Напоминание

Сборник

Автор: Екатерина Викторовна Христолюбова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НРМ ДОБУ ЦРР-д/с Теремок
Населённый пункт: гп.Пойковский Нефтеюганского района Ханты-Мансийского АО-Югры
Наименование материала: Журнал
Тема: Сборник







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Логопедические домашние задания,

как одна из форм взаимодействия

учителя-логопеда с родителями.

Сборник

Введение

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и

успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в

людях и взаимодействовать с ними. В последнее время такое явление как нарушение

речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это,

безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и впоследствии может

сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому

очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у

малыша в этой области и предотвратить их развитие.

Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде

всего, родителей, тех, кому подражают малыши, для кого родители — пример,

пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Семья

первая

социальная

общность,

которая

закладывает

основы

личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт

общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к

близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность,

познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в

детский сад. Уже на этом этапе родителей необходимо убедить в том, что именно их

роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи

будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Тесное

взаимодействие

логопеда

и

родителей

является

важной

и

неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей, так как

наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют

сообща.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, что

родители мало уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у

ребёнка: не замечают недостатков в его речи, не придают им большого значения,

надеясь, что с возрастом всё исправится. Многие родители отстраняются от работы

2

по исправлению речевых недостатков у детей, аргументируя тем, что они не

владеют необходимыми знаниями и умениями. Зачастую родители испытывают

трудности оттого, что лишены свободного времени для занятий с ребёнком дома.

С целью изучения адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и

его дефекту, выяснения степени осознания родителями их роли в педагогическом

процессе, анализа уровня осведомлённости по проблемам речевого развития было

проведено

анкетирование

родителей.

Результаты

анкетирования

родителей

показали, что 100% родителей замечают и принимают дефект ребёнка, из них 71%

осознают свою роль в работе по совершенствованию речи, но показывают

недостаточный уровень педагогической осведомлённости и компетентности в

вопросах речевого развития детей, а 29% не стремятся к взаимодействию с

педагогами, так как считают, что ребёнку достаточно занятий с воспитателями и

логопедом.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в процессе

коррекционно-развивающего обучения и воспитания современным родителям

нужна постоянная направленная помощь учителя-логопеда, дабы

совместная,

партнерская работа педагогов с родителями по преодолению нарушений речевого и

личностного развития ребенка стала успешной и продуктивной.

Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с

родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие

обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками

процесса, но и обратную связь в виде ненавязчивого, опосредованного контроля.

Основная цель

полноценного взаимодействия – это активизация родителей,

привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые

осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в

дошкольном учреждении системным, последовательным, а их взаимовлияние более

эффективным.

Перед учителем – логопедом стоит серьёзная задача: помочь родителям в осознании

своей роли в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление

домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и

3

приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием

домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Наиболее оптимальными формами работы с родителями являются:

1.

Анкетирование;

2.

Беседы с родителями;

3.

Выступления учителя-логопеда на родительских собраниях;

4.

Консультации;

5.

Информационные выставки;

6.

Отчетные собрания;

7.

Открытые занятия;

8.

Домашние задания;

9.

Практические занятия для родителей;

10. «Круглые столы»;

11.Информационные стенды для родителей;

12.Буклеты;

13.Приглашение на участие в Логопедических Неделях, логопедических

праздниках;

14.Участие в проектировании стенгазет с логопедическими заданиями;

15.Привлечение к участию в творческих конкурсах вместе с ребенком.

Основной

формой

взаимодействия

логопеда

с

родителями

является

логопедическая тетрадь,

целью

которой является привлечение родителей к

активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, а

также закрепление полученных на занятии умений и навыков.

Логопедическая тетрадь это ещё и интерактивная форма взаимодействия.

Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества

выполнения заданий ребёнком.

Выполнение заданий способствует увеличению частоты речевых упражнений и

тренировке правильных грамматических категорий. Логопеду эта форма работы

позволяет вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый

речевой режим.

4

Тетрадь заполняется один раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье

проводились систематично и регулярно, но не в ущерб здоровью ребёнка.

Домашние задания включают 3 раздела: первый раздел построен на основе

лексической темы

недели (Приложение 1) и направлен на развитие лексико-

грамматического

строя

речи,

второй

включает

упражнения

на

коррекцию

звукопроизношения, третий направлен на тренировку мелкой моторики и графо-

моторных

навыков.

Домашние

задания

предварительно

отрабатываются

индивидуально на занятии с логопедом, а в конце недели проверяются. Уровень

выполнения заданий оценивается в виде звёздочек (красной, зелёной, синей). Если

материал

недостаточно

усвоен,

то

он

отрабатывается

с

логопедом

на

индивидуальном занятии и на логочасе воспитателями.

В

данной

работе

представлен

примерный

сборник

домашних

заданий,

используемый логопедом в работе с детьми, подготовительной группы, имеющими

заключение ОНР (Приложение 2).

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в

ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во

многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей.

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Понедельное планирование лексических тем по развитию речи

(подготовительная группа)

Месяц

Неделя

Темы занятий для подготовительной группы

1

2

3

сентябрь

1-2

Обследование

3-я

Детский сад.

4-я

Откуда хлеб пришёл. Труд хлебороба.

октябрь

1-я

Осень. Лиственные деревья.

2-я

Огород. Овощи.

3-я

Сад. Фрукты.

4-я

Ягоды. Домашние заготовки.

ноябрь

1-я

Лес. Грибы.

2-я

Перелётные птицы.

3-я

Домашние животные, их детёныши. Домашние птицы.

4-я

Дикие животные и их детёныши.

декабрь

1-я

Одежда.

2-я

Обувь.

3-я

Зима. Зимовка зверей.

4-я

Новый год. Зимние забавы

январь

1-2

Зимние каникулы. Диагностика.

3-я

Зимующие птицы.

4-я

Человек. Части тела. Внутренние органы.

февраль

1-я

Я и моя семья.

2-я

Транспорт и правила дорожного движения.

3-я

День защитника Отечества

4-я

Профессии. Орудия труда и инструменты.

март

1-я

Восьмое марта.

2-я

Дом. Мебель.

3-я

Посуда. Продукты питания.

4-я

Бытовая техника.

апрель

1-я

Наш город. Моя улица.

2-я

Космос. День космонавтики.

3-я

Весна в природе.

4-я

Рыбы. Земноводные.

май

1-я

День Победы.

2-я

Цветы.

3-я

Насекомые.

4-я

Школа. Школьные принадлежности.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ТЕМА: Детский сад.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови действия» (3-5 действий)

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает,

показывает, заботится и т.д.;

что делает няня? — …

что делает повар? —…

что делает медицинская сестра? — ...

что делает логопед? — ...

2.

«Один-много» (комната — комнаты – много комнат)

спальня — …

коридор — …

раздевалка — …

кабинет — …

зал — …

площадка — …

веранда — …

кухня — …

3.

