Автор: Паштыкова Юлия Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Ярополецкая СОШ"
Населённый пункт: село Ярополец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.
Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к
работе с разными текстами.
1ЧАСТЬ.
В школе изучаются тексты:
повествование - это речь о событиях, действиях и их последовательности,
описание - это речь, характеризующая предметы, их признаки или место
действия,
рассуждение - это речь с объяснением, доказательством, высказыванием
своего мнения.
Текст-описание
•описание предмета, животного или человека
•описание места
•описание состояния среды
•состояния человека
Цель: создать картину действительности (это перечисление свойств, сторон
предмета или явления, присущих ему в определённый момент)
Структура
1.(что? кто? какой?) общий признак
2.признаки частей (рост, вес, цвет, лицо, голова)
3.оценка предмета (своё отношение)
Текст-повествование
Цель: передать движение событий во времени. (это рассказ о том, как, в
какой последовательности происходили события)
Структура
1.Завязка (начало действия, события) внезапно, вдруг, затем, наконец…;
2. Развитие действий;
3. Развязка (окончание события, завершение повествования).
Должно быть указано, чем закончилась история. .
Текст-рассуждение
•описание предмета, животного или человека
•описание места
•описание состояния среды
•состояния человека
Цель: исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение
причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или
ложности определённых положений
Структура
1.Автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким
вступлением;
2.В основной части приводятся аргументы и доказательства;
3.Заключительная часть содержит выводы
2 ЧАСТЬ.
Алгоритм определения типа текста.
1.Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.
2.Во время чтения забудьте о признаках каждого типа.
Главная задача — понять цель текста.
3.Обратите особое внимание на последний абзац (предложение).
4.Если текст в целом отвечает на вопросы:
•что? где? когда? - перед вами повествование;
• какой? или каков? - описание;
•зачем? как? – рассуждение
3 ЧАСТЬ.
При подготовке учащихся к работе с разными текстами необходимо
обеспечить формирование у них знаний о языке, речи (устная и письменная),
тексте, признаках текста, заголовке текста, основной мысли, опорных и
ключевых словах, абзаце, типах текста, стилях речи… При этом учащиеся
должны понимать, что эти знания необходимы для их применения.
Поэтому, сформированность этих знаний предполагает овладение
следующими умениями:
● умение ориентироваться в содержании высказывания (умение
озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль,
определять тему высказывания и т.д.)
● умение логически строить высказывание (умение составлять план,
определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять
последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.)
● умение отбирать языковые средства, соответствующие содержанию
высказывания.
Успешность учащихся в работе с разными текстами зависит от наличия у
учащихся позитивного опыта решения задач типа:
● различать текст и предложение
● определять признаки текста
● членить непунктированный текст на предложения
● определять тему, название, автора, основную мысль текста
● выделять абзац красной строкой
● членить текст на смысловые части, озаглавливать их
● восстанавливать деформированный текст
● составлять и записывать предложения, составляющие небольшой текст (по
рисунку, сюжетной картинке, по вопросам)
● использовать средства речевого этикета
● определять тип текста и его структуру
● создавать тексты разных типов по самостоятельно составленному плану с
использование элементов образности (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения в текстах повествовательного и описательного характера)
● составлять письмо по алгоритму
● писать разнообразные сочинения по тематике, типам текста, стилю и
жанрам.
Теоретико-практическое изучение текста- повествования.
1.Знакомство с особенностями текста- повествования.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с единым временным планом текста.
4.Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных
текстах.
5.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-
повествовании.
6. Работа над планом текста-повествования.
7. Работа над композицией текста-повествования.
Теоретико-практическое изучение текста-описания.
1.Знакомство с особенностями текста- описания.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с единым временным планом текста-описания.
4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-
описании.
5. Работа над планом текста-описания.
6. Работа над композицией текста-описания.
7.Работа над языковыми средствами (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)
Теоретико-практическое изучение текста-рассуждения.
1.Знакомство с особенностями текста- рассуждения.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с временным планом текста-рассуждения.
4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев), планом и
композицией текста-рассуждения. Формирование УУД (предметных и
метапредметных результатов):
● умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с
целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста
(соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.) Формирование
коммуникативных результатов:
● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.