Автор: Семеновская Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский лесотехнический техникум"
Населённый пункт: Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Медиапространство в системе среднего профессионального образования на примере ОГБПОУ "Томский лесотехнический техникум"
Медиапространство в системе среднего профессионального
образования (на примере ОГБПОУ «Томский лесотехнический
техникум»)
КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА:
медиапространство,
Цифровая
образовательная
среда,
медиаобразование,
медиаграмотность,
медиакомпетентность,
АННОТАЦИЯ.
Рассматриваются
проблемы
формирования
медиапространства в системе среднего профессионального образования.
Показана роль медиапространства в формировании медиакомпетенций,
необходимых
для
профессиональной
подготовки
современного
специалиста. Обосновывается необходимость создания медиапространства
в учреждениях СПО. Ставятся задачи перед учреждениями среднего
профессионального образования
В современном мире, где, казалось бы, уже все исследовано вдоль и
поперек, существует ещё неизвестный пласт, который мы называем
медиапространством – коммуникативная среда, добавляющая в наш
арсенал некие виртуальные функции, влияющие на реальность, и саму же
реальность, находящуюся под её влиянием.
Медиа - обширное понятие, включающее в себя всю совокупность
информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному
потребителю сообщения в той или иной форме.
Это форма множественного числа, образованная от
латинского
medium,
переводимое
как
«средний»
или
«посредник».
Означает
субстанцию,
через
которую
передаётся
сила
или
любое
другое
воздействие, преимущественно используется в контексте спиритуализма и
ряде духовно-эзотерических практик.
Медиапространство
–
это
среда,
создаваемая
электронными
средствами коммуникации, электронное окружение, в котором сообщества,
группы, организации могут действовать вместе в одно и то же время.
Другими
словами,
это
среда,
которая
возникает
в
результате
взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории
1
.
На современном этапе медиапространство мыслится как глобальная
1
Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство современной
школы. Открытое образование. 2017; 81-91
среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности
2
С появлением в нашей жизни интернета можно полноправно
говорить об особом пласте реальности, существующем в невозможно
близкой взаимосвязи с нашей «реальной» жизнью.
Вторжение
информационных
потоков
в
жизнь
современного
подростка, а также потребность эффективно использовать различные
источники
информации
обусловили
необходимость
формирования
медиапространства. Обучащиеся впитывают ту информацию, которую
получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность и надежность.
Не всегда доступ к информации означает способность этой
информацией распорядиться, воспользоваться.
В
рамках
реализации
Федерального
проекта
«Цифровая
образовательная
среда»
ведется
работа
по оснащению
организаций
современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента
для образовательной деятельности. Реализация ЦОС обеспечит студентам:
получение доступа к электронному образовательному контенту, обучение в
комфортной цифровой среде, повышение интереса к обучению, улучшение
результатов освоения образовательной программы, развитие проектно-
исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных
технологий, расширение возможностей для построения персональной
образовательной траектории.
Формирование медиапространства в профессиональном учебном
заведении
является
необходимым
условием
воспитания
культуры
профессиональной деятельности будущего специалиста, повышения его
профессиональной
компетентности.
Необходимо
аккумулировать
все
основные подходы к организации медиаобразования.
Информационные потоки, которые поступают из средств массовой
коммуникации, активно влияют на эмоционально-волевую сферу студента,
в связи с этим возникает необходимость формирования у обучающихся
навыков общения с информацией. Медиаграмотность (умения вычленять
нужную
информацию,
правильно
использовать
ее
в
целях
самообразования),
а
также
практические
умения
использования
различных технических и мультимедийных средств являются основой
профессионализма
будущего
специалиста.
Условия
формирования
медиакультуры
и
медиаграмотности
студентов
могут
обеспечить
следующие
формы
медиаобразования:
интеграция
в
традиционный
2
Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований 2013 №14
учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы,
кружки,
медиа/киностудии,
медиа/киноклубы,
элективная
учебная
дисциплина
в
специализированных
образовательных
учреждениях,
спецкурсы. Цели медиаобразования достигаются при совместной работе
преподавателя и студента на основе методов медиаобразования: словесные
(рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ,
дискуссия и т.д.), направленные на вычленение смыслов в медиатекстах,
перекодировка медиаинформации в вербальную; наглядные (просмотр
аудиовизуального
материала),
репродуктивные,
исследовательские,
эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-
творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.).
Медиапространство ОГБПОУ «Томский лесотехнический техникум»
включает в себя как страницы в социальных сетях, профили, блоги,
аккаунты, так и собственные медиаресурсы: на сервере Электронного
университета -
MOODLE
по каждой дисциплине, рекомендованный
перечень
телепередач
(в
том
числе
спутникового
и
кабельного
телевидения)
для
формирования
профессионального
кругозора
и
субъектной позиции будущего специалиста, выпуск информационных
бюллетеней на основе анализа профессиональных печатных изданий (на
бумажных и электронных носителях).
Большой
интерес
вызывает
у
студентов
использование
медиаресурсов: обучение работе с медиатекстами в рамках аудиторных
занятий,
выполнение
самостоятельных
и
творческих
работ
с
использованием материалов масс-медиа. Такие формы работы эффективно
используются при обучении студентов по специальностям техникума.
Также формирование медиакомпетентности происходит в рамках
работы медиа-центра техникума: ежемесячный выпуск газеты, радио
(новостные и развлекательные программы), создание видеороликов,
фотопрезентаций; подготовка материалов для размещения на сайте
техникума, а также на страницах в Intranet. Кроме того, медиаобразование
проходит в рамках внеаудиторной деятельности (участие в творческих
конкурсах, Internet-конференциях, Internet-семинарах и т.д.). Необходимым
условием
повышения
профессиональной
компетентности
является
овладение компонентами деятельности на творческом уровне.
Стимулирование творческой активности в данном направлении
расширяет возможности студентов во вхождении в профессиональное
сообщество,
своевременное
экспертное
заключение
о
результатах
творческой деятельности, позволяет повысить уровень профессиональных
притязаний. Для этого необходимо создать условия для интерактивного
общения с профессионально-значимыми социальными партнерами (потен
циальными
работодателями,
потребителями
услуг,
производителями
товаров и оборудования, организаторами профессиональных конкурсов,
конференций и т.д.).
Список литературы
1.
Вахнеева А.А., Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Медиапространство
современной школы. Открытое образование. 2017; 81-91
2.
Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований 2013 №14