«Он-они»

играет — …

стоит — …

спит — …

кушает — …

рисует — …

лепит — …

считает — …

4.

«Мой, моя»

моя — комната, веранда…

мой — …

ТЕМА: Детский сад.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови действия»( 3-5 действий)

Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает,

показывает, заботится и т.д.;

что делает няня? — …

что делает повар? —…

что делает медицинская сестра? — ...

что делает логопед? — ...

2.

«Один-много» (комната — комнаты – много комнат)

спальня — …

коридор — …

раздевалка — …

кабинет — …

зал — …

площадка — …

веранда — …

кухня — …

3.

«Он-они»

играет — …

стоит — …

спит — …

кушает — …

рисует — …

лепит — …

считает — …

4.

«Мой, моя»

моя — комната, веранда…

мой — …

7

Соедини пунктирные линии и раскрась рисунок.

Соедини пунктирные линии и раскрась рисунок.

8

9

ТЕМА: Хлеб

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови, какой, какая, какое?»

Хлеб изо ржи — …

Хлеб из пшеницы — …

Каша из пшена — …

Каша из овса — …

Каша из ячменя — …

Каша из кукурузы — …

Каша из гречихи — …

2.

«Назови ласково»

хлеб — …

буханка — …

блин — …

сушка — …

кекс — …

пышка – …

сухарь- …

3.

«Составь предложение»

повар — блины _____________________________________________

пирожки — духовка_________________________________________

магазин — хлеб ____________________________________________

Маша — булочка ___________________________________________

4.

«Учим стихотворение»

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

ТЕМА: Хлеб

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови, какой, какая, какое?»

Хлеб изо ржи — …

Хлеб из пшеницы — …

Каша из пшена — …

Каша из овса — …

Каша из ячменя — …

Каша из кукурузы — …

Каша из гречихи — …

2.

«Назови ласково»

хлеб — …

буханка — …

блин — …

сушка — …

кекс — …

пышка – …

сухарь- …

3.

«Составь предложение»

повар — блины _____________________________________________

пирожки — духовка_________________________________________

магазин — хлеб ____________________________________________

Маша — булочка ___________________________________________

4.

«Учим стихотворение»

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

10

11

Соедини по точкам и раскрась.

Соедини по точкам и раскрась.

12

ТЕМА: Осень.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

2.

«Интервью»

После какого времени года наступает осень? ________________

Как светит солнце осенью? __________________________________

Какие тучи на небе? ________________________________________

Какие осадки осенью? _______________________________________

Листья какого цвета опадают на землю? ______________________

Откуда падают листья? ____________________________________

Куда улетают птицы?______________________________________

Как одеваются люди? Почему? _______________________________

__________________________________________________________

3.

«Скажи ласково» (Н-р: синее платье - синенькое платьице)

белое облако -…

тёмная туча - …

холодный дождь - …

жёлтый лист - …

прохладный ветер - …

3.

«Один – много»

дерево – …

куст – …

ствол – …

лист –…

ветка –…

сок – …

травинка – …

крона – …

ТЕМА: Осень.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Интервью»

После какого времени года наступает осень? ________________

Как светит солнце осенью? __________________________________

Какие тучи на небе? ________________________________________

Какие осадки осенью? _______________________________________

Листья какого цвета опадают на землю? ______________________

Откуда падают листья? ____________________________________

Куда улетают птицы?______________________________________

Как одеваются люди? Почему? _______________________________

__________________________________________________________

2.

«Скажи ласково» (Н-р: синее платье - синенькое платьице)

белое облако -…

тёмная туча - …

холодный дождь - …

жёлтый лист - …

прохладный ветер - …

3.

«Один – много»

дерево – …

куст – …

ствол – …

лист –…

ветка –…

сок – …

травинка – …

крона – …

13

14

Соедини пунктирные линии.

Соедини пунктирные линии.

15

16

ТЕМА: Овощи. Огород

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Сосчитай до пяти»

один огурец, два…

один помидор, два …

одна репа, две …

один кабачок, два …

одна свекла, две …

2.

«Какие овощи?»

Если овощи сварить, то они будут (какие?) – варёные

Если овощи пожарить, то они будут …

Если овощи потушить, то они будут …

Если морковь парить, то она будет…

Если огурцы посолить, то они станут …

Если капусту квасить, то она станет …

3.

«Назови соки»

из капусты (какой?) - капустный

из моркови - …

из огурца - ….

из чеснока - …

из лука - …

из кабачка - …

ТЕМА: Овощи. Огород

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Сосчитай до пяти»

один огурец, два…

один помидор, два …

одна репа, две …

один кабачок, два …

одна свекла, две …

2.

«Какие овощи?»

Если овощи сварить, то они будут (какие?) – варёные

Если овощи пожарить, то они будут …

Если овощи потушить, то они будут …

Если морковь парить, то она будет…

Если огурцы посолить, то они станут …

Если капусту квасить, то она станет …

3.

«Назови соки»

из капусты (какой?) - капустный

из моркови - …

из огурца - ….

из чеснока - …

из лука - …

из кабачка - …

17

Раскрась по цифрам.

Раскрась по цифрам.

18

ТЕМА: Фрукты. Сад.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови фрукты» (не менее 6-8 фруктов)

2.

"Назови варенье"

Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...

Варенье сварили из груш, оно будет называться ...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...

Варенье сварили из слив, оно будет называться ...

3.

"Закончи предложение"

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с

удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни

одного ... (яблока). Мы съели все ... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке

не осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели

сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ...

(сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни).

Мы съели все ... (вишни).

4.

«Выучи загадку»

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко, а откусишь – сладко (Яблоко)

ТЕМА: Фрукты. Сад.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови фрукты» (не менее 6-8 фруктов)

2.

"Назови варенье"

Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...

Варенье сварили из груш, оно будет называться ...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...

Варенье сварили из слив, оно будет называться ...

3.

"Закончи предложение"

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с

удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного ...

(яблока). Мы съели все ... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не

осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели сливы.

На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы).

Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели

все ... (вишни).

4.

«Выучи загадку»

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко, а откусишь – сладко (Яблоко)

19

Соедини стрелкой каждый предмет со словом, к которому

можно его отнести. Раскрась только фрукты.

Соедини стрелкой каждый предмет со словом, к которому можно его отнести. Раскрась только фрукты.

20

ТЕМА: Ягоды

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Вспомни и перечисли названия ягод (не менее 5 названий)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2.

«Назови со словом ЯГОДНЫЙ»

Кисель- …

Варенье-…

Компоты - …

Джем -…

Повидло - …

Соки - …

3.

«Назови ласково»

Клубника - …

Клюква - …

Малина - …

Смородина - …

Черника - …

4.

«Скажи наоборот»

Клубника крупная, а малина…

Крыжовник твёрдый, а черника …

Ежевика сладкая, а смородина …

Рябина горькая, а клубника…

ТЕМА: Ягоды

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Вспомни и перечисли названия ягод (не менее 5 названий)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2.

