Автор: Челидзе Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Родниковская СОШ №32
Населённый пункт: Раменский район, Родники, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Ошибки родителей ведущие к проблеме адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Адаптация – что это?
Адаптация - устойчивость к воздействиям факторов окружающей среды.
Цель адаптации – устранение разрушающего действия на организм факторов
окружающей среды. Ранний возраст - особый период становления организма и
систем, формирования их функций.
Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:
Быстрый темп развития и неравномерность. Первый год жизни ребёнка связан с
овладением ходьбой, второй год – с переломным моментом в развитии речи,
началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием
наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания
ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение
работоспособности, эмоциональные расстройства.
Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под
влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может
произойти утеря навыков.
Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-
психического развития детей.
Повышенная эмоциональность.
Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому
саду:
1. Состояние здоровья детей.
У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у
соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с
осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного
учреждения проходит у детей с хроническими заболеваниями: у них наблюдаются
частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период
адаптации.
2. Возрастные особенности протекания адаптации.
От 1,5 до 3 лет. На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих
взрослых. В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное
ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение,
своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до двух –
двух с половиной лет. Оптимальный возраст для прихода в ДОУ детей не ранее 2
лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к
матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более
благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для
девочек. От 3-х лет. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в
садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями
от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно
привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за
того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток, и у
четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который
качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать
взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду
возраст составляет 2,5 - 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки
привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше
чувствуют привязанность к ней.
3. Уровень развития общения.
Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в
ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с
посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство,
плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация, в данном
случае, проходит более сложно.
Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими,
но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока
воспитатель рядом спокойны, но детей, такой ребенок, как правило, боится и
держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания
свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и
общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное
эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную
деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и
одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит
достаточно легко.
4. Типы нервной системы
Сильный уравновешенный тип - дети, у которых процессы возбуждения и
торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым
настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры,
положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют.
Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они
привыкают довольно легко и быстро.
Сильный неуравновешенный тип - дети, отличающиеся легкой возбудимостью,
бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного
состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют
игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то
один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть
перевозбуждение нервной системы.
Сильный уравновешенный инертный тип - дети отличаются спокойным,
несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно
выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися,
однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети
часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в
овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей,
боятся их приближения.
Слабый тип - дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно
переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное
состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они
не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в
движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же
возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению
следует приучать постепенно, привлекая к этому близких им людей.
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду
1. Легкая адаптация: -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10
дней); -временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней); -
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,
угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой
активности приходит в норму за 20-30 дней; -характер взаимоотношений со
взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; -
функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4
недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают примерно в
течение месяца.
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит
восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20
дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней),
двигательная активность примерно полтора месяца.
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением
всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется
снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением
сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого
времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена
настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной
активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой
адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и
продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу
сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли
ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни,
находится в состоянии стресса. Показателями окончания адаптационного периода
являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания
и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное
отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной
инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть
самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в
группе до назначенного по режиму времени. Если малыш с радостью и много
говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча
неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Причины, которые вызывают слезы у ребенка:
Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в
усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы,
где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в
незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей)
и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в
которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в
домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка
нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад).
Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может
иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном
учреждении. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта
проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными
особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает
эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание
ребенка в детском саду.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и
негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого –
нервничать, плакать, капризничать.
Личное неприятие воспитателя или воспитателей.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное
учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь
дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша –
это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что
плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому
саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От
старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это
адаптация к новым условиям.
Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому
саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь
могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они
заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт,
волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им
надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это
состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок
проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах
малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь
еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком
душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает
детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей.
Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так
много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как
можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим
мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Мы рекомендуем, как можно больше времени проводить с ребенком в этот
период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все
так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,
пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он
освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,
сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к
дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того,
насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать
трудности.
Помимо наших рекомендаций, Вы, уважаемые родители, должны быть
готовы к тому, что у Вас тоже есть обязанности:
1.
Приучить ребенка к горшку
2.
Убрать бутылки и соски.
3.
Не носить памперсы.
4.
Отучить от груди.
5.
Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым.
Подводя итоги, хочется сказать, дети, родители которых заранее подготовили к
саду, избегают сильных стрессов и быстрее адаптируются в коллективе;
от того, как грамотно сработают взрослые, будет зависеть успешная адаптация
ребёнка.