"Коммуникативно-направленное совершенствование речевых и грамматических компетенций в обучении устной речи"

Автор: Зикратов Геннадий Владимирович
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "МСШ № 2"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Программа профильного спецкурса
Тема: "Коммуникативно-направленное совершенствование речевых и грамматических компетенций в обучении устной речи"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО Директор лицея № 200 на заседании МО учителей иностранных языков ___________ Дергилева Н.С. протокол № ___ от «___» _____2011 г. «___» _____________2011 г. Зав.М/О ИЯ__________ _____________ Зикратов Г.В. ПРОФИЛЬНЫЙ СПЕЦКУРС для учеников 10-11 классов гуманитарного, экономического профиля КОММУНИКАТИВНО−НАПРАВЛЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ 136 часов Составитель: учитель английского языка Зикратов Г.В., учитель высшей категории НОВОСИБИРСК 2011

Пояснительная записка
К профильному спецкурсу “Коммуникативно-направленное совершенствование речевых и грамматических компетенций в обучении устной речи” Курс рассчитан на 136 часов. Данный спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших гуманитарный или экономический профиль обучения в старшей школе, и является продолжением процесса систематизации знаний, полученных учащимися при освоении лексических и грамматических единиц, предусмотренных программой для 10-11 классов.
ЦЕЛИ СПЕЦКУРСА:
• закрепить способность самостоятельно решать коммуникативные задачи, используя усвоенные ранее компетенции, для корректного поддержания дискурса как индивидуально, так и в группе; • сформировать устойчивые навыки распознавания и стилистически грамот- ного употребления предлагаемого комплекса парадигматических и синтаг- матических явлений в различных типах устного и письменного дискурса;
СТРУКТУРА СПЕЦКУРСА ПОЗВОЛЯЕТ:
• обеспечить совокупное повторение уже известных структур и конструкций; • познакомиться с особенностями и научиться выполнять задания с доми- нантой аудио-речевой и грамматической составляющих; • совершенствовать познавательные способности и языковые компетенции; • развивать творческий опыт мышления на иностранном языке; • адекватно употреблять лексический и грамматический материал в стилистически определенных контекстах; • выявлять способности и таланты учащихся. Спецкурс также призван развивать у учащихся
НАВЫКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
Для этого в рамках курса используются элементы технологии критического мышления, проектные формы представления материала, совместное обсуждение проблем, дискуссии, подготовка докладов и сообщений. Всё это связано с применением различных видов учебного чтения, умением анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, выделять главное, составлять учебный конспект. 2

НАВЫКИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
• через обеспечение наибольшей активности учащихся и продуктивности спецкурса; • через проведение основной части занятий в формате семинаров с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения в рамках компетентностного подхода.
ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
На таких занятиях используются: • коммуникативно ориентированные приемы работы с языковым материа- лом; • решение проблемных задач повышения компетентности в употреблении лексико-грамматических конструкций через погружение в коммуникатив- ную языковую среду; • взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов, сообщений и проектов. Спецкурс, соответственно, разделен на две части:
1.

практическая отработка
речевых и грамматических компетенций;
2.

коммуникативные задания
для закрепления полученных знаний. Обе части взаимодополняют друг друга, образуя единую лексико-грамма- тическую среду, что снимает психологический барьер кажущихся трудностей при изучении грамматических конструкций, речевых клише и других явлений изучаемого языка.
В первой части
в форме тренингов предлагаются устойчивые лексические структуры и конструкции, которые даны в различном тематическом и грамматическом окружении, что позволяет глубже усвоить существующие особенности и провести сравнение, в частности, между устойчивыми глагольными конструкциями, а также увидеть специфику аналитического строя английского языка, провести определенные аналогии и отметить несовпадения в синтагматике двух языков.
Вторая часть
состоит из набора коммуникативных творческих заданий - текстов, аудио- и видеоматериалов, иллюстрирующих аутентичное употребление пройденного материала, мотивирующих учащихся к дальнейшему совершенствованию своего уровня. 3

ДИНАМИКА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ИНТЕРЕСА
: • фиксируется через анкетирование на первом и последнем занятии; • в виде собеседования, после выполнения каждого вида запланированных работ.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
• занимают время, указанное в графе «закрепление» после каждого темати- ческого кластера; • два заключительных занятия, состоящие из комплексного теста, включаю- щего основные элементы пройденного материала; • финального занятия – диспута на заранее предложенную учащимся разго- ворную тему. Данная форма контроля позволяет каждому учащемуся комплексно оценить успешность прохождения курса, получить рекомендации по дальнейшему совершенствованию навыков изучения и употребления иностранного языка.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА

ПРОФИЛЬНОМ СПЕЦКУРСЕ УЧЕНИК ДОЛЖЕН:

