Напоминание

"Проблема экологического воспитания на уроках литературы"

Автор: Газизова Люция Гибадулловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №136"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема экологического воспитания на уроках литературы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проблема экологического воспитания на уроках литературы

Газизова Л.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Башкирский лицей №136» г.Уфы

Проблемы экологии актуальны в наше время, и должны их решением

заниматься все слои населения, в том числе школа. Экологическое воспитание

школьников должно стать обязательным элементом системы образования.

Сохранение жизни на нашей планете в какой-то степени зависит от воспитания

детей экологически грамотными. Экологическое воспитание - это процесс,

который направлен на воспитание уважения по всему сущему и осознания

человеком своей личной ответственности за состояние природы. Какой станет

окружающая среда для человека, зависит во многом от общей нравственной

позиции людей. Поэтому нравственно-экологическое воспитание помогает

формированию активного морального самосознания, активной жизненной

позиции личности по отношению к природе. Разработка новых путей реализации

этих положений имеет большое практическое значение на уроках литературы.

Русская литература всегда была совестью народа. А проблема гибели всего

живого на земле очень важного в наше время, и поэтому художники и мастера

слов не могли не отразить ее в своем искусстве. Хочу поделиться опытом урока

в 11 классе, где я постаралась реализовать те положения, о которых говорила

выше.

Разговор на эту тему мы начали с романа В.Васильева “Не стреляйте в

белых лебедей”.

Главная тема этого романа - непонимания человеком

природы

и

уничтожение ее необдуманно. В книге есть эпизод, где туристы, не задумываясь,

уничтожают целую семью муравьёв. Отвоёвывают место под солнцем ценою

жизни живых существ и объявляют себя Царём природы.

Ребята были вовлечены в проблемную ситуацию:

-Человек - царь природы?

Учащиеся спорили, отстаивали своё мнение. Самое главное - эта проблема

никого не оставила равнодушным.

Рассказ Виктора Астафьева “Царь - рыба” был написан годом позже.

Главной его темой автор ставит проблему браконьерства. Это произведение, по

сути, напоминает монолог автора, его мысли и переживания о проблемах,

актуальных

и сейчас. Казалась бы, сама жизнь

ставит эти проблемы.

Главнейшие из них - вмешательство человека

в непоколебимые законы

природы, попытки его изменить Землю, уничтожить все ресурсы и красоту

мира. Всё это – неразумное, необдуманное посягательство на природу в целом, а

в окончательном счёте, и на собственную человеческую жизнь приводит в итоге

к гибели планеты.

Один из закоренелых рыбаков рассуждал так: ”Умеет ли плакать рыба?

Кто же узнает? Она не заплачет, так мокро, не видно, кричать она не умеет –

это точно! Если б умерла, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя

ревели б “.

Разлад природы и человека, показанный в рассказе, перерастает в

огромную трагедию. Все человеческие конфликты с природой не могут пройти

безнаказанно. Она карает людей, беспощадно уничтожает ее.

Роман Айтматова “Плаха“ основан на описании жизни степных обитателей

и их истребления. В спокойную жизнь животных неожиданно врываются люди,

безжалостно сокрушая всё на своём пути. Истории главных героев трагична тем,

что жизнеописание главных героев, волков, показана настолько реально, что она

существовала по-настоящему, это отважная пара степных волков.

Люди решили истребить эту пару. Как бессердечен порой бывает человек!

Он нарушил привычный ход вещей, он растерзал природу на части, он вторгся в

жизнь меньших братьев, расцарапал им душу, вывернул его наизнанку. И это

страшное разрушение, похожее на кровоточащую рану, он усугубляет тем, что

берет от природы все, что ему потребуется и ничего не отдает взамен, оставляя

после себя лишь физический и моральный разгром и душевную пустоту.

Нельзя не остановиться на повести В. Распутина «Прощание с Матерой".

Экономическая жизнь страны давит на экологическую. Эта деятельность

человека становится все более необходимой. Для того чтобы жить дальше, чтобы

жить лучше, не человек приспосабливается под природу, а ее приспосабливает

под себя. И это приводит к трагедии, и не только к физической, но и к

моральной.

Это сооружение ГЭС не было бы катастрофой, если бы не массовость.

Таких островов с селами, поселками – тысячи. А электростанций все больше и

больше. Кому-то нужно выполнить план, дать людям электричество, но не

таким, же путем – путем создания нового через разрушения старого, но

необходимого. И эта проблема нашла отражение в литературе XX века.

Следующая повесть представляет собой книгу – набат. Это предупреждение

всему миру. Это пока похоже на фантаститику, но, возможно, это ожидает нас в

будущем. Я говорю о книге А.Адамовича “Последняя пастораль”.

На земле произошел ядерный взрыв. Погибло практически все живое.

Остались только два человека – Он и Она. У них на острове появляется Третий.

Оттуда, с космического корабля. Они не уничтожили Землю лишь потому, что

Юг не выплатил долги Северу, а Восток не убрал свои лозунги.

Произведение

заканчивается

так:

“Исчезли

последние

свидетели

собственной трагедии, и она тотчас перестала быть трагедией и стала рутинным

физическим процессом превращения энергии в ничтожно малом уголке

Вселенной”.

Остановимся на этом. На этом полном, абсолютном распаде природы,

которой, возможно, ожидает нас в этом тысячелетии. После всего этого стоит

задуматься: для чего мы живем? Для того, чтобы умереть от своих же “дел”?

Читая и анализируя эти произведения, касающиеся темы экологии,

начинаешь понимать, насколько остро стоит эта проблема в наши дни. Эти

рассказы, повести, художественные и документальные, переплетаются в одну,

долгую, даже вечную историю о катастрофическом, жутком саморазрушении.

Все произведения были написаны в довольно-таки короткий срок – всего за 13

лет, с 1974 по 1987 годы. Но какой пропастью разделены повести Бориса

Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” и А.Адамовича “Последняя

пастораль”. По серьезности этих сюжетов наглядно можно представить, как

продвинулся научный прогресс в области уничтожения природы. Это говорит о

том, что, к сожалению, ничего уже невозможного исправить. Можно только

приостановить этот процесс загнивания человеческой жалости к окружающей

среде, но повернуть вспять уже нельзя. Жизнь природы зависит от воли

человека. Неосторожный шаг – и мы все погибли. Эта гибель будет страшна тем,

что она невидима и произойдет не моментально, а будет идти постепенно.

Как знать, быть может, человечество сможет осознать свою вину,

остановиться, пока не поздно, искоренить наивную веру в свое всемогущество и

вечность. Тогда сохранение природы будет вполне реально. А пока остается

надеяться на лучшее. Будем верить в то, что человек – царь природы и

принимать это как должное.