«Назови со словом ЯГОДНЫЙ»

Кисель- …

Варенье-…

Компоты - …

Джем -…

Повидло - …

Соки - …

3.

«Назови ласково»

Клубника - …

Клюква - …

Малина - …

Смородина - …

Черника - …

4.

«Скажи наоборот»

Клубника крупная, а малина…

Крыжовник твёрдый, а черника …

Ежевика сладкая, а смородина …

Рябина горькая, а клубника…

21

Соедини по точкам рисунок. Раскрась.

Соедини по точкам рисунок. Раскрась.

22

ТЕМА:

Лес.

Деревья.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Посчитай до 5»

Одна

берёза, две …

Один дуб, два…

Одна ель, две…

Один тополь, два …

2.

«Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а у ели …

У клёна листья большие, а у берёзы …

У берёзы ствол светлый, а у клёна …

У дуба ствол толстый, а у берёзы …

3.

"Составь предложения по картинке" (не менее 5-ти)

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

4.

«Выучи стихотворение»

Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

ТЕМА:

Лес.

Деревья.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Посчитай до 5»

Одна

берёза, две …

Один дуб, два…

Одна ель, две…

Один тополь, два …

2.

«Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а у ели …

У клёна листья большие, а у берёзы …

У берёзы ствол светлый, а у клёна …

У дуба ствол толстый, а у берёзы …

3.

"Составь предложения по картинке" (не менее 5-ти)

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

4.

«Выучи стихотворение»

Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

23

24

25

26

ТЕМА:

Перелётные птицы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Чьи крылья?»

у журавля – …

у гуся – …

у утки – …

у лебедя – …

2.

«Исправь ошибку»

чёрная стриж – …

белый лебеди – …

серое журавль – …

быстрый ласточка – …

журавли кудахчут вдали – …

3.

«Сосчитай до пяти»

Одна ласточка, две

Один лебедь, два …

Один аист, два …

Одина утка, две …

Один журавль, два …

4.

«У кого кто» (Назвать птенцов)

у кукушки –

у журавля - …

у скворца - …

у лебедя - …

у грача - …

у утки - …

у аиста – …

у гуся – …

ТЕМА:

Перелётные птицы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Чьи крылья?»

у журавля – …

у гуся – …

у утки – …

у лебедя – …

2.

«Исправь ошибку»

чёрная стриж – …

белый лебеди – …

серое журавль – …

быстрый ласточка – …

журавли кудахчут вдали – …

3.

«Сосчитай до пяти»

Одна ласточка, две

Один лебедь, два …

Один аист, два …

Одина утка, две …

Один журавль, два …

4.

«У кого кто» (Назвать птенцов)

у кукушки –

у журавля - …

у скворца - …

у лебедя - …

у грача - …

у утки - …

у аиста – …

у гуся – …

27

Соедини по точкам.

Соедини по точкам.

28

29

ТЕМА: Домашние животные и их детёныши

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Подскажи словечко»

стая – это много птиц

табун – это много (кого?)…

отара – это много (кого?)…

свора – это много (кого?)…

2.

«Кто как голос подаёт?»

петух – кукарекает

кошка - …

собака - …

свинья - …

коза - …

лошадь - …

3.

«Чей, чья, чьё?»

голова у кошки чья? - …

хвост у собаки чей?- …

вымя у коровы чьё?- …

копыто у козы чьё? - …

морда у свиньи чья? - …

хвост у лошади чей? - …

4.

«Скажи одним словом»

Рисуем животных. У собаки нет глаз. Она безглазая. Ты дорисовал(а)

глаза и теперь она глазастая.

У козы нет рогов. Она ….

Ты дорисовал(а) рога, и теперь она ….

У кролика нет ушей. Он …

Ты дорисовал(а) уши и кролик стал …

У кошки нет хвоста. Она …

Ты дорисовал(а) хвост и она стала…

ТЕМА: Домашние животные и их детёныши

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Подскажи словечко»

стая – это много птиц

табун – это много (кого?)…

отара – это много (кого?)…

свора – это много (кого?)…

2.

«Кто как голос подаёт?»

петух – кукарекает

кошка - …

собака - …

свинья - …

коза - …

лошадь - …

3.

«Чей, чья, чьё?»

голова у кошки чья? - …

хвост у собаки чей?- …

вымя у коровы чьё?- …

копыто у козы чьё? - …

морда у свиньи чья? - …

хвост у лошади чей? - …

4.

«Скажи одним словом»

Рисуем животных. У собаки нет глаз. Она безглазая. Ты дорисовал(а)

глаза и теперь она глазастая.

У козы нет рогов. Она ….

Ты дорисовал(а) рога, и теперь она ….

У кролика нет ушей. Он …

Ты дорисовал(а) уши и кролик стал …

У кошки нет хвоста. Она …

Ты дорисовал(а) хвост и она стала…

30

31

32

33

ТЕМА: Дикие животные и их детёныши

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«У кого, чей хвост, (уши)?»

у лисы –

у зайца –

у волка –

у барсука –

у белки –

у рыси –

2.

«Сравни зверей»

Кто больше? Медведь или волк (Пример: Медведь больше волка)

Заяц или лиса …

Лось или медведь …

Белка или заяц …

Кто меньше?

Волк или лось …

Лиса или белка …

Ёж или мышка …

Медведь или волк …

3.

«Объясни словечко»

косолапый - …

длинноухий – …

травоядный - …

быстроногий - …

насекомоядный - …

4.

«Подбери нужные слова» (3-5 признаков)

медведь, какой? -

волк, какой? –

лиса, какая? –

заяц, какой? –

ТЕМА: Дикие животные и их детёныши

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«У кого, чей хвост, (уши)?»

у лисы –

у зайца –

у волка –

у барсука –

у белки –

у рыси –

2.

«Сравни зверей»

Кто больше? Медведь или волк (Пример: Медведь больше волка)

Заяц или лиса …

Лось или медведь …

Белка или заяц …

Кто меньше?

Волк или лось …

Лиса или белка …

Ёж или мышка …

Медведь или волк …

3.

«Объясни словечко»

косолапый - …

длинноухий – …

травоядный - …

быстроногий - …

насекомоядный - …

4.

«Подбери нужные слова» (3-5 признаков)

медведь, какой? -

волк, какой? –

лиса, какая? –

заяц, какой? –

34

Соедини точки по порядку.

Соедини точки по порядку.

35

ТЕМА: Одежда

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Один – много»

Рубашка – …

Кофта –…

Куртка –…

Водолазка – …

Юбка –…

Шуба – …

2.

«Скажи наоборот»

Большой – …

Короткий – …

Детский – …

Чистый – …

Сухой – …

Тёмный – …

Чёрный – …

3.

«Учимся шить» Дополни предложения

Если у тебя оторвалась пуговица – её надо (пришить)

Если порвались колготки – их надо …

В брюки молнию надо …

Цветными нитками на воротничке ты _______________цветы

4.