знать/понимать
• значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения; • языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, едини- цы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных; • новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; • лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранно- го профиля.
уметь говорить
4
• вести диалог (диалог - расспрос, диалог—обмен мнениями/суждениями, диа- лог—побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) офици- ального и неофициального характера в бытовой, социокультурной и учебно- трудовой сферах, используя корректную аргументацию, эмоционально- оценочные средства; • рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой про- читанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, де- лать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля; • создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны изу- чаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведче- ской информации;
проводить аудирование
• понимать общий смысл высказываний на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения; • понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов позна- вательного характера на темы, связанные с личными интересами или с вы- бранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию; • оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней.
уметь читать
• читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художест- венные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специаль- ные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя ос- новные виды чтения (ознакомительное,изучающее, просмотровое, поиско- вое) в зависимости от коммуникативной задачи.
уметь писать
• описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятель- ности.
использовать приобретенные компетенции в повседневной жизни для:
5
• успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; • соблюдения этикетных норм межкультурного общения; • расширения возможностей использования новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях; • расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования; • участия в профильно-ориентированных интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах; • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ СПЕЦКУРСА ПО ТЕМАМ № Грамматическая и разговорная тема грамматика лексика Кол-во часов
I год обучения
1. Вводный тест. Группа Indefinite Группа Соntinuous Аудирование.Текст на чтение Аудирование. Устойчивые выражения с to be и to have, идиоматика. 4 Закрепление/Активизация Группа Indefinite Группа Соntinuous Аудирование. Устойчивые выражения с to be и to have, идиоматика. Письмо. 6 2. Видо-временные формы активного залога. Topic: Mysteries; Topic: The Law Группа Perfect Группа Perfect Соntinuous; Аудирование.Текст на чтение Аудирование. Устойчивые выражения с to be и to have. 4 Topic: Fame Topic: The Universe Topic: People Группа Perfect Группа Perfect Соntinuous; Аудирование. Текст на чтение Аудирование. Устойчивые выражения с to be и to have. Упражнения на говорение. 6 Активизация пройденного материала. Закрепление. Аудирование.Текст на чтение Пройденные структуры. Письмо. 4 3. Общая характеристика форм пассивного залога. Тренинг. Topic: Entertainment To be + V-ed Аудирование.Текст на чтение Аудирование. Употребление сказуемых в пассивном залоге. 4 Topic: Advice Topic: Humour Topic: Sport To be + V-ed Аудирование. Текст на чтение Аудирование. Употребление сказуемых в пассивном залоге. Упражнения на говорение. Письмо. 6 4. Видо-временные формы пассивного залога. Тест. Группа Indefinite Группа Соntinuous Аудирование. Устойчивые выражения с to be и to have 4 Topic: The Natural World Topic: Communication Topic: Work Аудирование.Текст на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 6 5. Видо-временные формы Группа Perfect Аудирование. Каузативная 4 6
пассивного залога. Закрепление. Тест. Аудирование.Текст на чтение конструкция to have smth done, идиоматика. Topic: Holidays Topic: Success Topic: Films Аудирование. Упражнения на говорение. 6 Активизация пройденного материала Аудирование. Текст на чтение Пройденные структуры. Письмо. 4 6. Активизация пройденного материала Аудирование. Текст на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 4 7. Закрепление Аудирование. Текст на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 6
ИТОГО ЗА ГОД

68

II год обучения
8. Аналитические и синтаксические степени сравнения. Тест на степени сравнения. Исключения. Тест. Употребление артикля в превосходной степени; Аудирование. Текст на чтение Аудирование. Прилагательные и наречия- исключения, идиоматика. 4 Topic: Occupations Topic: Education Topic: Leisure Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 6 9. Активизация пройденного материала. Закрепление. Текст на чтение Пройденные структуры. Письмо. 4 Topic: Feelings Topic: Travel Topic: Food and Drink Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. 6 10. Косвенная речь. Закрепление. Тест. Понятие временной референции; Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Употребление некоторых глаголов, идиоматика. 4 Topic: The Media Topic: The Weather Topic: The Environment Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 6 Косвенная речь. Тест. Аудирование. Референция в прошлое Аудирование. Упражнения на говорение.Замена глаголов в косвенной речи. 4 11. Topic: Technology Topic: Health And Fitness Topic: Transport Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. 6 Модальные глаголы аудирование; Конструкция Modal Verb+Infinitive Аудирование. Упражнения на говорение. Эквиваленты модальных глаголов, идиоматика. 4 12. Topic: Fashion Topic: Crime Topic: Shopping Аудирование.Тексты на чтение Аудирование. Упражнения на говорение. Письмо. 6 Модальные глаголы Конструкция Modal Verb + Perfect Infinitive Аудирование. Упражнения на говорение. Эквиваленты must: to be; to have; ought to; should. 4 13. Активизация пройденного Текст на чтение Пройденные структyры. 6 7
материала. Закрепление. аудирование Письмо. 14. Комплексный тест-зачет Пройденные структуры Пройденные структуры. 4 15. Финальное занятие-диспут Пройденные структуры см. КИМы 4
ИТОГО ЗА ГОД

