Напоминание

"Основные направления и формы работы с детьми по формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников"

Автор: Матвеева Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 27
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные направления и формы работы с детьми по формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Основные направления и формы работы с детьми по формированию

предпосылок учебной деятельности дошкольников»

Выполнил: старший воспитатель

Матвеева О.Н.

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО,

предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к

учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации

программы.

Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не

готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся

планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную

деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она

значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются

потенциальные возможности.

"Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить

три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в

педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения,

обучения.

2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность

определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она

понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с

помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная

деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на

усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических

знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного

сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным,

В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое

строение, а именно включает:

учебную задачу,

учебные действия,

контроль,

оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче.

Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен

выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в

овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить

аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель -

научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется

выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки,

их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как

такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого

конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее

дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей

обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания,

предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о

предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят

из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели

учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной

развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо

материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с

использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая

понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия

с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их

изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции,

процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое

целое.

В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения

каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе

развития должны быть сформированы определённые предпосылки,

позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В

то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой

деятельности.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной

деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать

воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его

инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем

развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к

оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или

отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует

стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить

ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Формирование учебной деятельности дошкольников как переход к новому типу

поведения требует значительного времени. Новые нервные связи возникают,

развиваются и закрепляются только постепенно.

Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей

дошкольного возраста

.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном

обучении - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается

предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. В

старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной

деятельности: самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного

результата с образцом, эталоном; умение определять цель предстоящей

деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; умение

осуществлять

контроль

за

ходом

деятельности

в

процессе

получения

промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь

на ее результат.

Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, в процессе

формирования предпосылок к предстоящему обучению следует не забывать о

самоценности данного периода детства и о том, что для дошкольников самым

органичным

видом

деятельности

являются

игры:

сюжетно-ролевые,

коммуникативные

(общение

и

согласование

действий

со

взрослыми

и

сверстниками),

познавательно-исследовательские

(изучение

объектов

окружающей

действительности

и

экспериментирование

с

ними),

конструирование из различных материалов (пластиковых наборов, бумаги,

природного и иного материала), музыкальные игры (восприятие и осмысление

музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры

на

детских

музыкальных

инструментах),

подвижные

игры

(овладение

основными видами движений), изобразительные виды деятельности (рисование,

лепка, аппликация); а также прослушивание читаемых художественных и

фольклорных произведений и их интерпретация.

Развитие у детей предпосылок к учебной деятельности целесообразнее

осуществлять в процессе организации сочетающейся с игрой проектной

деятельности. Дж. Дьюи описал такой способ построения системы обучения,

при котором учащимся для выполнения какой-либо практической деятельности

необходимо овладеть знаниями или актуализировать, синтезировать имеющиеся

знания. При этом важно не просто сориентировать детей на определенную

деятельность, но заинтересовать их, показав практическое применение знаний в

жизни.

В

настоящее

время

проектное

обучение

получило

широкое

распространение во всем мире. Для того чтобы участие дошкольников в

проектной деятельности служило формированию у них предпосылок к учебной

деятельности, необходимо соблюсти ряд условий.

Специфика проектной деятельности дошкольников состоит в невозможности

самостоятельного поиска нужной информации ввиду неразвитой письменной

речи. Однако взрослые не должны брать на себя роль источника знаний, им

следует

помочь

детям

сориентироваться

среди

возможных

источников

информации и вместе с ними «открыть» знание. Педагогу важно предусмотреть

активность всех участников проектной группы независимо от их личностных

способностей и особенностей и включать в посильную работу слабых,

застенчивых детей, помогая им обрести веру в себя и почувствовать интерес к

совместной деятельности. При организации проектной деятельности детей

старшего дошкольного возраста нужно учитывать зону ближайшего развития

каждого ребенка и помочь подобрать ему соответствующее задание либо оказать

требующуюся

помощь,

не

предоставляя

готового

знания

или

решения

проблемы.

Основой достижения развивающих целей обучения служит активность

обучающегося: в процессе познавательной, исследовательской деятельности

знание не передается в готовом виде, а добывается самим ребенком.

Соблюдение

представленных

организационно-методических

условий

реализации проектной деятельности содействует полноценному развитию

психических функций внимания, памяти, мышления и т. д.

Необходимо помнить, если ребенок усваивает все то, что от него требуется,

без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано,

что

знания,

усвоенные

без

интереса,

не

окрашенные

собственным

положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к

применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого

творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и

силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким

образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой

предпосылкой

формирования

учебной

деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить

основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно

действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых

знаний,

решал

вопросы

проблемного

характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и

однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

Необходимо

понимание

важности

преподносимого

материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.

Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка

стимулирует

познавательную

активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

В заключение еще раз подчеркнем, развитие предпосылок к учебной

деятельности у детей дошкольного возраста способствует формированию у них

психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь,

определяют условия высокой успешности в дальнейшей учебной деятельности и

освоении предметных дисциплин на этапе начального общего образования.