Напоминание

"Роль тренера в футболе"

Автор: Носачев Сергей Юрьевич
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО СШ № 6
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль тренера в футболе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«РОЛЬ ТРЕНЕРА В ФУТБОЛЕ»

АВТОР:

ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ МБУДО СШ-6

НОСАЧЕВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

БЕЛГОРОД

СЕНТЯБРЬ 2022г.

Тренеры - это люди, от которых зависит настоящее и будущее футбола, люди,

имеющие свой характер, вкусы, взгляды на игру и методы работы, но одно для них

общее - каждый из них человек,

на

долю которого выпала интересная сфера

деятельности, футбол.

Футбол - не одни только овации, лавры и фанфары, это еще и тяжкий, сложный

труд, изнурительные тренировки, режим, связанный с травмами, жизнь в одном и

том же кругу, большей частью вне семьи, расставания длительные, а встречи, как

правило, скоротечные. Это порой серьезные операции и долгое пребывание в

надоевших больничных палатах, и вновь тренировки и игры. Через. эти трудности

должен пройти тренер вместе со своими питомцами. Воспитать их честными,

морально

устойчивыми,

нравственными,

здоровыми

людьми

и

большими

футболистами. А добиться этого, как известно, нелегко. Вот почему футболисты

вправе желать и требовать, чтобы ими руководили высококвалифицированные

профессионалы. Если посмотреть сейчас на тренерский корпус, то в нем не так уж и

много специалистов высокого

класса, наставников и воспитателей, мыслящих

своеобразно и ярко, наделенных равно и стратегическим, и тактическим видением

игры, имеющих ясную программу. Однако и там, где у руля истинно даровитые

люди, легка ли их тренерская судьба? Значительно чаще бывает, что талантливому

человеку трудней. Талант - всегда характер. Чем способней специалист в своем

деле, тем

менее способен он к соглашательству, тем тверже в защите своих позиций,

тем беззащитнее он в начальственных кругах. Таких фактов в футбольной жизни

предостаточно.

Большим футболистом становится не тот игрок, который приходит с мыслью о

деньгах, о славе, а тот, кто собирается служить футбольной арене, отдавая всего себя

футболу, зрителю.

Слава

приходит потом, как нормальная плата за огромный и

удавшийся труд.

Профессия тренера очень сложна и разнообразна: он режиссер-постановщик,

организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель.

Для него нет каталога добродетелей, однако самые важные качества можно

назвать:

благородство,

скромность,

высокая

нравственность,

простота,

порядочность, интеллигентность, выдержка, самоотверженность.

Футбол многообразен под стать любому искусству, и чем больше разных и

сильных тренеров, тем больше сильных и разных

команд.

У

нас сейчас много

молодых тренеров - это, как

правило, в

прошлом маститые футболисты,

закончившие выступать в командах мастеров и завершившие обучение в ВШТ.

Как

бы ни был знаменит, опытен и влиятелен футболист, какими бы

практическими навыками и теоретическими знаниями обладал, он все же только

спортсмен, а не педагог, не учитель, не воспитатель. Высшая школа подготавливает

его к этому, но не делает сразу наставником. Бывшие футболисты, самые именитые,

дебютируя на тренерском поприще в командах мастеров, терпели

горькие

неудачи.

Тренер не должен перешагивать сразу несколько ступеней вверх, а

подниматься

равномерно, останавливаясь на каждой из них, начиная с юношеских команд.

Начинающий

тренер

должен

быстро

найти

себя,

обрести

собственную

концепцию и верить в нее. Для этого надо всех слушать

, у

всех учиться, но никому

не подражать, не копировать все увиденное, а критически осмысливать.

Тренер не должен считать себя всегда правым, не должен быть категоричным

в

своих суждениях и безапелляционно их утверждать

.

Агрессивно-категоричный

тренер - это малообразованный тренер

.

Ему нравится только «это», и значит «это»

должно нравиться другим

.

А

если нет? Внушать «это» силой? Поступать так

безнравственно и дико.

Стремление выделиться, пусть даже в скрытой форме, поза считающего, что он

знает все на свете, - не самый подходящий способ завоевать симпатии футболистов.

Такое поведение вызывает чувство протеста.

Тренер должен своеобразно и ярко мыслить, иметь ясную программу, обладать

широкими знаниями и умениями, быть такой личностью, к которой бы футболист

испытывал

доверие

во

всем.

Он

должен

быть

строгим,

требовательным,

отзывчивым, авторитетным, целеустремленным педагогом. Честным, принци-

пиальным, справедливым по отношению ко всем игрокам. Иметь доверительные

отношения с ними, быть образцом и примером для футболистов и всех тех, кто

приходит

на

стадион.

