Авторы: Слесаренко Ирина Михайловна, Фатеева Елена Викторовна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины физика, химия, биология
Учебное заведение: ККСШ ВИФК
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Я советую вам, дорогие коллеги
«Я советую вам, дорогие коллеги»!
Учитель, посмотри в глаза учеников,
Ты в них найдешь открытые ответы.
Они заменят лучше всяких слов
Любой методики формальные советы!
Современной школе нужен именно Учитель, формулой жизни и труда которого
могут быть мудрые слова, не раз проверенные опытом лучших педагогов: «Хочешь владеть
душами ребят - отдай им свою душу». В унисон с этими словами звучит название одной из
замечательных книг нашего талантливого педагога "Сердце отдаю детям".
Великая сила любви должна двигать учителями, быть мощным локомотивом всей
его деятельности. Я советую вам, педагоги, никогда не забывать простую, но великую
истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаёшь. Ведь дети – это цветы, их красота, изящество, великолепие
зависит от нашего чуткого, бережного
отношения. Они как лакмусовая бумажка
впитывают в себя любовь и доброту, чувствуют фальшь и неискренность. А поэтому
учитель не может не любить детей и это стало уже аксиоматической истиной. Учительская
профессия в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует
природу. Я считаю, учитель ценен и велик тем, что он формирует природу самого
человека.
Призвание учителя в том, что он многократно, пока посвящает себя делу
воспитания, повторяется в детях. Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть
реальные плоды своего нелегкого, благородного труда в дне завтрашнем.
Учитель учит, пока живет, и живет, пока учит.
Прав был К.Д.Ушинский, когда утверждал, что "в воспитании все должно
основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только
из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой
искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить
личности в деле воспитания"
Я
советую
вам,
дорогие
коллеги,
чтобы
стать
педагогом
-
мыслителем,
исследователем, необходимо использовать активное стремление знать сегодня больше,
чем вчера, энтузиазм, чувство нового.
Единственное, чего у него нет, - это права останавливаться в своем росте,
превратиться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.
Никогда не следует забывать старинную, но вечно новую истину: учитель живет до тех пор,
пока он учится,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель, поэтому
необходимо "в просвещении быть с веком наравне"- сказал великий поэт А.С.Пушкин.
Я считаю важным и необходимым поддерживать интерес в учебе.
Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста,
движения, преодоление трудностей. Вчера не понимал - сегодня понял. Вот, где радость. Вчера
не умел - сегодня научился. Вот в чем счастье. Я думаю, что все в нашем деле, в конечном счете,
решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно бывает для учителей путь мастерству.
Великий чешский педагог Я.А.Каменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и
садовником, с любовью выращивающим
растения в саду; учителем и архитектором,
который
заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя
скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. И я думаю, что для
педагогической деятельности необходимо, чтобы, во - первых, воспитатель хорошо знал своего
воспитанника, во-вторых, между ними существовало полное доверие. Наша душа обретает
крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность человеческой души.
Известный продюсер Джони Старк выделяет четыре качества, помогающие человеку стать
популярным: дар природы, голова на плечах, уважение к людям, умение работать над собой.
Первые три качества составляют 3% в определении успеха, а последние - 97 % . Поэтому мне
близки такие заповеди :
Люби детей! Защити их любовью и правдой.
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души.
Научи детей думать и любить!
Дари себя детям!
3най к чемустремиться!
Ни дня без новизны!
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего класса.
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Ученики
ценят
в
учителе
доброжелательность,
честность,
принципиальность,
ответственность, деловитость. Но еще более они ценят в нем человечность. Учитель должен
оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. И нам не
следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Важно соблюдать во всем баланс.
Ученики должны видеть, что учитель, как и все, может радоваться и огорчаться, гневаться и
страдать. Проявление человеческих чувств, естественное поведение сближают его с учениками,
формируют подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому учителю следует по
возможности чаще, общаться с учениками: разговаривать, спорить, играть, отдыхать.
Яркость, эмоциональность самого учителя воздействует на ученика.
Я не могу не признаться в любви к Уроку - красивому, возвышающему душу,
открывающему внутренний мир моих дорогих учеников, мудрому, воспитывающему добрые
начала,
развивающему
творческие
возможности,
формирующему
из
каждого
ребенка
самобытную личность. Хочу, чтобы урок был всегда ярким - таким, как солнце, живым,
добрым, ласковым, теплым. Чтобы дети получали огромную радость и были счастливы! А сам
учитель для детей должен быть, неиссякаемым источником тепла и доброты. А еще, уважаемые
коллеги, нужны вдохновение, легкость во всем, ощущение полета над землей. И конечно, нужно
быть самому счастливым. Обязательно!
Пусть, уважаемые коллеги, никогда не покинет нас желание творить и побуждать к
творчеству! Пусть каждый день приносит вашим ученикам новые открытия. Пусть через
учительское слово красота и доброта входит в ребячьи сердца!
И в заключение хочется сказать словами народного учителя А.А.Захаренко:
« Я убеждён: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная
агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают
сразу троих - учителя, ребёнка, родителя — и тут же реализуются. Если
их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят
по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до
отпуска и до минуты, до очередного звонка...
Учитель призван реализовывать мечты детей».