«Из чего какой?» (из атласа – атласный)

из бархата - …

из кожи - …

из шёлка - …

из шерсти - …

из трикотажа - …

из капрона - …

из пуха - …

ТЕМА: Одежда

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Один – много»

Рубашка – …

Кофта –…

Куртка –…

Водолазка – …

Юбка –…

Шуба – …

2.

«Скажи наоборот»

Большой – …

Короткий – …

Детский – …

Чистый – …

Сухой – …

Тёмный – …

Чёрный – …

3.

«Учимся шить» Дополни предложения

Если у тебя оторвалась пуговица – её надо (пришить)

Если порвались колготки – их надо …

В брюки молнию надо …

Цветными нитками на воротничке ты _______________цветы

5.

«Из чего какой?» (из атласа – атласный)

из бархата - …

из кожи - …

из шёлка - …

из шерсти - …

из трикотажа - …

из капрона - …

из пуха - …

36

37

39

ТЕМА: Обувь

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Скажи со словом пара…»

Сапоги – пара (чего?) …

Ботинки – пара …

Кеды – пара …

Сандалии – пара …

Туфли – пара …

Валенки – пара …

Босоножки – пара …

2.

«Мастера – умельцы»

туфли из кожи (какие?) – …

сапоги из резины – …

ботинки из меха - …

босоножки из замши - …

тапочки из вельвета - …

обувь, покрытая лаком - …

обувь для зимы - …

обувь для лета - …

обувь для женщины - …

обувь для мужчины - …

обувь для детей - …

3.

«Объясни, почему так называют»

босоножки

шлёпанцы

сапожник

язычок (у ботинка)

ТЕМА: Обувь

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Скажи со словом пара…»

Сапоги – пара (чего?) …

Ботинки – пара …

Кеды – пара …

Сандалии – пара …

Туфли – пара …

Валенки – пара …

Босоножки – пара …

2.

«Мастера – умельцы»

туфли из кожи (какие?) – …

сапоги из резины – …

ботинки из меха - …

босоножки из замши - …

тапочки из вельвета - …

обувь, покрытая лаком - …

обувь для зимы - …

обувь для лета - …

обувь для женщины - …

обувь для мужчины - …

обувь для детей - …

3.

«Объясни, почему так называют»

босоножки

шлёпанцы

сапожник

язычок (у ботинка)

Дополни деталями нижний ботинок, чтобы он стал похож на

ботинок сверху. Раскрась ботинки.

Дополни деталями нижний ботинок, чтобы он стал похож на

ботинок сверху. Раскрась ботинки.

ТЕМА: Зима.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Основное»

вспомни последовательность смены времён года

_________________________________________________________

назови три зимних месяца

____________________________

назови характерные признаки зимы

(как узнать, что наступила зима?)

________________________________________________________

2.

«Подбирай, называй, запоминай»

(Подбор прилагательных не менее 3х)

Зима (какая?) …

Лёд (какой?) …

Погода (какая?) …

Снежинки (какие?) …

3.

«Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой …

Летом день длинный, а зимой …

Летом солнце светит ярко, а зимой …

Весной лёд на реке тонкий, а зимой …

Снег мягкий, а лёд …

Одни сосульки длинные, а другие …

4.

«Пересказ рассказа»

Солнце светит, но не греет. Идёт снег. Метут метели. Ночь стала

длинной, а день коротким. Деревья стояли голые, только сосны, да ели

остались зелёными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые

шапки, тёплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

ТЕМА: Зима.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Основное»

вспомни последовательность смены времён года

_________________________________________________________

назови три зимних месяца

____________________________

назови характерные признаки зимы

(как узнать, что наступила зима?)

________________________________________________________

2.

«Подбирай, называй, запоминай»

(Подбор прилагательных не менее 3х)

Зима (какая?) …

Лёд (какой?) …

Погода (какая?) …

Снежинки (какие?) …

3.

«Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой …

Летом день длинный, а зимой …

Летом солнце светит ярко, а зимой …

Весной лёд на реке тонкий, а зимой …

Снег мягкий, а лёд …

Одни сосульки длинные, а другие …

4.

«Пересказ рассказа»

Солнце светит, но не греет. Идёт снег. Метут метели. Ночь стала

длинной, а день коротким. Деревья стояли голые, только сосны, да ели

остались зелёными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые

шапки, тёплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

Соедини точки по порядку. Раскрась рисунок.

Соедини точки по порядку. Раскрась рисунок.

ТЕМА: Зимние забавы. Новый год.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят

для зимних развлечений на улице.

2.

«Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках)

саночник - …

лыжник-…

хоккеист-…

фигурист-…

3.

«Подбери признак к предмету»

елка (какая?) — ...

праздник (какой?) — ...

елочные игрушки (какие?) — ...

Снегурочка (какая?) — ...

подарки (какие?) — ....

Дед Мороз (какой?) — ...

ТЕМА: Зимние забавы. Новый год.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят

для зимних развлечений на улице.

2.

«Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках)

саночник - …

лыжник-…

хоккеист-…

фигурист-…

3.

«Подбери признак к предмету»

елка (какая?) — ...

праздник (какой?) — ...

елочные игрушки (какие?) — ...

Снегурочка (какая?) — ...

подарки (какие?) — ....

Дед Мороз (какой?) — ...

Соедини пунктирные линии.

Соедини пунктирные линии.

ТЕМА: Зимующие птицы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Для чего?»

Для чего птице клюв?_____________________________________

Для чего птице крылья?___________________________________

Для чего птице лапки?____________________________________

Для чего птице пёрышки?_________________________________

Для чего птице хвост?____________________________________

Для чего птице коготки?__________________________________

Для чего птице глазки?____________________________________

2.

«Назови ласково»

Чёрное перо – чёрненькое пёрышко

Серая спина – …

Пёстрые крылья – …

Белая шея – …

Острые когти – ...

Длинный хвост – …

Белый пух – …

Мягкие перья – …

3.

«Счет птиц»

Один снегирь, два…

Одна синица, две…

Один голубь, два…

Один воробей, два…

Одна галка, две…

Один дятел, два ...

Один клёст, два…

ТЕМА: Зимующие птицы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Для чего?»

Для чего птице клюв?_____________________________________

Для чего птице крылья?___________________________________

Для чего птице лапки?____________________________________

Для чего птице пёрышки?_________________________________

Для чего птице хвост?____________________________________

Для чего птице коготки?__________________________________

Для чего птице глазки?____________________________________

2.

«Назови ласково»

Чёрное перо – чёрненькое пёрышко

Серая спина – …

Пёстрые крылья – …

Белая шея – …

Острые когти – ...

Длинный хвост – …

Белый пух – …

Мягкие перья – …

3.

«Счет птиц»

Один снегирь, два…

Одна синица, две…

Один голубь, два…

Один воробей, два…

Одна галка, две…

Один дятел, два ...