Уметь

усилия

направить

на

то,

чтобы

из

11

индивидуальностей сделать сильную команду, используя для этого лучшие качества

каждого игрока в интересах коллектива.

Терпение - это мужество ставить высокие цели и задачи и неуступчиво следовать

по выбранному пути. Это - способность примениться к обстоятельствам жизни, не

изменяя своим идеалам и принципам. Хороший тренер должен отличаться

терпеливостью, ибо путь к успеху длинен. Да и успехи приходят не всегда, поэтому

надо быть готовым и к тому, что фортуна так и не повернется к тебе лицом,

несмотря на огромную проделанную работу. Терпение не только не исключает, а

предполагает

требовательность,

нетерпимость

к

нравственным

изъянам,

разболтанности, ослаблению у футболистов чувства долга перед командой,

обществом, страной.

Из практики известно, что в любой области результат приносит только

колоссальный труд. Если тренер взялся за такое серьезное, трудное дело, как

футбол, щадить себя нельзя. Надо ставить перед собой большие, трудновыполнимые

задачи и, работая над ними, строже с себя спрашивать, потому что чем больше

тренер будет недоволен собой, тем будет лучше для него и для игроков.

Для успешной работы тренер должен быть готовым к ежедневному огромному

труду,

к

постоянному

совершенствованию

своего

мастерства

педагога,

выражающегося в активном поиске новых средств и методов тренировки. Будущее

за тренером деятельным, увлеченным, выдвигающим перед командой и игроками

максимальные задачи. Тренер должен не только выбирать высокие цели и ставить

большие задачи, но и умело вести к их выполнению своих подопечных.

Путь к высоким результатам лежит через интенсификацию тренировочного

процесса, через поиск путей к точному и правильному выполнению игровых

действий, через умение доверять игроку; через более правильные отношения

тренера с игроками, предоставление им большей самостоятельности. Тренер не дол-

жен отставать от игроков команды, для этого ему необходимо

творить,

придумывать новые формы, методы и более эффективные средства тренировки. Что

было хорошо вчера и еще хорошо сегодня, завтра устареет. Если тренер проводит

тренировку как вчера, прогресса ждать трудно. Мало оставаться на прежнем, пусть

достаточно высоком

уровне.

Он все равно окажется обидно недостаточным, кто-то

ведь работает лучше тебя.

А

если прибавить не можешь, то лучше уйти.

Еще об одном тренерском качестве, которое именуется знанием. Говорят, что

профессиональным тренером может стать бывший

классный

футболист. Нет, это не

обязательно. Занятие футболом может стать хорошей прелюдией. Но тренеру

необходимо получить знания о том, как обучать и тренировать футболистов. Для

этого надо

самому

знать физиологию, психологию, педагогику, социологию,

метрологию, теорию и методику обучения и тренировки.

Существует мнение, что самое важное для тренера - знание психологии,

поскольку от этого зависит контакт с футболистом и умение влиять на него.

Выдающегося

футболиста

отличает

совершенная

техника,

тактика,

соответствующая физическая подготовленность и верный

психологический настрой.

Фактор психологического настроя, пожалуй, является наиважнейшим. Если нет

настроя, то футболист не сможет использовать свои возможности во время игры.

Современная эволюция во всех социальных областях, научные

открытия и

достижения требуют постоянного пополнения знаний тренера. И это становится

особенно важным, если принять во внимание, что тренер имеет дело с молодыми

людьми

и должен быть их учителем и наставником. Он должен уметь учить просто,

доходчиво и всеобъемлюще.

Для того,

чтобы сделать сильную команду и побеждать в соревнованиях, тренер

должен создать такой коллектив, который был бы сильней соперников не только

техническим мастерством, тактическими умениями, атлетизмом, но и своим

единством, дружбой

и сплоченностью, умением делить радости и горести на всех.

Тренер должен четко осознавать, что его главное предназначение не учить

высококлассных футболистов играть в футбол, они это умеют, а учить творчески

мыслить в игре, учить футбольному искусству

,

которое придавало бы игре

зрелищность и результативность. Помнить, что добиться творчества можно лишь

тогда, когда футболист влюблен в игру, увлечен ею. Без способности увлекаться не

может быть творчества.

Тренер команды мастеров должен внушать своим питомцам,

что футбол

для них

не только работа, а и составная часть их жизни, поэтому нужно думать об игре

постоянно и держать себя в высокой спортивной форме.

Составной частью профессионального мастерства тренера является

его

авторитарная способность. Он должен быть знатоком своего ремесла, служить

примером для футболистов, быть коммуникабельным, выдержанным, мягким в

обращении, обладать личным обаянием.

