Напоминание

Ошибки родителей ведущие к проблеме адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Автор: Челидзе Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Родниковская СОШ №32
Населённый пункт: Раменский район, Родники, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Ошибки родителей ведущие к проблеме адаптации детей раннего возраста в ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Адаптация – что это?

Адаптация - устойчивость к воздействиям факторов окружающей среды.

Цель адаптации – устранение разрушающего действия на организм факторов

окружающей среды. Ранний возраст - особый период становления организма и

систем, формирования их функций.

Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:

Быстрый темп развития и неравномерность. Первый год жизни ребёнка связан с

овладением ходьбой, второй год – с переломным моментом в развитии речи,

началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием

наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания

ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение

работоспособности, эмоциональные расстройства.

Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под

влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может

произойти утеря навыков.

Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-

психического развития детей.

Повышенная эмоциональность.

Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому

саду:

1. Состояние здоровья детей.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у

соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с

осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного

учреждения проходит у детей с хроническими заболеваниями: у них наблюдаются

частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период

адаптации.

2. Возрастные особенности протекания адаптации.

От 1,5 до 3 лет. На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих

взрослых. В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное

ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение,

своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до двух –

двух с половиной лет. Оптимальный возраст для прихода в ДОУ детей не ранее 2

лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к

матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более

благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для

девочек. От 3-х лет. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в

садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями

от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно

привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за

того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток, и у

четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который

качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать

взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду

возраст составляет 2,5 - 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки

привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше

чувствуют привязанность к ней.

3. Уровень развития общения.

Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в

ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с

посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство,

плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация, в данном

случае, проходит более сложно.

Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими,

но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока

воспитатель рядом спокойны, но детей, такой ребенок, как правило, боится и

держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания

свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и

общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное

эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную

деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные

взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и

одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит

достаточно легко.

4. Типы нервной системы

Сильный уравновешенный тип - дети, у которых процессы возбуждения и

торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым

настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры,

положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют.

Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они

привыкают довольно легко и быстро.

Сильный неуравновешенный тип - дети, отличающиеся легкой возбудимостью,

бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного

состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют

игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то

один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть

перевозбуждение нервной системы.

Сильный уравновешенный инертный тип - дети отличаются спокойным,

несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно

выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися,

однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети

часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в

овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей,

боятся их приближения.

Слабый тип - дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно

переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное

состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они

не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в

движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же

возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению

следует приучать постепенно, привлекая к этому близких им людей.

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду

1. Легкая адаптация: -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10

дней); -временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней); -

неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,

угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой

активности приходит в норму за 20-30 дней; -характер взаимоотношений со

взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; -

функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4

недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают примерно в

течение месяца.

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит

восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20

дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней),

двигательная активность примерно полтора месяца.

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением

всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется

снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением

сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,

отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого

времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена

настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной

активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой

адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и

продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу

сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли

ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни,

находится в состоянии стресса. Показателями окончания адаптационного периода

являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания

и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное

отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной

инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть

самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в

группе до назначенного по режиму времени. Если малыш с радостью и много

говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча

неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в

усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы,

где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в

незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей)

и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в

которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в

домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка

нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад).

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может

иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном

учреждении. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта

проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными

особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает

эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание

ребенка в детском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и

негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого –

нервничать, плакать, капризничать.

Личное неприятие воспитателя или воспитателей.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное

учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь

дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша –

это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что

плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому

саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От

старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это

адаптация к новым условиям.

Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому

саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь

могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они

заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт,

волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им

надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это

состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок

проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах

малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь

еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком

душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает

детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей.

Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так

много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как

можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим

мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Мы рекомендуем, как можно больше времени проводить с ребенком в этот

период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все

так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,

пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он

освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,

сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к

дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того,

насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать

трудности.

Помимо наших рекомендаций, Вы, уважаемые родители, должны быть

готовы к тому, что у Вас тоже есть обязанности:

1.

Приучить ребенка к горшку

2.

Убрать бутылки и соски.

3.

Не носить памперсы.

4.

Отучить от груди.

5.

Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым.

Подводя итоги, хочется сказать, дети, родители которых заранее подготовили к

саду, избегают сильных стрессов и быстрее адаптируются в коллективе;

от того, как грамотно сработают взрослые, будет зависеть успешная адаптация

ребёнка.