68

ИТОГО ЗА КУРС

136

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ЗАЧЕТА

Exercise 1.
Choose the proper form of the modal verb ‘to have to’:
1.
My father’s dead. I (to have) to start for home in an hour.(B.Sh.)
2.
”Have you ever done that?” – “Yes. In Atlantic City.” – “You (not to have) to answer so quickly”, she said.(O’Hara)
3.
You (to have) to do it for yourself.(Arden)
4.
I (to have) to ask, gentlemen, for your names and addresses.(Arden)
5.
I thought you were going to stay in London till you (to have) to start for Japan.(S.M.)
6.
If you go, I (to have) to go too. (S.M.)
7.
I heard Alex arranging for the doctor to stay the night so that he (not to have) to travel back.(S.H.)
Exercise 2.
Render the following to the past:
1.
She must be surprised to find you here.
2.
You must be blind not to see what kind of person he is.
3.
This news must distress her.
4.
It must be unpleasant for her to see you.
5.
There must be a good view from the top of the garden now.
6.
”You really believe he is guilty.” – “He must be.”
7.
His knowledge of English must be slight now.
8.
She must expect you to go there ay once.
9.
It must be dull for you here.
10.
You must be hungry and cold after your trip up to town.
Exercise 3.
Read the sentences which describe a situation. Use the verb ‘must’ + infinitive to express your opinion about what is said. Give as many suggestions as you can.
MODEL:
Peter looks very tired. A: He must have worked a lot yesterday. 8
B: He must be working too hard. C: He must be unwell. D: He must have a rest.
1.
Peter was late for the first lecture.
2.
Peter is absent from the lesson.
3.
Peter is sneezing and coughing.
4.
She began to cry after she had read the letter.
5.
He knows many things about England.
6.
I expected Peter to ring me up last night, but he didn’t.
7.
I want to show you Peter’s photograph, but I can’t find it.
8.
Peter was to take his exam in English yesterday. When he came home he looked quite miserable.
9.
I haven’t seen him in Moscow for a long time.
Exercise 4.
Read the text and do the tasks.
Task:1)
Read the article and fill in the gaps with the words and phrases from the list: But, Finally, First, For example, However, In conclusion, Also, What is more, On the other hand.
Task:2)
Listen and check your answers.
Task:3)
Explain the words in bold.
Task:4)
Read the article again and answer the questions.


PROS AND CONS OF USING THE INTERNET

1.
Advertisements of the Internet promise you a world of information,
entertainment
, online shopping and e-mail services. (1)___________ , the real world of the Internet may not be as perfect as the advertisements
suggest
.
2.
Using the Internet offers many advantages. (2)_____________ , all of the latest information is available to you, in your home, at any hour of the day or night. It is much faster and easier to surf the net
in search of
information from all over the world than to travel in
libraries
in
dozens
of countries. (3) ____________ , on-line shopping makes it possible to search through
catalogues
to find exactly what you want at the best price, saving both time and money. But joining a newsgroup or chat group, you can share your hobbies and special interests, and perhaps make friends all over the world. (4) ___________ , e-mail is popular because it is faster than sending a letter and cheaper than a telephone conversation.
3.
(5) _______ _______ ______ ________ , the Internet has several disadvantages. (6) ____________ , with so much information available, finding what you want can take hours.
Multimedia
web pages with photographs, music and video are attractive, (7) 9
___________ they make downloading slow and boring. (8) _________ ________ ______, there is too much advertising instead of real information. As for Internet
friendships
, sitting at home in front of a computer making
“chat friends”
is not the same as actually meeting people.
4.
(9) _________ __________, the Internet
obviously
has both good and bad points. Fortunately, the system is improving all the time, and any problems which still
exist
can
be solved
.
Whether we like it or not
, the Internet is here to stay, so we have to make the best possible use of it.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ФИНАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ – ДИСПУТА

Exercise 1.
Make up short dialogues with the following statements:
1.
I think we ought to make it clear to her.
2.
What sort of place do you think we ought to go to for our vacation?
3.
I think you ought to come and visit me.
4.
Don’t you think we ought to telephone her, first?
5.
I think we ought to be getting back.
6.
You ought to see a doctor.
7.
You ought to write your friend’s parents about his illness.
8.
A man ought to keep himself occupied.
Exercise 2.
Make up short dialogues using the sentences:
1.
It must be terribly annoying to miss such a film.
2.
We must do what we can for Ann.
3.
I must go as we are dining out tonight.
4.
He must be twenty now. 10

5.
I must have a taxi to take me to the station.
6.
You mustn’t laugh. I am quite serious.
7.
You must come with us one of the coming evenings.
8.
Well, we must wait until the morning.
9.
You must tell me all about yourself.
10.
We must not jump at the conclusions. 11