Про

являть искренность, душевность в

отношении с

игроками.

Очень

важной стороной тренерской деятельности является умение тренера иметь

контакт с каждым игроком, понимать и пойти навстречу игроку, если это пойдет на

пользу команде. Учитывать, что, чем талантливее футболист, тем труднее его

характер. Он премьер, знает себе цену и может допустить поступок, не согласуемый

с

нормами

поведения

футболиста.

В

этой

ситуации

тренер

должен

руководствоваться главным - учитывать, что такой игрок перед выходом на поле

все-таки думает о том, как ему лучше сыграть и обязательно добиться победы. С

такими футболистами просто расставаться нельзя, надо принять все усилия, которые

помогли бы добиться максимальной совместимости с коллективом.

Для

тренера очень важным является ясность

и

понятность его линии поведения.

Тренер не должен чуждаться выслушивания мнений

ведущих игроков команды по

принимаемым решениям,

так как

высказанные мнения накладывают на них

ответственность за судьбу команды и в то же время могут помочь избежать

конфликтных

ситуаций и нормализовать обстановку в команде.

Тренер должен использовать лучшие качества каждого игрока, его сильные

стороны в интересах команды. Добиваться соблюдения игровой дисциплины, не

лишая никого творческого

риска.

Всемерно поощрять в игроке индивидуальное,

личное, особенное и одновременно сдерживать его, не допуская перехода

индивидуального в индивидуалистическое.

Надо

воспитывать

игроков

так,

чтобы собственное

«Я» с готовностью

подчинилось требованиям и желаниям команды.

Воспитывать

умение разнообразить тактику игры в зависимости от возможностей

игроков и силы соперников, с постановкой перед игроками совершенно конкретных

задач.

Среди

различных, в том числе и профессиональных требований к тренеру, главное

место занимает любовь к футболу, к своей профессии, спортивные наклонности,

умение контактировать с футболистами

.

Придя

в команду, тренер не должен пытаться произвести коренную ломку

состава, которой от него ждут болельщики, а иной

раз требует начальство (считая,

что новая метла по-новому метет

),

делать ставку только на молодых игроков.

Омолаживать команду надо, но при этом надо помнить, что

за счет

молодых

игроков ни одна команда не добивалась высших достижений ни на чемпионатах

мира, ни на первенствах Европы,

ни на

первенствах своих стран.

Опыт показывает, что для высоких достижений в футболе одной молодости

недостаточно. Тренер должен ориентироваться на опытных, проверенных и

закаленных в трудных турнирах футболистов, исподволь готовя молодых.

Для успешной

подготовки и создания сильной команды тренеру необходимо

многосторонне знать своих игроков. Знать физическую

структуру, тип центральной

нервной

системы,

морально-волевые

качества,

уровень

психической

устойчивости, нравственные качества, порядочность, ответственность, честность,

чувство долга. Такое знание игроков, их особенностей поможет тренеру успешно

осуществлять индивидуальную подготовку, определить роли в игре, их расстановку

в команде с учетом личностных особенностей, а они весьма разнообразны.

Есть

игроки

легко ранимые, влюбленные в себя, не любящие тренироваться, лишенные

чувства ответственности.

Большое

значение для тренера имеет отбор игроков, для чего он должен

использовать следующие принципы:

определить, что игрок умеет делать и что из него можно сделать;

как он

ориентируется на поле, как мыслит, умеет ли мгновенно принимать

оптимальные решения в любой игровой ситуации;

оценить

умение футболиста с трех точек зрения: что будет делать, когда

у него мяч; как будет действовать, когда мяч у соперника; что он предпримет, когда

мяч у партнера или партнеров.

Во всех этих случаях тренер проверяет быстроту мышления игрока, его

способность ориентироваться, читать игру.

Кроме

названных качеств, тренеру необходим сильный личный характер. Уметь

не только диктовать, командовать, но и владеть демократическим стилем

руководства, любить человека,

быть жестким,

но в то же время гуманным по

отношению к игрокам. Уметь сдерживать отрицательные эмоции. К сожалению, мы

нередко видим

тренеров, которым не хватает мягкости, выдержки в общении с

игроками, они кричат на игроков, ругают, обижают, унижают

их личное

достоинство, думая, что это принесет им пользу. Во время игры тренер вскакивает

со своего места, истошным голосом

кричит, размахивает руками, демонстративно

хва

тается за г

олову, показывая себя с самой отрицательной стороны перед

игроками, тысячами зрителей, сидящих на трибунах, и миллионами

людей,

смотрящих

игру

у

телевизора.

Такое

поведение

тренера

неделикатно,

компрометирует его и оказывает отрицательное воздействие на игроков.

