Напоминание

Медиапространство в системе среднего профессионального образования на примере ОГБПОУ "Томский лесотехнический техникум"

Автор: Семеновская Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский лесотехнический техникум"
Населённый пункт: Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Медиапространство в системе среднего профессионального образования на примере ОГБПОУ "Томский лесотехнический техникум"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Медиапространство в системе среднего профессионального

образования (на примере ОГБПОУ «Томский лесотехнический

техникум»)

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА:

медиапространство,

Цифровая

образовательная

среда,

медиаобразование,

медиаграмотность,

медиакомпетентность,

АННОТАЦИЯ.

Рассматриваются

проблемы

формирования

медиапространства в системе среднего профессионального образования.

Показана роль медиапространства в формировании медиакомпетенций,

необходимых

для

профессиональной

подготовки

современного

специалиста. Обосновывается необходимость создания медиапространства

в учреждениях СПО. Ставятся задачи перед учреждениями среднего

профессионального образования

В современном мире, где, казалось бы, уже все исследовано вдоль и

поперек, существует ещё неизвестный пласт, который мы называем

медиапространством – коммуникативная среда, добавляющая в наш

арсенал некие виртуальные функции, влияющие на реальность, и саму же

реальность, находящуюся под её влиянием.

Медиа - обширное понятие, включающее в себя всю совокупность

информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному

потребителю сообщения в той или иной форме.

Это форма множественного числа, образованная от

латинского

medium,

переводимое

как

«средний»

или

«посредник».

Означает

субстанцию,

через

которую

передаётся

сила

или

любое

другое

воздействие, преимущественно используется в контексте спиритуализма и

ряде духовно-эзотерических практик.

Медиапространство

это

среда,

создаваемая

электронными

средствами коммуникации, электронное окружение, в котором сообщества,

группы, организации могут действовать вместе в одно и то же время.

Другими

словами,

это

среда,

которая

возникает

в

результате

взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории

1

.

На современном этапе медиапространство мыслится как глобальная

1

Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство современной

школы. Открытое образование. 2017; 81-91

среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности

2

С появлением в нашей жизни интернета можно полноправно

говорить об особом пласте реальности, существующем в невозможно

близкой взаимосвязи с нашей «реальной» жизнью.

Вторжение

информационных

потоков

в

жизнь

современного

подростка, а также потребность эффективно использовать различные

источники

информации

обусловили

необходимость

формирования

медиапространства. Обучащиеся впитывают ту информацию, которую

получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность и надежность.

Не всегда доступ к информации означает способность этой

информацией распорядиться, воспользоваться.

В

рамках

реализации

Федерального

проекта

«Цифровая

образовательная

среда»

ведется

работа

по оснащению

организаций

современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента

для образовательной деятельности. Реализация ЦОС обеспечит студентам:

получение доступа к электронному образовательному контенту, обучение в

комфортной цифровой среде, повышение интереса к обучению, улучшение

результатов освоения образовательной программы, развитие проектно-

исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных

технологий, расширение возможностей для построения персональной

образовательной траектории.

Формирование медиапространства в профессиональном учебном

заведении

является

необходимым

условием

воспитания

культуры

профессиональной деятельности будущего специалиста, повышения его

профессиональной

компетентности.

Необходимо

аккумулировать

все

основные подходы к организации медиаобразования.

Информационные потоки, которые поступают из средств массовой

коммуникации, активно влияют на эмоционально-волевую сферу студента,

в связи с этим возникает необходимость формирования у обучающихся

навыков общения с информацией. Медиаграмотность (умения вычленять

нужную

информацию,

правильно

использовать

ее

в

целях

самообразования),

а

также

практические

умения

использования

различных технических и мультимедийных средств являются основой

профессионализма

будущего

специалиста.

Условия

формирования

медиакультуры

и

медиаграмотности

студентов

могут

обеспечить

следующие

формы

медиаобразования:

интеграция

в

традиционный

2

Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований 2013 №14

учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы,

кружки,

медиа/киностудии,

медиа/киноклубы,

элективная

учебная

дисциплина

в

специализированных

образовательных

учреждениях,

спецкурсы. Цели медиаобразования достигаются при совместной работе

преподавателя и студента на основе методов медиаобразования: словесные

(рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ,

дискуссия и т.д.), направленные на вычленение смыслов в медиатекстах,

перекодировка медиаинформации в вербальную; наглядные (просмотр

аудиовизуального

материала),

репродуктивные,

исследовательские,

эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-

творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.).

Медиапространство ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум»

включает в себя как страницы в социальных сетях, профили, блоги,

аккаунты, так и собственные медиаресурсы: на сервере Электронного

университета -

MOODLE

по каждой дисциплине, рекомендованный

перечень

телепередач

том

числе

спутникового

и

кабельного

телевидения)

для

формирования

профессионального

кругозора

и

субъектной позиции будущего специалиста, выпуск информационных

бюллетеней на основе анализа профессиональных печатных изданий (на

бумажных и электронных носителях).

Большой

интерес

вызывает

у

студентов

использование

медиаресурсов: обучение работе с медиатекстами в рамках аудиторных

занятий,

выполнение

самостоятельных

и

творческих

работ

с

использованием материалов масс-медиа. Такие формы работы эффективно

используются при обучении студентов по специальностям техникума.

Также формирование медиакомпетентности происходит в рамках

работы медиа-центра техникума: ежемесячный выпуск газеты, радио

(новостные и развлекательные программы), создание видеороликов,

фотопрезентаций; подготовка материалов для размещения на сайте

техникума, а также на страницах в Intranet. Кроме того, медиаобразование

проходит в рамках внеаудиторной деятельности (участие в творческих

конкурсах, Internet-конференциях, Internet-семинарах и т.д.). Необходимым

условием

повышения

профессиональной

компетентности

является

овладение компонентами деятельности на творческом уровне.

Стимулирование творческой активности в данном направлении

расширяет возможности студентов во вхождении в профессиональное

сообщество,

своевременное

экспертное

заключение

о

результатах

творческой деятельности, позволяет повысить уровень профессиональных

притязаний. Для этого необходимо создать условия для интерактивного

общения с профессионально-значимыми социальными партнерами (потен

циальными

работодателями,

потребителями

услуг,

производителями

товаров и оборудования, организаторами профессиональных конкурсов,

конференций и т.д.).

Список литературы

1.

Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство

современной школы. Открытое образование. 2017; 81-91

2.

Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований 2013 №14