Автор: Газизова Люция Гибадулловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №136"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема экологического воспитания на уроках литературы"
Проблема экологического воспитания на уроках литературы
Газизова Л.Г., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Башкирский лицей №136» г.Уфы
Проблемы экологии актуальны в наше время, и должны их решением
заниматься все слои населения, в том числе школа. Экологическое воспитание
школьников должно стать обязательным элементом системы образования.
Сохранение жизни на нашей планете в какой-то степени зависит от воспитания
детей экологически грамотными. Экологическое воспитание - это процесс,
который направлен на воспитание уважения по всему сущему и осознания
человеком своей личной ответственности за состояние природы. Какой станет
окружающая среда для человека, зависит во многом от общей нравственной
позиции людей. Поэтому нравственно-экологическое воспитание помогает
формированию активного морального самосознания, активной жизненной
позиции личности по отношению к природе. Разработка новых путей реализации
этих положений имеет большое практическое значение на уроках литературы.
Русская литература всегда была совестью народа. А проблема гибели всего
живого на земле очень важного в наше время, и поэтому художники и мастера
слов не могли не отразить ее в своем искусстве. Хочу поделиться опытом урока
в 11 классе, где я постаралась реализовать те положения, о которых говорила
выше.
Разговор на эту тему мы начали с романа В.Васильева “Не стреляйте в
белых лебедей”.
Главная тема этого романа - непонимания человеком
природы
и
уничтожение ее необдуманно. В книге есть эпизод, где туристы, не задумываясь,
уничтожают целую семью муравьёв. Отвоёвывают место под солнцем ценою
жизни живых существ и объявляют себя Царём природы.
Ребята были вовлечены в проблемную ситуацию:
-Человек - царь природы?
Учащиеся спорили, отстаивали своё мнение. Самое главное - эта проблема
никого не оставила равнодушным.
Рассказ Виктора Астафьева “Царь - рыба” был написан годом позже.
Главной его темой автор ставит проблему браконьерства. Это произведение, по
сути, напоминает монолог автора, его мысли и переживания о проблемах,
актуальных
и сейчас. Казалась бы, сама жизнь
ставит эти проблемы.
Главнейшие из них - вмешательство человека
в непоколебимые законы
природы, попытки его изменить Землю, уничтожить все ресурсы и красоту
мира. Всё это – неразумное, необдуманное посягательство на природу в целом, а
в окончательном счёте, и на собственную человеческую жизнь приводит в итоге
к гибели планеты.
Один из закоренелых рыбаков рассуждал так: ”Умеет ли плакать рыба?
Кто же узнает? Она не заплачет, так мокро, не видно, кричать она не умеет –
это точно! Если б умерла, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя
ревели б “.
Разлад природы и человека, показанный в рассказе, перерастает в
огромную трагедию. Все человеческие конфликты с природой не могут пройти
безнаказанно. Она карает людей, беспощадно уничтожает ее.
Роман Айтматова “Плаха“ основан на описании жизни степных обитателей
и их истребления. В спокойную жизнь животных неожиданно врываются люди,
безжалостно сокрушая всё на своём пути. Истории главных героев трагична тем,
что жизнеописание главных героев, волков, показана настолько реально, что она
существовала по-настоящему, это отважная пара степных волков.
Люди решили истребить эту пару. Как бессердечен порой бывает человек!
Он нарушил привычный ход вещей, он растерзал природу на части, он вторгся в
жизнь меньших братьев, расцарапал им душу, вывернул его наизнанку. И это
страшное разрушение, похожее на кровоточащую рану, он усугубляет тем, что
берет от природы все, что ему потребуется и ничего не отдает взамен, оставляя
после себя лишь физический и моральный разгром и душевную пустоту.
Нельзя не остановиться на повести В. Распутина «Прощание с Матерой".
Экономическая жизнь страны давит на экологическую. Эта деятельность
человека становится все более необходимой. Для того чтобы жить дальше, чтобы
жить лучше, не человек приспосабливается под природу, а ее приспосабливает
под себя. И это приводит к трагедии, и не только к физической, но и к
моральной.
Это сооружение ГЭС не было бы катастрофой, если бы не массовость.
Таких островов с селами, поселками – тысячи. А электростанций все больше и
больше. Кому-то нужно выполнить план, дать людям электричество, но не
таким, же путем – путем создания нового через разрушения старого, но
необходимого. И эта проблема нашла отражение в литературе XX века.
Следующая повесть представляет собой книгу – набат. Это предупреждение
всему миру. Это пока похоже на фантаститику, но, возможно, это ожидает нас в
будущем. Я говорю о книге А.Адамовича “Последняя пастораль”.
На земле произошел ядерный взрыв. Погибло практически все живое.
Остались только два человека – Он и Она. У них на острове появляется Третий.
Оттуда, с космического корабля. Они не уничтожили Землю лишь потому, что
Юг не выплатил долги Северу, а Восток не убрал свои лозунги.
Произведение
заканчивается
так:
“Исчезли
последние
свидетели
собственной трагедии, и она тотчас перестала быть трагедией и стала рутинным
физическим процессом превращения энергии в ничтожно малом уголке
Вселенной”.
Остановимся на этом. На этом полном, абсолютном распаде природы,
которой, возможно, ожидает нас в этом тысячелетии. После всего этого стоит
задуматься: для чего мы живем? Для того, чтобы умереть от своих же “дел”?
Читая и анализируя эти произведения, касающиеся темы экологии,
начинаешь понимать, насколько остро стоит эта проблема в наши дни. Эти
рассказы, повести, художественные и документальные, переплетаются в одну,
долгую, даже вечную историю о катастрофическом, жутком саморазрушении.
Все произведения были написаны в довольно-таки короткий срок – всего за 13
лет, с 1974 по 1987 годы. Но какой пропастью разделены повести Бориса
Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” и А.Адамовича “Последняя
пастораль”. По серьезности этих сюжетов наглядно можно представить, как
продвинулся научный прогресс в области уничтожения природы. Это говорит о
том, что, к сожалению, ничего уже невозможного исправить. Можно только
приостановить этот процесс загнивания человеческой жалости к окружающей
среде, но повернуть вспять уже нельзя. Жизнь природы зависит от воли
человека. Неосторожный шаг – и мы все погибли. Эта гибель будет страшна тем,
что она невидима и произойдет не моментально, а будет идти постепенно.
Как знать, быть может, человечество сможет осознать свою вину,
остановиться, пока не поздно, искоренить наивную веру в свое всемогущество и
вечность. Тогда сохранение природы будет вполне реально. А пока остается
надеяться на лучшее. Будем верить в то, что человек – царь природы и
принимать это как должное.