Напоминание

"Недостатки звукообразования и пути к их исправлению".

Автор: Сафиуллин Алмаз Ахметович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "Алькеевская ДМШ"
Населённый пункт: РТ, Алькеевский район, с.Базарные Матаки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Недостатки звукообразования и пути к их исправлению".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Алькеевская детская музыкальная школа»

Алькевского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая разработка «Эстрадный вокал»

«Недостатки звукообразования и пути к их исправлению».

Автор-составитель:преподаватель

Алькеевской ДМШ

По классу сольное пение

Сафиуллин А.А

2020 г

Наиболее часто встречающиеся недостатки звукообразования и пути к

их исправлению

В звукообразовании, рассмотрим наиболее часто встречающиеся

проблемы.

Необходимо

остановить

внимание

на

имеющем

место

в

педагогической практике

форсировании звука,

которое при наносит

существенный вред поющему, и особенно опасно, если оно носит характер

певческого навыка.

Не так страшно пропеть с предельной силой одну-две ноты, как петь вообще,

даже если это на мало форсированном звучании. В последнем случае

форсирование является

не эпизодом,

который может

и

не

нанести

существенного вреда поющему, но уже обстоятельством, носящем характер

опасного певческого режима.

«Кто кричит, тот не поёт», - говорит старая вокальная поговорка.

Одним из недостатков, порождаемых форсированием звука, является

«качание» голоса. Очень часто этот недостаток требует особой бдительности

педагога.В большинстве случаев «качание» звука удаётся ликвидировать

совсем, либо в значительной мере ослабить, посредством упражнений ряде

последовательных нот в пределах квинты - ноны, ведя их в таком темпе,

который не допускал бы «качание» голоса ученика. При таком приёме звук

как бы не успевает качнуться на отдельных нотах, переходя в ровное

звучание кантилены на данном упражнении. Надо отметить, что в таком

режиме полезно подержать ученика довольно продолжительное время.

Вялость вдыхательной установки гортанных мышц, создающая

почву

для

неточного

интонирования

даже

при

наличии

хорошего

музыкального слуха, в большинстве случаев устраняется упражнениями на

staccato с немедленным повторением того же упражнения на

legato.для

выработки лёгкого staccato следует петь упражнения, не возобновляя вдох на

каждом звуке, а лишь прекращая выдох между ними. Только такие

упражнения вырабатывают лёгкость в пассажах на staccato

в быстрых

темпах, без толчков.

Детонация (неточное, фальшивое интонирование). Причины детонации

имеют целый ряд объяснений в литературе. Однако объяснения эти в

основном знакомят с тем, что происходит при неточном интонировании в

отдельных частях голосового аппарата во время звукообразования. Доктора

предполагают, что детонирование может явиться следствием изменений в

положении и движениях надгортанника при фонастении (Фонастения

ослабленное

смыкание

связок,

может

возникнуть

при

голосовой

перенагрузке в результате усталости нервной системы). И если врач

устанавливает функциональное заболевание голосового аппарата, то и борьба

с этим заболеванием должна происходить при врачебной помощи. Если же

эти недостатки проявляются при совершенно здоровом голосовом аппарате,

то их устранение должно вестись путём воздействий вокально-методического

характера.

Некоторые педагоги склонны предполагать, что при нормальном

состоянии голосового аппарата недостатки эти являются главным образом

следствием недостаточного развития музыкального слуха. Но ведь поющий

человек, даже не будучи певцом-профессионалом, но обладающий хорошим

музыкальным слухом, даже в явно нездоровом состоянии интонирует всегда

безукоризненно. Это показывает сама жизнь на примере певцов-самородков.

Если детонация является недостатком лишь эпизодического характера, то

причины её чаще всего кроются в недостаточно согласованной работе

отдельных частей голосового аппарата. Ярким доказательством такого

предположения является то обстоятельство, что ученики чаще всего

детонируют в условиях публичных выступлений, когда обычное волнение

нарушает нормальную работу дыхания. При этом слуховой контроль в

значительной степени ослабляется, так как внимание отвлекается борьбой с

неполадками в процессе дыхания.

Детонация, главным образом на среднем участке диапазона, часто

является так же следствием чрезмерной опоры, когда ученик заостряет

внимание на певческом дыхании, не согласовывая его со звуком.

Работа над развитием музыкального слуха,

непрерывный самоконтроль

поющего и контроль педагога, не допускающего неряшливой интонации

никогда, ни в одном звуке, укрепление мышц гортани путём упражнений на

staccato-вот те моменты, которые могут устранить недостатки в области

интонирования.

Носовые звуки, являющиеся в большинстве случаев следствием вялой

функции

нёбной

занавески,

с

наилучшим

результатом

исправляются

упражнениями на гласный у, при котором нёбная занавеска значительно

сокращается.

Упражнения

эти

целесообразно

проводить

сначала

на

«медиуме», постепенно расширяя зону правильного звучания на соседние

участки диапазона. С подобным же успехом можно упражняться на гласный

и. Однако надо следить, чтобы гласный этот (и) обогащался грудным

резонатором. При устойчивости этого недостатка причины его надо искать во

влиянии на нёбную занавеску инфекционных заболеваний горла. В этом

случае необходима специальная врачебная помощь.

Необходимо отметить также весьма распространенный недостаток в

звукообразовании, заключающийся в особой манере – «въезжания» в звук.

К сожалению, наличие этой манеры мы наблюдаем иногда даже у мастеров

пения. Устранение этого недостатка облегчается, если ученик почувствует и

поверит, что

«въезжание» в звук – это недостаток, который нарушает

точную мелодическую линию музыкального произведения. Стоит лишь

активизировать момент возникновения звука путём усиления атаки его сразу

на надлежащий тон, и цель будет достигнута.

В процессе работы с учениками над правильным, естественным

звукообразованием

на всём диапазоне

его голоса,

иногда временно

допустимы методические приёмы

«режимо-диетического»

характера с

целью выявления наиболее ценных природных качеств голоса.

Приёмы эти могут быть весьма разнообразны.

Временное снятие с надлежащей опоры дыхания для выправления

недостатков в точности интонации, либо для устранения качания звука.

Временное прикрытие и как бы затемнение звуков слишком резкого тона или

звуков, невыгодно отличающихся своей окраской от соседних звуков.

Временное ослабление силы звука для устранения целого ряда недостатков в

качестве и точности звучания и т.п.

Гениальный М.И. Глинка, который, как известно, был и

замечательным певцом педагогом, основателем русской вокальной школы,

говорили: «По моему

методу надобно сперва

усовершенствовать

натуральные

тоны,

то

есть

без

всякого

усилия

берущиеся,

ибо,

усовершенствовав их мало-помалу, потом можно обработать и довести до

возможного совершенства и остальные звуки».

Это замечательное по своей ясности указание основоположника русского

вокальной школы должно стать основным принципом воспитания голоса

певца. Начинающих вокальных педагогов это указание предостерегает от

всегда возможных педагогических увлечений в темпах обучения и учит

осторожному походу к молодому голосовому аппарату.