Между

двумя полюсами (с одной стороны - футболист, с другой - тренер)

должны быть теплые отношения. Их должны связывать

такие чувства, как уважение,

доверие, сочувствие, сотрудничество

,

симпатия. Но именно на тренере лежит

обязанность поддерживать эти отношения. А поскольку в футболе наиболее ярко

проявляется характер игрока, у тренера есть возможность сразу же

понять, какими

достоинствами и недостатками тот обладает.

Особыми

достоинствами

современного

тренера

по

футболу

являются:

наблюдательность и склонность к исследованию; способность

к логическому

мышлению; умение говорить, дающее возможность завязать с игроками контакт,

основанный на доверии и взаимном уважении; умение убеждать и быть

лаконичным. Тренер

не должен быть нудным, долго объяснять, вызывая

раздражение у футболистов. Тренер должен много видеть, много слышать и мало

говорить. Эти достоинства создают тренеру тот ореол совершенства, который

придает его футболистам спокойствие, доверие и чувство уверенности в себе.

Только таким

образом

футболист может после хорошей подготовки добиться

наилучших

результатов.

Серьезное, ответственное отношение тренера к своей профессии, основывается

на таких важных качествах, как воспитанность и нравственность, на стремлении

приобрести

все

больше

сведений,

расширяющих

культурный

кругозор

и

обогащающих интеллект, твердость

характера, признаком которого является умение

признавать

допущенные ошибки. Способность признавать ошибки

- совсем

не

признак слабости. Наоборот, это показывает, что

тренер здраво

мыслит и

действует, не позволяя себе увлечься

предвзятыми

мнениями. Поэтому тренеру

необходимо учиться на своих ошибках

для того, чтобы не допускать их в

дальнейшем.

Следует

остановиться еще на одном важном аспекте тренерской

деятельности.

Беда многих наших тренеров состоит в том, что они не индивидуализируют

тренировочный процесс, подчас не учитывают того, что каждый футболист - своего

рода продукт привычек и навыков

,

он наделен особым стремлением, особым

характером

и личными

качествами, которые должны глубоко изучаться с целью

наиболee эффективного подхода к индивидуальной подготовке игрока

.

Футболист

по природе одарен, он хочет соревноваться, стараясь в своем деле выглядеть ярче

других.

Это

стремление

и

рождает

прогресс.

Наделенный

определенными

качествами игрок предпочитает, как правило, пользоваться теми техническими

приемами, которые встречаются в его футбольной роли

и

лучше ему удаются.

Наделен

игрок чутьем забивать голы, полон желания совершенствовать свое умение

- в этом надо его поощрять. Если же у футболиста нет склонности к игре, скажем,

на фланге, в роли - нападающего, то малопродуктивны будут желания тренера

использовать футболиста на этом месте.

Необходимо

учитывать, кстати, что и технические приемы у игроков

высокого

класса постепенно индивидуализируются.

В

подтверждение

этому можно привести

такой пример.

В

школе преподаватель учит всех ребят писать 6уквы одинаково.

Но

пишут-то позже

все по-разному, у каждого со временем вырабатывается свой

почерк

Так

и в

футболе.

Выдающегося футболиста отличает умение находить неожиданные решения.

Забвение индивидуальной подготовки

в

футболе - главный

недостаток нашей

методики. Систематическая индивидуальная работа ведется только с вратарями.

С

игроками других амплуа

она проводится недостаточно, поскольку многие

тренеры,

взяв

курс на универсальную подготовку игроков, пытаются научить их играть

одинаково сильно и в атаке, и в обороне,

на любой позиции,

в любом игровом

эпизоде, в любой ситуации. Похвальное в идеале стремление, но в футболе всегда

были

нападающие,

защитники

и

полузащитники,

со

свойственными

им

специфическими

качествами

и

навыками. Проходят годы, меняются названия

амплуа, но главные их функции остаются, расширяются

второстепенные.

И

в

далекие, и близкие нам времена форварды умели помогать обороне, равно как

и

защитники нападению. Но при этом было

много прекраснейших мастеров атаки

. Они

украшали

футбол,

на

них

приходили

смотреть,

ими

восторгались

зрители.

Восторгаются и сейчас.

Так

что

сводить

все

к

универсализации

игроков

нельзя.

Не

отрицая

универсализацию, нельзя увлекаться

и

слишком узкой

специализацией. М

ежду

этими

двумя

сторонами

существует

диалектическое единство.

Динамика игры такова, что дальнейший прогресс будет порождать, с одной

стороны, рост различий в действиях, а с другой – склонность к

объединению

навыков, что,

в

конечном счете, будет укреплять универсализацию.