Напоминание

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у обучающихся младших классов специальной коррекционной школы

Автор: Молчанова Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ЦИО "Южный"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у обучающихся младших классов специальной коррекционной школы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Молчанова Н.А.

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у

обучающихся младших классов специальной (коррекционной школы)

Первостепенной

задачей

образовательных

организаций,

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы, является социализация и

адаптация обучающихся с умственной отсталостью в обществе через урочную и

внеурочную деятельность.

Для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

успешность

межличностных

отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации не только в пределах

класса, но и в социуме в целом. Проблема формирования межличностных отношений

становится центральной для педагогической деятельности, межличностные отношения со

сверстниками — это основа, которая составляет школьный успех.

Обучающиеся,

у

которых

в

достаточной

мере

сформированы

навыки

межличностных отношений в большинстве своем обладают спокойным характером, более

общительны, легче осваивают образовательную программу, нежели обучающиеся, у

которых не сформированы навыки межличностных отношений. Последние, в свою

очередь, чаще всего имеют трудности в коммуникации с одноклассниками, часто

вступают в конфликты, менее общительны, тяжелее осваивают образовательную

программу.

Именно

поэтому

так

важно

формировать

у

обучающихся

навыки

межличностных отношений.

Одним из самых главных направлений обучения в коррекционной школе является

трудовое обучение, которое в свою очередь помогает выпускникам школы успешно

социализироваться и реализовать себя как личность.

Трудовое обучение в правильно организованном образовательном процессе

является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей

ребенка

с

умственной

отсталостью,

а

также

является

важнейшим

средством

формирования культуры межличностных отношений.

Объединение

детей

в

совместной

трудовой

деятельности

дает

большие

возможности для формирования благоприятных взаимоотношений между участниками. В

процессе работы обучающиеся регулируют свои отношения, учатся помогать в случае

затруднений, комментировать и давать советы. Совместная трудовая деятельность учит

детей действовать вместе, сообща, как одна команда, и нести ответственность за

результат.

Молчанова Н.А.

Можно выделить следующие формы развития межличностных отношений в

процессе трудовой деятельности:

дежурство (в столовой, на занятиях, в уголке природы в соответствии с

возрастными возможностями);

поручения (в зависимости от возраста дети могут выполнить следующие

поручения взрослого: рассадить кукол в уголке; рассортировать детали конструктора и

разложить их по отдельным контейнерам);

проектная

деятельность

(акции

«Поможем

птицам

выжить

зимой:

кормушки»,

«Сломанная

ветка»,

«Внимание!

Первоцветы»,

«Осторожно:

птичья

столовая», «Огород на подоконнике»)

Наиболее востребованным на данный момент времени, по нашему мнению,

является проектная деятельность. Так как активные формы обучения лиц с умственной

отсталостью, являются актуальными и перспективными.

Проектная

деятельность

это

специально

организованная

совместная

познавательная деятельность педагога и обучающихся по разработке и реализации

проекта, направленная на решение личностно-значимых образовательных задач и

создание конкретного продукта в рамках определенных этапов.

В процессе проектной деятельности вместе с обучающимися выполняются заранее

запланированные конкретные задания, практические и творческие дела, обеспечивается

поэтапное

продвижение

к

цели.

Продуктом

проекта

становится

самостоятельно

развернутый детский труд. Коллективная работа детей дает возможность проявить себя в

различных видах ролевой деятельности, также совместная работа детского коллектива

способствует

формированию

и

совершенствованию

межличностных

отношений.

Вдобавок

совместная

трудовая

деятельность

развивает

нравственные

качества

у

обучающихся с умственной отсталостью: коллективизм, взаимопомощь, сопереживание,

толерантность.

Применение проектной деятельности в обучении обучающихся младших классов с

умственной отсталостью позволяет создать определенную развивающую среду, которая

направлена на формирование межличностных отношений у обучающихся младших

классов специальной (коррекционной) школы. Благодаря проектной деятельности

обучающиеся знакомятся друг с другом поближе, а также обогащают свои знания об

окружающем мире. Обучающиеся младших классов с энтузиазмом погружаются в

совместную работу, тем самым создается ситуация общения и взаимодействия между

участниками коллектива. Проектная деятельность имеет большой потенциал для

Молчанова Н.А.

формирования межличностных отношений у обучающихся младших классов специальной

(коррекционной) школы.

