"Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания"

Автор: Перевозчикова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Частинский детский сад"
Населённый пункт: с. Частые, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Проектная деятельность как средство духовно-нравственного

воспитания дошкольников»

Перевозчикова И.В.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была, есть и будет актуальной. Недаром академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев отметил «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» . Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории и культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И конечно, же, ключевая роль детского сада в этом направлении - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. Значимость проектной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования в свете внедрения ФГОС , который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников через задачи, принципы и условия реализации стандарта, неоценима. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, первый из которых гласит : «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». Итак, именно мы, педагогические работники дошкольных образовательных организаций, должны подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное и нравственно сформировавшееся. А проектная деятельность, как никакая другая, поможет нам в этом, связав процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. И конечно же , проектная деятельность является одним из средств духовно- нравственного развития подрастающего поколения. Именно с помощью проектной деятельности ребенок более четко усвоит особенности родного края, нравственные ценности семьи и общества. Если вы решили использовать проектную деятельность в образовательном процессе , позвольте вам напомнить, что же такое проектная деятельность или по другому -метод проектов?
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:  Проблема (выбор темы).  Проектирование или планирование.  Поиск информации.  Продукт (практический результат).  Презентация. Работа над проектом строится поэтапно. На первом этапе происходит выбор темы. В плане духовно-нравственного воспитания темы проектов могут быть самыми разнообразными и тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или может быть выдвинута по инициативе взрослого. На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать Второй этап – это планирование работы над проектом . Планирование составляется в виде «Системной паутинки ». Выстраивается системная паутинка с учетом интеграции образовательных областей ,учитывая основные направления развития детей: физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое. Третий этап – поиск информации . Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д. Далее реализация проекта осуществляется через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности. На этом этапе участники проекта создают так называемые продукты проекта. И может быть один или несколько. Выбор формы продукта проектной деятельности (его результат) – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной. Последний этап – презентация проекта . Виды презентационных проектов могут быть различными: Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.
Исходя из больших образовательных возможностей использования технологии проектирования в практике дошкольного воспитания и образования, в нашем детском саду большое внимание отводится применению этого метода в работе. В рамках социального и правового воспитания были реализованы проекты с детьми старшего дошкольного возраста: «Наши права», «Мое имя», «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Традиции нашей семьи», «История родного края». и др. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.