Напоминание

Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.

Автор: Паштыкова Юлия Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Ярополецкая СОШ"
Населённый пункт: село Ярополец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к

работе с разными текстами.

1ЧАСТЬ.

В школе изучаются тексты:

повествование - это речь о событиях, действиях и их последовательности,

описание - это речь, характеризующая предметы, их признаки или место

действия,

рассуждение - это речь с объяснением, доказательством, высказыванием

своего мнения.

Текст-описание

•описание предмета, животного или человека

•описание места

•описание состояния среды

•состояния человека

Цель: создать картину действительности (это перечисление свойств, сторон

предмета или явления, присущих ему в определённый момент)

Структура

1.(что? кто? какой?) общий признак

2.признаки частей (рост, вес, цвет, лицо, голова)

3.оценка предмета (своё отношение)

Текст-повествование

Цель: передать движение событий во времени. (это рассказ о том, как, в

какой последовательности происходили события)

Структура

1.Завязка (начало действия, события) внезапно, вдруг, затем, наконец…;

2. Развитие действий;

3. Развязка (окончание события, завершение повествования).

Должно быть указано, чем закончилась история. .

Текст-рассуждение

•описание предмета, животного или человека

•описание места

•описание состояния среды

•состояния человека

Цель: исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение

причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или

ложности определённых положений

Структура

1.Автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким

вступлением;

2.В основной части приводятся аргументы и доказательства;

3.Заключительная часть содержит выводы

2 ЧАСТЬ.

Алгоритм определения типа текста.

1.Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.

2.Во время чтения забудьте о признаках каждого типа.

Главная задача — понять цель текста.

3.Обратите особое внимание на последний абзац (предложение).

4.Если текст в целом отвечает на вопросы:

•что? где? когда? - перед вами повествование;

• какой? или каков? - описание;

•зачем? как? – рассуждение

3 ЧАСТЬ.

При подготовке учащихся к работе с разными текстами необходимо

обеспечить формирование у них знаний о языке, речи (устная и письменная),

тексте, признаках текста, заголовке текста, основной мысли, опорных и

ключевых словах, абзаце, типах текста, стилях речи… При этом учащиеся

должны понимать, что эти знания необходимы для их применения.

Поэтому, сформированность этих знаний предполагает овладение

следующими умениями:

● умение ориентироваться в содержании высказывания (умение

озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль,

определять тему высказывания и т.д.)

● умение логически строить высказывание (умение составлять план,

определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять

последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.)

● умение отбирать языковые средства, соответствующие содержанию

высказывания.

Успешность учащихся в работе с разными текстами зависит от наличия у

учащихся позитивного опыта решения задач типа:

● различать текст и предложение

● определять признаки текста

● членить непунктированный текст на предложения

● определять тему, название, автора, основную мысль текста

● выделять абзац красной строкой

● членить текст на смысловые части, озаглавливать их

● восстанавливать деформированный текст

● составлять и записывать предложения, составляющие небольшой текст (по

рисунку, сюжетной картинке, по вопросам)

● использовать средства речевого этикета

● определять тип текста и его структуру

● создавать тексты разных типов по самостоятельно составленному плану с

использование элементов образности (эпитеты, метафоры, сравнения,

олицетворения в текстах повествовательного и описательного характера)

● составлять письмо по алгоритму

● писать разнообразные сочинения по тематике, типам текста, стилю и

жанрам.

Теоретико-практическое изучение текста- повествования.

1.Знакомство с особенностями текста- повествования.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

3.Знакомство с единым временным планом текста.

4.Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных

текстах.

5.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-

повествовании.

6. Работа над планом текста-повествования.

7. Работа над композицией текста-повествования.

Теоретико-практическое изучение текста-описания.

1.Знакомство с особенностями текста- описания.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

3.Знакомство с единым временным планом текста-описания.

4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-

описании.

5. Работа над планом текста-описания.

6. Работа над композицией текста-описания.

7.Работа над языковыми средствами (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)

Теоретико-практическое изучение текста-рассуждения.

1.Знакомство с особенностями текста- рассуждения.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

3.Знакомство с временным планом текста-рассуждения.

4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев), планом и

композицией текста-рассуждения. Формирование УУД (предметных и

метапредметных результатов):

● умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с

целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста

(соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.) Формирование

коммуникативных результатов:

● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.