Один клёст, два…

Соедини точки по порядку. Раскрась.

Соедини точки по порядку. Раскрась

48

ТЕМА: Человек. Части тела.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Викторина»

Назови свое полное имя и отчество?

Сколько лет тебе сейчас?

Назови дату рождения? (Когда ты родился (ась)?)

Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?

Кем ты будешь, когда состаришься, стариком или старухой?

Как (каким именем) тебя ласково называли в семье, когда ты был(а)

младенцем?_____________________________________________

Как тебя называют сейчас, когда ты повзрослел(а)?

_______________________________________________________

2.

«Самый внимательный»

Это голова. Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)

Что на лице? ________________________________________________

Что на руке? ________________________________________________

Что на ноге? ________________________________________________

Что на туловище? ___________________________________________

3.

«Что у тебя, а что у куклы?»

У тебя лицо, а у куклы (личико).

У тебя брови, а у куклы _________________.

У тебя глаза, а у куклы _________________.

У тебя локти, а у куклы ________________.

У тебя колени, а у куклы ________________.

У тебя живот, а у куклы ________________.

У тебя лоб, а у куклы ___________________.

У тебя ресницы, а у куклы _______________.

4.

«Найди ошибку»

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен

кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны

голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.

ТЕМА: Человек. Части тела.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Викторина»

Назови свое полное имя и отчество?

Сколько лет тебе сейчас?

Назови дату рождения? (Когда ты родился (ась)?)

Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?

Кем ты будешь, когда состаришься, стариком или старухой?

Как (каким именем) тебя ласково называли в семье, когда ты был(а)

младенцем?_____________________________________________

Как тебя называют сейчас, когда ты повзрослел(а)?

_______________________________________________________

2.

«Самый внимательный»

Это голова. Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)

Что на лице? ________________________________________________

Что на руке? ________________________________________________

Что на ноге? ________________________________________________

Что на туловище? ___________________________________________

3.

«Что у тебя, а что у куклы?»

У тебя лицо, а у куклы (личико).

У тебя брови, а у куклы _________________.

У тебя глаза, а у куклы _________________.

У тебя локти, а у куклы ________________.

У тебя колени, а у куклы ________________.

У тебя живот, а у куклы ________________.

У тебя лоб, а у куклы ___________________.

У тебя ресницы, а у куклы _______________.

4.

«Найди ошибку»

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен

кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове.

Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.

Раскрась шарики, которые у клоуна в левой руке, в синий цвет, а которые в правой - в зелёный;

птичек, которые летят направо - в жёлтый, а налево – в коричневый.

Раскрась шарики, которые у клоуна в левой руке, в синий цвет, а которые в правой - в зелёный;

птичек, которые летят направо - в жёлтый, а налево – в коричневый.

ТЕМА: Я и моя семья

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Интервью»

Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех?

Кто дети? Кто взрослые?

2.

«Кто старше (младше)?»

Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше.

Кто младше мальчик или мама?

Кто старше девочка или дедушка?

Кто младше мальчик или бабушка?

Кто старше мама или бабушка?

3.

«Чей, чья, чьё, чьи»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей?

У мамы есть шарф. Шарф чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?

Мама носит шляпу. Шляпа чья?

Папа надел пальто. Пальто чьё?

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи?

Мама надела сапоги. Сапоги чьи?

4.

«Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы?

Кто мальчик для мамы?

Кто мальчик для девочки?

Кто мама для папы?

Кто девочка для дедушки?

Кто мальчик для бабушки?

Кто мама для бабушки?

Кто папа для мамы?

ТЕМА: Я и моя семья

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Интервью»

Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех?

Кто дети? Кто взрослые?

2.

«Кто старше (младше)?»

Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше.

Кто младше мальчик или мама?

Кто старше девочка или дедушка?

Кто младше мальчик или бабушка?

Кто старше мама или бабушка?

3.

«Чей, чья, чьё, чьи»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей?

У мамы есть шарф. Шарф чей?

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья?

Мама носит шляпу. Шляпа чья?

Папа надел пальто. Пальто чьё?

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи?

Мама надела сапоги. Сапоги чьи?

4.

«Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы?

Кто мальчик для мамы?

Кто мальчик для девочки?

Кто мама для папы?

Кто девочка для дедушки?

Кто мальчик для бабушки?

Кто мама для бабушки?

Кто папа для мамы?

Раскрась картинку.

Раскрась картинку.

53

ТЕМА: Транспорт. Правила дорожного движения.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Найди лишний транспорт и объясни свой выбор»

Автомобиль, самолёт, велосипед, автобус

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Вертолёт, яхта, катер, парусник

Поезд, электричка, трамвай, грузовик

2.

«Кто чем управляет?».

Автобусом управляет...

Грузовиком управляет...

Поездом управляет...

Вертолетом управляет...

Самолетом управляет...

Кораблем управляет...

Мотоциклом управляет...

Велосипедом управляет...

3.

«Подбери признак» (не менее трёх слов)

машина (какая?) …

автобус (какой?) …

самолёт (какой?) …

4.

«Продолжи предложение»

Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…

Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что...

Больного вовремя доставили в больницу, потому что...

Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...

Утром машины выехали из гаража, а проехать по дорогам не смогли,

потому что...

Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...

ТЕМА: Транспорт. Правила дорожного движения.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Найди лишний транспорт и объясни свой выбор»

Автомобиль, самолёт, велосипед, автобус

Автобус, троллейбус, метро, трамвай

Вертолёт, яхта, катер, парусник

Поезд, электричка, трамвай, грузовик

2.

«Кто чем управляет?».

Автобусом управляет...

Грузовиком управляет...

Поездом управляет...

Вертолетом управляет...

Самолетом управляет...

Кораблем управляет...

Мотоциклом управляет...

Велосипедом управляет...

3.

«Подбери признак» (не менее трёх слов)

машина (какая?) …

автобус (какой?) …

самолёт (какой?) …

4.

«Продолжи предложение»

Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…

Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что...

Больного вовремя доставили в больницу, потому что...

Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...

Утром машины выехали из гаража, а проехать по дорогам не смогли,

потому что...

Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...

ТЕМА: День защитника Отечества

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Один - много»

одна ракета – много …

одна бомба – много …

один корабль – много …

один солдат – много …

один герой – много…

одна пуля – много …

2.

«Объясни словечко»

пограничник – …

герой – …

подводник – …

противник – …

отважный - …

3.

«Сосчитай до 5»

каска - …

раненый - …

скоростной самолёт - …

4.

«Отгадай загадку и объясни, что помогло тебе её отгадать»

Не трактор, а с гусеницами

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом ( )

ТЕМА: День защитника Отечества

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Один - много»

одна ракета – много …

одна бомба – много …

один корабль – много …

один солдат – много …

один герой – много…

одна пуля – много …

2.

«Объясни словечко»

пограничник – …

герой – …

подводник – …

противник – …

отважный - …

3.

