Напоминание

"Дети войны"

Автор: Блинова Надежда Анатольевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№14"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: "Дети войны"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литературно-музыкальная композиция на тему

«Дети войны»

Ведущий 1: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не

слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных

фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и

скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь

оборвать также просто как утренний сон. Для нас война – это история.

Слайд 1

Ведущий 2

Лето. Был обычный выходной день - суббота. У

выпускников школ был выпускной бал. Они праздновали вступление во

взрослую жизнь. После трудовой недели миллионы советских людей и дети

отдыхали, веселились. Они пели, танцевали и были счастливы. Было мирное

время.

Дети играли, росли и не было у них забот…

Слайд 2

У них было веселое детство

Слайд 3.

Звучит легкая мелодия «Утомленное солнце». Место действия –

детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках,

подбрасывают мяч.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они

мечтают о будущем.

Ура, лето!

Как вокруг тихо, спокойно и красиво!

Какой прекрасный день не правда ли?

Да побольше бы таких деньков

Мальчик 1: - Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить

детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Мальчик 2: -А я буду врачом.

Девочка 1: -А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2: -Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает.

Ведущий 1:

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 2

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

(звучит голос Левитана о начале войны)

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 1

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона

советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через

фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном

Ленинграде.

Песня «Дети войны» в исполнении учащихся

Воспоминание Утро первого дня войны…

Девочка в руке держит рисунок, на котором изображен самолет.

Чёрные толстые самолёты… Они гудят низко…Над самой землёй.

Десятки самолётов. С крестами. Они закрыли небо, закрыли солнце. Ужас!

Посыпались бомбы… Беспрерывно слышались взрывы. Я запомнила свои

чувства, свой страх. Мы выскочили из дома, бежали куда-то по улицам… Мне

казалось, что города уже нет, одни развалины. Дым. Огонь. Сначала горели

отдельные дома, потом загорелся город. Первые убитые…

Проснусь утром…Хочу вскочить, потом вспоминаю – война…и закрываю глаза.

Когда она закончится…!!!!

Ведущий 2:

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Ведущий1

:

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой

немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали

и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Ведущий 2

:

О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в

своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому

что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши

Куприна заключается в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана

Сусанина.

Стихотворение

Ученица : Четвертые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень.

Четвертые сутки в одной рубашонке

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветет,

Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча разведчика ждет

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темнотою один на один.

Так что же ты делаешь, Миша Куприн?

Четвертые сутки... А выхода нет.

И сил не хватает держаться.

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идемте! Я знаю тропинку в отряд!» -

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка один на один.

Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то,

Ходили за клюквой...

Ну, вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

С врагами мальчишка один на один.

Так что же задумал ты, Миша Куприн?

А Миша стоял - поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка.

Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ликуют фашисты: мол, наша взяла, -

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у Миши лазоревый свет...

А было мальчишке четырнадцать лет.

Ведущий 1. За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло

13млн. детей. Самой страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда.

900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских

войск.

Инсценировка стихотворения: «Девочка с мишкой».

Автор Лора Тасси.

Ведущий: Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

Девочка: "Не плачь, не плачь. Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе.

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

Была семья, был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я. "

Ведущий 2: А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом.

Девочка: "Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят. "

Ведущий1: Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка:

Девочка: Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "

Ведущий 1:Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?.

Ведущий 2: В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том

числе 400 тыс. детей.

Ведущий 1: Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в

малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие

испытания.

Ведущий 2:

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить – нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

«Собака, миленькая, прости…»

У меня была мечта – поймать воробья и съесть… Отвлечься от мыслей о еде ни

у кого не хватало сил… Очень хотелось жить..

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. Убивали нас голодом, убивали

900 дней… Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется

день, час, минута… люди сходили с ума от голода. Мысль о том, что можно

съесть кошку или собаку стала обыкновенной.

Я иду из булочной, получила дневной паёк- 125 граммов хлеба. Навстречу мне -

собака. Обнюхивает, слышит запах хлеба. Я поняла – это наше спасение. Я

приведу собаку домой…

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Вошли в подъезд. По ступенькам

она поднималась за крохами хлеба. Я отдала ей его весь. Наша квартира на

пятом этаже, хлеб кончился на четвёртом… Собака не идёт дальше. Смотрит на

меня… Всё понимает… Я её обнимаю: «Собака, миленькая, прости… Собака,

миленькая, прости…» Прошу её, упрашиваю. Очень хотелось жить.

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен там стоять.

Это – памятник блокадной собаке. Собака миленькая, прости…

Ведущий1: 18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях.

Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы.

Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей

силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве

доноров, забирая почти всю кровь.

Сценка ( 1воспоминание)

Нас вагон детей … Битком набитый…Никто нас не поил и не кормил… Первый

раз остановились в Варшаве, какой-то старичок зашёл с полными карманами

свёрнутых бумажек, на которых по-русски была написана молитва «Отче наш»,

и раздал каждому.

Привезли в концлагерь. Каждое утро стучал железный засов, входили офицер и

красивая женщина, она по-русски говорила:

-Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд.

Дети спотыкались, толкались, каши хотели все. Те, кого уводили кормить

кашей, больше не возвращались…

Сценка ( Воспоминание 2)

«Перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый

день. За что охранники могли наказать? Даже за то, что им показалось, будто ты

недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку, приблизившись к нему,

или посмотрел слишком дерзко. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой

пистолета, или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»:

спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная

собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники

смеялись.

Звучит саунд трек к песне «Дети войны»

Дети берут свечи и выходят к краю сцены

Ведущий 2:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий 1:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны –

Дети (хором)

Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

Победа

Во имя грядущих –

Дети (хором)– Победа.

Песня «Журавли» в исполнениии учащихся

Видеоклип «Мир без войны – дети Земли»