,2001.- 152с.  Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005 – 80 с.  Химия: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы / Авт.: Н,Н, Гара, М.В. Зуева. –М.: Вентана-Графф,2003. – 128с.  Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию (разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9классов / авт.-сост. В.Г.Денисова.- Волгоград: Учитель, 2007. -143с.  Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8класс. –М.: ВАКО,2007.-368с.  Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9класс. –М.: ВАКО,2008.-368с.