При ее разработке важно учитывать не только те знания, умения и навыки, которые

обучающиеся получат в ее процессе, но также для её успешной реализации необходимо

учесть и индивидуальные особенности школьников.

Далее

будет

представлен

пример

применения

проектной

деятельности.

Цель данной деятельности заключается в формировании межличностных отношений у

младших школьников специальной (коррекционной) школы.

Задачи:

1.

Формирование межличностных отношений у обучающихся младшего

школьного возраста с умственной отсталостью.

2.

Создание благоприятного микроклимата в ученическом коллективе.

3.

Повышение

уровня

коммуникативных

способностей

у

младших

школьников с умственной отсталостью.

4.

Выявление общих интересов у детей для улучшения взаимодействия между

ними.

5.

Расширение представлений об окружающем мире.

6.

Формирование экологической культуры у обучающихся

Ожидаемый

результат

данного

проекта

предполагает

успешное

сплочение

коллектива младших школьников, выстраивание доброжелательных взаимоотношений с

педагогом и сверстниками.

Данная работа, направленная на формирование межличностных отношений,

проводилась в несколько этапов. Такие как:

1.Теоретический.

Теоретический

этап

представлял

собой

систему

занятий,

направленный

на

формирование

нравственных

качеств

личности,

и

расширение

представлений обучающихся об окружающем мире. В

процессе этих занятий

затрагивались такие темы как: «Дружба», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы

разные – мы дружим», «Пришла весна – весне дорогу!», «Все начинается с семечка»,

«Посадка растений».

Цель данного этапа: формирование межличностных отношений у обучающихся

младших классов специальной (коррекционной) школы.

Задачи теоретического этапа формирующего эксперимента:

Формировать навыки межличностных отношений;

Корригировать и развивать у обучающихся положительные качества

личности;

Молчанова Н.А.

Корригировать

и

развивать

умение

различать

положительные

и

отрицательные черты характера;

Повышать у обучающихся уровень эмпатии;

Формировать толерантность у обучающихся класса;

Воспитывать умение слышать и слушать своих одноклассников, а также

умение прислушиваться к мнению окружающих;

Содействовать сплочению детского коллектива;

Расширять представления детей об окружающем мире;

Подготовить обучающихся к проведению проектной деятельности.

Содержание теоретической части формирующего эксперимента отражено в

таблице 1.

Таблица 1

Содержание теоретической части формирующего эксперимента по формированию

межличностных отношений.

Название занятия

Форма

проведения

занятий

Цель занятий

Содержание

занятий

(используемые

методы)

Результат занятий

«Дружба»

Внеурочное

занятие

Формирование

межличностных

отношений

Словесные

Наглядные

Сплочение

классного

коллектива.

Достижение

положительного

эмоционального

настроя.

Формирование

нравственных

качеств,

отражающих

отношение друг к

другу.

«Что

такое

хорошо

и

что

такое плохо»

Внеурочное

занятие

Формирование

межличностных

отношений

Словесные

Наглядные

Проявление

доброты

по

отношению

к

сверстникам.

Умение «слушать и

слышать»

друг

друга.

«Мы разные -

мы дружим»

Внеурочное

занятие

Формирование

межличностных

отношений

Словесные

Наглядные

Понимание

понятия

«терпимость».

Сформированное

представление о

толерантном

поведении.

«Пришла весна –

весне дорогу!»,

Внеурочное

занятие

Формирование

межличностных

отношений

Словесные

Наглядные

Сплочение

классного

коллектива.

Молчанова Н.А.

Положительные

эмоции.

Подготовка

обучающихся

к

проведению

проекта «Огород на

подоконнике».

2.Практический.

На

данном

этапе

обучающиеся

класса

непосредственно

выполняли проектную деятельность на тему «Огород на подоконнике».

При выборе

темы ученического

проекта мы

опирались

на Федеральный

государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерную адаптированную основную

образовательную

программу

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), а также на тот факт, что в «ГКОУ г. Москвы

«Специальная

(коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат

79»»

осуществляется

профильное

трудовое

обучение

«Цветоводство

и

декоративное

садоводство».

Проект

в

свою

очередь

не

только

будет

формировать

навыки

межличностных отношений, но и познакомит обучающихся младших классов с таким

направлением трудового обучения как: «Цветоводство и декоративное садоводство».

Название ученического проекта:

«Огород на подоконнике»

Пояснительная записка

Тема: цветоводство.

Участники: обучающиеся 2 класса.