«Сосчитай до 5»

каска - …

раненый - …

скоростной самолёт - …

4.

«Отгадай загадку и объясни, что помогло тебе её отгадать»

Не трактор, а с гусеницами

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом ( )

Раскрась рисунок.

Раскрась рисунок.

ТЕМА: Профессии

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Ответь на вопросы»

Что такое профессия?

Кем ты хочешь, когда вырастешь?

Где профессиям обучаются?

2.

«Посчитай до 5»

один повар, два повара …

один учитель, два учителя…

один врач, два врача …

одна швея, две швеи …

один почтальон, два почтальона …

3.

«Кем работает человек, который …»

добывает уголь – …

вставляет стёкла – …

водит автобус – …

тушит пожары - …

задерживает преступников – …

исполняет разные роли – …

проверяет билеты - …

4.

«Кто что делает?» (назвать как можно больше слов –

действий)

повар - …

врач - …

учитель - …

музыкант - …

парикмахер - …

ТЕМА: Профессии

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Ответь на вопросы»

Что такое профессия?

Кем ты хочешь, когда вырастешь?

Где профессиям обучаются?

2.

«Посчитай до 5»

один повар, два повара …

один учитель, два учителя…

один врач, два врача …

одна швея, две швеи …

один почтальон, два почтальона …

3.

«Кем работает человек, который …»

добывает уголь – …

вставляет стёкла – …

водит автобус – …

тушит пожары - …

задерживает преступников – …

исполняет разные роли – …

проверяет билеты - …

4.

«Кто что делает?» (назвать как можно больше слов –

действий)

повар - …

врач - …

учитель - …

музыкант - …

парикмахер - …

60

ТЕМА: Мамин день – восьмое марта.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови отчества женщин и мужчин» (если отца зовут …)

Александр – он_____________ , она ______________

Алексей – он_____________ , она ______________

Андрей - он_____________ , она ______________

Борис - он_____________ , она ______________

Иван - он_____________ , она ______________

Назови своё отчество, отчество мамы и папы.

___________________________________________________

2.

«Подбери признак» (не менее трёх определений)

Мама (какая?) - …

Бабушка (какая?)- …

Сестра (какая?) - …

3.

«Скажи чей (чья, чьё, чьи)»

У мамы помада. Чья это помада? …

У бабушки внучка. Чья это внучка? …

У папы шапка. Чья это шапка? …

У дяди автомобиль. Чей это автомобиль?...

У дедушки очки. Чьи это очки? …

4.

«Бывает — не бывает»

Мама варит суп. Суп варит мама. Суп варит маму. Суп сварен

мамой. Мамой сварен суп. Мама сварена супом. Супом сварена мама.

ТЕМА: Мамин день – восьмое марта.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Назови отчества женщин и мужчин» (если отца зовут …)

Александр – он_____________ , она ______________

Алексей – он_____________ , она ______________

Андрей - он_____________ , она ______________

Борис - он_____________ , она ______________

Иван - он_____________ , она ______________

Назови своё отчество, отчество мамы и папы.

___________________________________________________

2.

«Подбери признак» (не менее трёх определений)

Мама (какая?) - …

Бабушка (какая?)- …

Сестра (какая?) - …

3.

«Скажи чей (чья, чьё, чьи)»

У мамы помада. Чья это помада? …

У бабушки внучка. Чья это внучка? …

У папы шапка. Чья это шапка? …

У дяди автомобиль. Чей это автомобиль?...

У дедушки очки. Чьи это очки? …

4.

«Бывает — не бывает»

Мама варит суп. Суп варит мама. Суп варит маму. Суп сварен

мамой. Мамой сварен суп. Мама сварена супом. Супом сварена мама.

Раскрась по цветам.

Раскрась по цветам.

ТЕМА: Мебель

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Общие сведения»

объяснить, для чего нужна мебель

какая мебель нужна:

для кухни ______________________________________________

спальни ________________________________________________

гостиной ______________________________________________

2.

«Посчитай до 5»

одна широкая кровать, …

один старинный буфет, …

одно удобное кресло, …

3.

«Скажи одним словом»

Стол, за которым пишут, называется …

Стол, за которым обедают, называется …

Стол для компьютера, называется…

Шкаф для одежды, называется …

Шкаф для книг, называется…

4.

«Пересказ рассказа»

Постарайся запомнить и потом расскажешь.

Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и

вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил

солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу

заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и

объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она

будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в

мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр

вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись

домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель.

ТЕМА: Мебель

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Общие сведения»

объяснить, для чего нужна мебель

какая мебель нужна:

для кухни ______________________________________________

спальни ________________________________________________

гостиной ______________________________________________

2.

«Посчитай до 5»

одна широкая кровать, …

один старинный буфет, …

одно удобное кресло, …

3.

«Скажи одним словом»

Стол, за которым пишут, называется …

Стол, за которым обедают, называется …

Стол для компьютера, называется…

Шкаф для одежды, называется …

Шкаф для книг, называется…

4.

«Пересказ рассказа»

Постарайся запомнить и потом расскажешь.

Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и

вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил

солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу

заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и

объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она

будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в

мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр

вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись

домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель.

ТЕМА: Посуда

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Составь предложение»

С чем ведро, если в нем ...

вода (Пример: ведро с водой)

молоко _________________________

белье ___________________________

бумага __________________________

снег ____________________________

С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

2.

«Для чего нужна посуда?»

Что кладут в салатницу __________________

селедочницу _______________

солонку __________________

масленку _________________

сухарницу ________________

Что наливают в супницу _________________

молочник ________________

соусницу ________________

кофейник _______________

чайник ________________

3.

«Посчитай до 5»

один острый нож, …

одна глубокая тарелка, …

одно фарфоровое блюдце, …

ТЕМА: Посуда

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Составь предложение»

С чем ведро, если в нем ...

вода (Пример: ведро с водой)

молоко _________________________

белье ___________________________

бумага __________________________

снег ____________________________

С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

2.

«Для чего нужна посуда?»

Что кладут в салатницу __________________

селедочницу _______________

солонку __________________

масленку _________________

сухарницу ________________

Что наливают в супницу _________________

молочник ________________

соусницу ________________

кофейник _______________

чайник ________________

3.

«Посчитай до 5»

один острый нож, …

одна глубокая тарелка, …

одно фарфоровое блюдце, …

ТЕМА: Бытовые приборы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Для чего нам нужны эти вещи?» (даем полный ответ)

Холодильник нужен для того, чтобы…

Телевизор нужен для того, чтобы…

Компьютер нужен для того, чтобы …

Пылесос нужен для того, чтобы …

Миксер нужен для того, чтобы …

Утюг нужен для того, чтобы …

2.

«Скажи со словом нет»

часы – нет часов

магнитофон - …

электроплита – …

утюг - …

телевизор - …

холодильник - …

пылесос - …

миксер - …

3.

«Исправь предложение»

Бельё грязное, потому что его стирали.

