"Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"

Автор: Мецлер Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида

г. Курганинска

МАСТЕР- КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Проектно-исследовательская

деятельность в ДОУ как вид

деятельности, помогающий

успешной реализации ФГОС.



Воспитатель

Мецлер Т.И.


Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,

помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель:
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы. 2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно- исследовательской деятельности.
Форма проведения:
деловая игра.
Ход :
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе
«
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС» Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать. Антуан де Сент-Экзюпери. Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель. Сегодня мы с вами познаем тонкости организации проектно-исследовательской деятельности. Наш мастер-класс будет проходить в несколько этапов:
План:
1.Мотивационно-организационный этап. 2. Теоретико-практический этап. 3. Игровой этап. 4.Исследовательский этап. 5.Заключительный этап.

Правила участия в мастер-классе:
- соблюдение регламента, - аргументированность участниками каждого принятого решения, - решения должны быть согласованы всей группой, - соблюдение правил дискуссии,
1 этап. Мотивационно-организационный этап

Задание для команд:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. Задание для первой команды: - Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию». В дошкольном возрасте экспериментирование является на мой взгляд ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский. Задание для второй команды: - Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого. - Перевёртыши (строки из п
ословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды: Уйти от новой стиральной машины.
(Остаться у разбитого корыта)
На милиционере валенки мокнут.
(На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься.
(Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет.
(Заставь дурака Богу

молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год.
(Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома.
(Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы о проектной деятельности:
* Трудно найти и сформулировать проблему исследования. * Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат. * В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием. *Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п. *Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
* Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. * Главный результат такой работы – победа на конференции. * Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько: + Наблюдение как способ выявления проблем Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти. + Задание «Тема одна — сюжетов много» Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д. При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций. + Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни». + Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку» Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает) Предполагаемые ответы:
1.
Ребёнок дома без присмотра взрослых.
2.
Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
3.
Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов:
выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

Перед вами известный всем предмет - сахар. На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования. - Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит. Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап.
Игровой этап
Каждой команде задается вопрос (карточки с заданиями находятся и на

столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая

команда.

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».

2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

«Исследовательское обучение»
- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. Потому здесь, как правило, нет места «провокационным идеям», Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом,
проектирование и исследование — изначально

принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды

деятельности
. Естественно, что попытки обозначить эту разницу предпринимались в разные времена разными специалистами. Например, известный психолог, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование — это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи. К слову «любознательность» я бы здесь добавил эпитет И. П. Павлова — «бескорыстной» («любознательности»).
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); б) последовательно и системно излагающий материал; в) репродуктивный; г) проблемное изложение; д) частично-поисковый (эвристический); е) исследовательский. Таким образом, намечаются пять методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемное изложение. 4. Частично-поисковый, или эвристический. 5. Исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит

выход в…
а) повышенной потребности в ласке; б) капризах;
в) деструктивном поведении.
Причины деструктивного поведения?
Д
еструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы сами лишаем себя любви, успеха, здоровья и счастья.
Д
еструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.
Е
сли дети, попавшие в сложную ситуацию, получают от родителей заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. Деструктивное поведение у них если и бывает, то оно легко преодолевается.
Д
ети, которые были лишены родительской ласки и заботы, подвергались плохому обращению, чувствуют себя одинокими и беззащитными.
Т
ретья категория детей не испытывала недостатка внимания и тепла, но не получала в необходимые моменты нужных наставлений и советов. В уже взрослом возрасте они могут чувствовать себя неприспособленными и беспомощными. По мере взросления и получения жизненного опыта такие люди всё более и более привязываются к различным установкам и моделям поведения, которые приносят им якобы облегчение. Однако, проблема в том, что эти установки и модели закрепляются в виде деструктивного поведения.
Т
от, кто подвергался в детстве плохому обращению, часто отличается
раздражительностью
и склонность вымещать свои обиды на других людях.
Т
ому, кто был обделён родительским вниманием, свойственно чувствовать себя
неудачником
и замыкаться в собственной скорлупе.

И
, наконец, тот кто не получал должных советов и наставлений, ощущает себя нерешительным и не верит в свои силы. Каждая из этих вариантов ведёт к тем или иным формам деструктивного поведения.
Д
еструктивное поведение в соответствии с Законом Эхо имеет свойство проявляться через какое-то время, хотя вы искренне считаете, что уже избавились от него. Работа над своим сознанием должна проводиться до тех пор, пока новые качества и новое поведение не станут вашей второй натурой. Но для этого ещё придётся пройти множество экзаменов, потому что деструктивное поведение особенно ярко проявляется в ситуациях, которые являются для нас своеобразными уроками и испытаниями.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;
б) правое полушарие. Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации. Бесконечно много таких ситуаций в жизни человека. Так, будильник может неожиданно не прозвонить в нужное время, в ванной может не оказаться воды, в результате аварии, сильного гололеда или тривиальных «пробок» на дорогах может быть парализовано движение транспорта и нет возможности вовремя приехать на работу. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм —
механизм поисковой активности.
Примечательно, что он может быть ориентирован в двух направлениях: 1 — на изменение самой проблемной ситуации или 2 — своего отношения к ней. Этот механизм и лежит в основе исследовательского поведения. Его
функционирование необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире. Таким образом, поисковую активность можно характеризовать как деятельность в ситуациях неопределенности, в условиях полного отсутствия или частичной невозможности построения прогноза развития ситуации. При этом поисковая активность может быть направлена на разрешение проблемной ситуации (изменение неприемлемой ситуации) или на изменение своего отношения к ней. Поисковая активность позволяет организму сохранить баланс с внешним миром вопреки действию нетипичных и даже угрожающих факторов и обстоятельств. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую

активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности; б
) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей

привычными способами;
в) депрессивное состояние человека; г) сильное возбуждение, испытываемое человеком. Главный признак нестандартной ситуации, побуждающей поисковую активность, - объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными, автоматизированными способами. Причем ребёнок может осознавать эту невозможность, а может действовать неосознанно
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой. «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.
Поисковой активностью
называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных отношений. В реальности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную
ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные его результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном итоге - малоэффективным. Поисковое поведение отличается от панического, при котором человек тоже пытается активно действовать для изменения неприемлемой ситуации, однако такая активность носит хаотический непродуктивный характер, ошибочные действия не коррегируются, ни один из путей спасения не прослеживается до конца, и такое поведение, как правило, не оказывает защитного действия. Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: сюда относится депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности, безнадежности, которые часто предшествуют развитию различных заболеваний. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится его отказ. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию "захватывать" поведение в целом, потому что если даже ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких. Активное поведение и жизненная стойкость во многом определяется мировоззрением и идеологией человека, которые не дают угаснуть поисковой активности вопреки всем жизненным трудностям. Но большое значение имеет и то, что поисковая активность реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживает. Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад. Только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации потребность в поиске может проявиться в творчестве. Разумеется, и творчество может стимулироваться разными причинами - от потребности общества в разрешении назревших задач, до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творчества не следует забывать и о бескорыстном удовольствии, доставляемом самим процессом работы. Все дело в том, что именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поиске - ее принципиальная ненасыщаемость, ибо потребность в поиске - это потребность в постоянном изменении самого человека. Подлинное творчество само себя стимулирует, само по себе является для человека наградой. «Креативность – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их
решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности; б) в общении со сверстниками и взрослыми; в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.

Исследовательское поведение
(англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна

включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг
 развитие у детей исследовательских умений и навыков;  детскую исследовательскую практику;  мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Подпрограмма — «тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;
 наблюдать;  проводить эксперименты;  делать умозаключения и выводы;  структурировать материал;  готовить собственные мини доклады;  объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма — «исследовательская практика»
Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы — проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает. Методика проведения этих занятий в детском саду будет подробно рассмотрена в следующем блоке наших материалов.
Подпрограмма — «мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Это требует специального рассмотрения задачи представления результатов детских исследований. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершаться мини докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог должен принять участие в обсуждении. В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему
мониторинга детской учебно-исследовательской практики, но требуют деликатного отношения. Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы. Жюри подводит итоги. На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? Что, на ваш взгляд, для этого не хватает? Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения.
4

этап.
Исследовательский этап. Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования. Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.
5

этап. Заключительный этап
Подведение итогов, обсуждение за круглым столом. А закончить нашу встречу я бы хотела
Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
Список литературы
1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002. 2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007
ХАКУРИНОХАБЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1 «НАСЫП» а. ХАКУРИНОХАБЛЬ РЕСПУПЛИКА АДЫГЕЯ ОТЗЫВ на проведение мастер-класса для педагогов с использованием информационно- коммуникативных технологий «
Проектно-исследовательская деятельность в

ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
воспитателем МБДОУ № 12 г.Курганинска Мецлер Татьяной Ивановной от 24.09.2015 г. Современное дошкольное учреждение имеет в своем арсенале множество инновационных образовательных технологий и предоставляет широкое поле для педагогического творчества. В пределах реализуемой образовательной программы воспитатели могут использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками. Одной из таких инновационных технологий – метод проектов. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Дошкольное учреждение выполняет задачу большой значимости – подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно – образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека, желающего самому понять, что и как происходит. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования. Эффективность работы в этом направлении зависит также от своевременного контроля деятельности воспитателей по созданию соответствующей предметно – развивающей среды в ДОУ. Тема мастер-класса очень актуальна и своевременна. Интересно выстроена программа, включающая много практической работы.
Участники мастер-класса приобрели практический опыт в разработке проектов, узнали в ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Вывод: проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Проект можно использовать как метод, форму организации или технологию обучения. Татьяна Ивановна сопровождала свое выступление презентацией. В организованной дискуссии между участниками, убедительно доказала актуальность использования метода проектов с учетом новых требований к качеству образования. Заведующая МБДОУ № 1 «Насып» ____________ Зезарахова Ф.Х.