Форма проекта: коллективная.

Цель: формирование навыка выращивание и ухода за растением.

Задачи:

Образовательные: познакомить учеников класса с правилами выращивания

растений и ухода за ними в условиях класса; уточнить и закрепить знания обучающихся

об необходимых условиях роста и развития растений (солнечный свет, тепло, вода,

плодородная почва, своевременный уход); учить детей пользоваться инвентарем, который

необходим для выращивания растений (лопаточки, лейки).

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать память обучающихся,

побуждая детей использовать ранее приобретенные знания; корригировать и развивать

мышление путем установления причинно-следственных зависимостей (отсутствие полива,

солнечного света и т.д.); корригировать и развивать внимание, путем выполнения

различных разнообразных заданий; корригировать и развивать связную устную речь,

Молчанова Н.А.

добиваясь полных ответов учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет новых

слов и терминов (лук-севок)

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; прививать у

обучающихся желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать у

обучающихся стремление добиваться результатов; содействовать сплочению детского

коллектива; создавать положительный эмоциональный фон.

Необходимые материалы: контейнеры для посадки растений, почва, луковицы

растения «лук-севок», лейка, лопаточка.

Этапы реализации проекта отражены в следующей таблице:

Таблица 2

Этапы реализации проектной деятельности

Этапы проекта

№ зан.

Мероприятия

Цели и задачи занятий

Подготовительный

1

Беседа на тему

«Все начинается

с семечка»

Уточнить

у

обучающихся

представление о том, что растения

вырастают из семян.

Познакомить

обучающихся

с

семенами и луковицами растений.

Познакомить

обучающихся

с

правилами посадки растений.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

2

Беседа на тему

«Лук

от

семи

недуг»

Рисование детей

на

тему

«Наш

лучок»

Дать представление о культурном

растении - луке и его пользы для

организма.

Познакомить

обучающихся

с

представителем

данного

вида

культурного растения «Лук-севок»

Уточнить

представления

об

условиях, необходимых для жизни

растений.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

3

Внеурочное

занятие на тему

«Подготовка

к

посадке»

Закрепить знания обучающихся об

необходимых

условиях

роста

и

развития растений.

Закрепить знания обучающихся с

правилами посадки и ухода за ними.

Подготовить

необходимое

пространство

совместно

с

обучающимися класса.

Подготовить

необходимое

оборудование и инвентарь.

Ознакомить

обучающихся

с

правилами

техники

безопасности

при посадке растений.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

Молчанова Н.А.

Исследовательский

1

Внеурочное

занятие «Посадка

лука»

Подготовить рабочее место.

Повторить

правила

техники

безопасности при посадке растений.

Совместное

выполнение

практической работы.

Уборка рабочего пространства.

Продолжить закреплять знания об

необходимых

условиях

роста

и

развития растений.

Распределить обязанности между

участниками проекта.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

2

Внеурочное

занятие на тему

«Уход

за

растениями»

Продолжить закреплять знания об

необходимых

условиях

роста

и

развития растений.

Наблюдение и уход за рассадой.

Распределить обязанности между

участниками проекта.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

3

Продолжить закреплять знания об

необходимых

условиях

роста

и

развития растений.

Наблюдение и уход за рассадой.

Распределить обязанности между

участниками проекта.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

Заключительный

1

Итоговая беседа

и сбор урожая.

Сбор полученного урожая.

Подведение

итогов

проектной

деятельности.

Развивать

навык

взаимодействия

между обучающимися.

В процессе коллективного труда мы уделяли большое внимание характеру

взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствовали проявлению заботы,

дружбы, подсказывали, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации

(«Посмотри, как Даше неудобно, предложи свою помощь», «Ксюша очень хорошо

протирает стол, но у нее оказалось больше работы, чем у других. Пойди помоги ей»,

«Посоветуй Дане, как удобнее пересыпать землю, покажи» и т, п.).

По окончании работы подчеркивалось преимущество коллективного труда.

Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них

умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь

товарищам, тем самым формируя у них навык межличностных отношений.

Молчанова Н.А.

Проанализировав деятельность обучающихся во время проведения формирующего

эксперимента, приходим к выводу, что такая форма проведения как проектная

деятельность имеет большое значение в формировании межличностных отношений у

обучающихся младших классов специальных (коррекционных) школ. Опыт показывает,

что объединение детей в трудовую деятельность активно влияет на сплочения коллектива.