Скатерть мятая, потому что её погладили.

Яичница поджарилась, и после этого её поставили на плиту.

Мама гладил бельё.

Кофемолка намолол кофе.

Папа починила телевизор.

ТЕМА: Бытовые приборы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Для чего нам нужны эти вещи?» (даем полный ответ)

Холодильник нужен для того, чтобы…

Телевизор нужен для того, чтобы…

Компьютер нужен для того, чтобы …

Пылесос нужен для того, чтобы …

Миксер нужен для того, чтобы …

Утюг нужен для того, чтобы …

2.

«Скажи со словом нет»

часы – нет часов

магнитофон - …

электроплита – …

утюг - …

телевизор - …

холодильник - …

пылесос - …

миксер - …

3.

«Исправь предложение»

Бельё грязное, потому что его стирали.

Скатерть мятая, потому что её погладили.

Яичница поджарилась, и после этого её поставили на плиту.

Мама гладил бельё.

Кофемолка намолол кофе.

Папа починила телевизор.

ТЕМА: Мой город.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

В каком городе ты живёшь? ________________

Чем отличается город от деревни?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Назови реку нашего города _____________

Как называется центральная площадь нашего города?_____________

Самая длинная улица в городе - это _____________________________

Самая красивая улица в городе – это ____________________________

На какой улице ты живёшь?____________________________________

(выучить с ребенком свой домашний адрес)

Какие места в городе тебе нравится посещать?__________________

____________________________________________________________

Что такое столица? ____________________

Назови столицу нашей страны ______________________

2.

«Как назвать площадь перед…»

вокзалом -…

театром - …

больницей - …

почтой - …

музеем - …

в самом центре города - …

3.

«Что делают …»

в магазине - …

в кинотеатре - …

в парке - …

на стадионе- …

в больнице - …

в кафе - …

ТЕМА: Мой город.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

В каком городе ты живёшь? ________________

Чем отличается город от деревни?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Назови реку нашего города _____________

Как называется центральная площадь нашего города?_____________

Самая длинная улица в городе - это _____________________________

Самая красивая улица в городе – это ____________________________

На какой улице ты живёшь?____________________________________

(выучить с ребенком свой домашний адрес)

Какие места в городе тебе нравится посещать?__________________

____________________________________________________________

Что такое столица? ____________________

Назови столицу нашей страны ______________________

2.

«Как назвать площадь перед…»

вокзалом -…

театром - …

больницей - …

почтой - …

музеем - …

в самом центре города - …

3.

«Что делают …»

в магазине - …

в кинотеатре - …

в парке - …

на стадионе- …

в больнице - …

в кафе - …

ТЕМА: День космонавтики.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

Когда отмечают День космонавтики?___________________________

Кто был первым космонавтом? ________________________________

Как назывался первый космический корабль?______________________

Какие улицы в городе названы в честь космонавтов?

________________________________________________

Как называется планета, на которой мы живём? _________________

2.

«Один – много» (н-р: кот-коты-много котов)

космонавт-…

человек-…

шлем - …

корабль - …

звезда - …

полёт - …

3.

«Собери предложение»

Ракета, космос, лететь, в. _____________________________________

Яркие, небо, на, звёзды.________________________________________

Мы, Земля, живём, планета, на _________________________________

Астронавты, Луна, по, ходят. __________________________________

4.

«Объясни словечко»

созвездие – это…

луноход – это…

скафандр – это…

приземление – это…

ТЕМА: День космонавтики.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

Когда отмечают День космонавтики?___________________________

Кто был первым космонавтом? ________________________________

Как назывался первый космический корабль?______________________

Какие улицы в городе названы в честь космонавтов?

________________________________________________

Как называется планета, на которой мы живём? _________________

2.

«Один – много» (н-р: кот-коты-много котов)

космонавт-…

человек-…

шлем - …

корабль - …

звезда - …

полёт - …

3.

«Собери предложение»

Ракета, космос, лететь, в. _____________________________________

Яркие, небо, на, звёзды.________________________________________

Мы, Земля, живём, планета, на _________________________________

Астронавты, Луна, по, ходят. __________________________________

4.

«Объясни словечко»

созвездие – это…

луноход – это…

скафандр – это…

приземление – это…

ТЕМА: Весна.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

После какого времени года наступает весна? ________________

Назови весенние месяцы __________________________________

Перечисли признаки весны (в городе, в лесу, в жизни зверей и птиц)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Что надевают люди весной? Почему?

Определи, какая весна (ранняя или поздняя) по следующим признакам:

тает снег

цветёт яблоня

на реке ледоход

гроза

распускается подснежник

набухают почки

расцветают цветы

прилетают птицы

2.

«Сосчитай до пяти»

одна длинная сосулька -…

один быстрый ручей - …

одна глубокая лужа - …

3.

«Объясни словечко»

оттепель - …

проталина - …

капель - …

рассада - …

саженцы - …

ТЕМА: Весна.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

После какого времени года наступает весна? ________________

Назови весенние месяцы __________________________________

Перечисли признаки весны (в городе, в лесу, в жизни зверей и птиц)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Что надевают люди весной? Почему?

Определи, какая весна (ранняя или поздняя) по следующим признакам:

тает снег

цветёт яблоня

на реке ледоход

гроза

распускается подснежник

набухают почки

расцветают цветы

прилетают птицы

2.

«Сосчитай до пяти»

одна длинная сосулька -…

один быстрый ручей - …

одна глубокая лужа - …

3.

«Объясни словечко»

оттепель - …

проталина - …

капель - …

рассада - …

саженцы - …

Раскрась цветными карандашами.

Раскрась цветными карандашами.

ТЕМА:

Рыбы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

где живут рыбы?__________________________________

из чего они выводятся?_____________________________

как называются детёныши рыб?(мальки)______________

назови части тела рыбы____________________________

перечисли рыб, которых знаешь______________________

2.

«Какая рыба, если она живёт в…»

море – (морская)

реке - …

озере - …

пруду - …

аквариуме - …

3.

«Один – много» (водоросль – водоросли)

река - …

лещ - …

окунь - …

озеро -…

плавник - …

малёк - …

4.

«Назови ласково»

сельдь — ….

окунь — ...

щука — ...

ёрш — ...

сом — ...

ТЕМА:

Рыбы

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это надо знать»

где живут рыбы?__________________________________

из чего они выводятся?_____________________________

как называются детёныши рыб?(мальки)______________

назови части тела рыбы____________________________

перечисли рыб, которых знаешь______________________

2.

«Какая рыба, если она живёт в…»

море – (морская)

реке - …

озере - …

пруду - …

аквариуме - …

3.

«Один – много» (водоросль – водоросли)

река - …

лещ - …

окунь - …

озеро -…

плавник - …

малёк - …

4.

«Назови ласково»

сельдь — ….

окунь — ...

щука — ...

ёрш — ...

сом — ...

ТЕМА:

День Победы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Игра «Один - много»

моряк – …

танкист – …

летчик – …

десантник – …

солдат – …

шашка — …

пилотка — …

лодка — …

ветеран-…

медаль-…

2.

«Сосчитай 1-2-5»

один солдат — два солдата —

пять солдат

один матрос — два …

один пехотинец — два …

один летчик — два …

один парашютист — два …

одна пушка — две …

один пистолет — два …

одно ружье — два …

3.

«Исправь ошибку»

Танкист вылез от танка.

Часовой стоит из посту.

Парашютист прыгнул на самолет.

Пограничник держит собаку под поводок.

4.

«Кто что делает?»

Пограничник охраняет границу

танкист …

десантник ...

пулеметчик ....

ТЕМА:

День Победы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

Игра «Один - много»

моряк – …

танкист – …

летчик – …

десантник – …

солдат – …

шашка — …

пилотка — …

лодка — …

ветеран-…

медаль-…

2.

«Сосчитай 1-2-5»

один солдат — два солдата —

пять солдат

один матрос — два …

один пехотинец — два …

один летчик — два …

один парашютист — два …

одна пушка — две …

один пистолет — два …

одно ружье — два …

3.

«Исправь ошибку»

Танкист вылез от танка.

Часовой стоит из посту.

Парашютист прыгнул на самолет.

Пограничник держит собаку под поводок.

4.

«Кто что делает?»

Пограничник охраняет границу

танкист …

десантник ...

пулеметчик ....

Соедини по цифрам и раскрась.

Соедини по цифрам и раскрась.

ТЕМА: Цветы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это нужно знать»

Почему цветы называют садовыми, лесными, полевыми,

луговыми?

«Объясни словечко»

первоцвет – это…

клумба- это…

бутон – это…

Рассмотреть цветок или картинку и запомнить его строение

(корень, стебель, лист, цветок, бутон, лепесток)

2.

«Назови ласково»

Стебель — ...

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

3.

«Скажи со словами «один», «три», «пять»

Одуванчик –

Ландыш –

Незабудка –

Стебель -

Букет –

Корень -

4.

«Подбирай, называй»

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

ТЕМА: Цветы.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Это нужно знать»

Почему цветы называют садовыми, лесными, полевыми,

луговыми?

«Объясни словечко»

первоцвет – это…

клумба- это…

бутон – это…

Рассмотреть цветок или картинку и запомнить его строение

(корень, стебель, лист, цветок, бутон, лепесток)

2.

«Назови ласково»

Стебель — ...

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

3.

«Скажи со словами «один», «три», «пять»

Одуванчик –

Ландыш –

Незабудка –

Стебель -

Букет –

Корень -

4.

«Подбирай, называй»

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

Раскрась только

цветы.

Раскрась только

цветы.

ТЕМА:

Насекомые

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

"Посчитай"

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 гусеница, 2 …, 3…, 4 …, 5 …

2.

"Бывает - не бывает"

Девочка ловит бабочку.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана девочкой.

Девочка поймала бабочку.

Бабочка поймала девочку.

3.

"Закончи предложение"

Муравей сидел около ...

Божья коровка ползла по ...

Жук спрятался под ...

Муха села на ...

Гусеница сидела на ...

Муха ползла по ...

4.

«Назови ласково»

Паук — …

Комар — ...

Стрекоза — ...

Жук — ...

Таракан — ...

Муха -…

5.

«Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — ... лапки,... голова.

У комара — лапки,... голова.

У таракана — ... лапки,... голова.

У паука — ... лапки,... голова.

ТЕМА:

Насекомые

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

"Посчитай"

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 гусеница, 2 …, 3…, 4 …, 5 …

2.

"Бывает - не бывает"

Девочка ловит бабочку.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка поймана девочкой.

Девочка поймала бабочку.

Бабочка поймала девочку.

3.

"Закончи предложение"

Муравей сидел около ...

Божья коровка ползла по ...

Жук спрятался под ...

Муха села на ...

Гусеница сидела на ...

Муха ползла по ...

4.

«Назови ласково»

Паук — …

Комар — ...

Стрекоза — ...

Жук — ...

Таракан — ...

Муха -…

5.

«Чьи лапки, чья голова?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — ... лапки,... голова.

У комара — лапки,... голова.

У таракана — ... лапки,... голова.

У паука — ... лапки,... голова.

Раскрась по цифрам.

Раскрась по цифрам.

ТЕМА:

Школа. Школьные принадлежности.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Четвертый лишний»

Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.

Мячик, ластик, пенал, линейка.

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

Ученик, ученица, учитель, воспитатель

2.

«Исправь ошибку в предложении»

У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка.

Я забыл дома линейкой.

Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

3.

«Из чего какой?»

Карандаш из дерева (какой?) — …

Ножницы из металла (какие?) — ....

Линейка из пластмассы (какая?) — ....

Портфель из кожи (какой?) — ....

Ластик из резины (какой?) — …

4.

«Скажи наоборот»

Таня оставила ножницы в стакане. — Таня достала ножницы из

стакана.

Таня положила линейку под букварь.

Таня оставила альбом на столе.

Таня спрятала ластик за стакан.

Таня поставила портфель под стол.

ТЕМА:

Школа. Школьные принадлежности.

Упражнения на грамматику

(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)

1.

«Четвертый лишний»

Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.

Мячик, ластик, пенал, линейка.

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

Ученик, ученица, учитель, воспитатель

2.

«Исправь ошибку в предложении»

У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка.

Я забыл дома линейкой.

Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

3.

«Из чего какой?»

Карандаш из дерева (какой?) — …

Ножницы из металла (какие?) — ....

Линейка из пластмассы (какая?) — ....

Портфель из кожи (какой?) — ....

Ластик из резины (какой?) — …

4.

«Скажи наоборот»

Таня оставила ножницы в стакане. — Таня достала ножницы из

стакана.

Таня положила линейку под букварь.

Таня оставила альбом на столе.

Таня спрятала ластик за стакан.

Таня поставила портфель под стол.

Обведи пунктир, продолжи линии и раскрась.

Обведи пунктир, продолжи линии и раскрась.

84

Список литературы

1.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие для

дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2. (4-5 лет). – М.: Баласс, 2006. –

64с.

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие для

дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 1. (4-5 лет). – М.: Баласс, 2007. –

64с.

3.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издат. Дом

«Литера», 2008. – 208с.

4.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес.

Грибы./Т.И. Подрезова.-М.:Айрис-пресс, 2009. -256с.

5.

Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе/ авт.-сост.

Л.Е. Крыласова. -Волгоград: Учитель, 2008.-332с.

6.

Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией:

методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-224с.

7.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 с ОНР.

Альбом 1.- М.: Гном, 2011.- 48с.

8.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 с ОНР.

Альбом 2.- М.: Гном, 2011.- 32с.

9.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 с ОНР.

Альбом 3.- М.: Гном, 2011.- 32с.

10.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 с ОНР.

Альбом 4.- М.: Гном, 2011.- 32с.