Физкультурно-оздоровительный досуг с экологической
направленностью для детей старшей группы №8 «Радуга»
«Зимние забавы»
Подготовила воспитатель 1 кв. категории
Кузнецова В.В.
Звучит первый куплет песни на сл.Ю.Энтинамуз Е.Крылатова «Кабы не
было зимы..»Дети входят в зал становятся в круг.
Воспитатель: Ребята в песенке поется: Кабы не было зимы.…А какая зима?
Когда она бывает?Вот послушайте:
Зима
Старый тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Первый иней первый снег
На пригорке громкий смех
Белый заяц куролеся
Прячет в ельнике тропу
На морозе красный месяц
Длинный нос сует в трубу!
А.Екимов.
Под мелодию песни дети выполняют гимнастические упражнения
совместно с воспитателем.
Ходьба вправо по кругудержась за руки
То же влево
Подскоки с ноги на ногу вправо по кругу держась за руки
То же влево
Ходьба к центру круга с хлопками в ладоши на каждый шаг
Ходьба из центра круга спиной вперед с хлопками в ладоши на каждый
шаг
Подскоки с ноги на ногу на месте (руки на поясе)поворачиваясь вокруг
себя в одну затем в другую сторону
Ходьба на месте с хлопками в ладоши
Ведущий :Ребята а почему зимой все становиться белым?Выпал снег. А
снег состоит из…снежинок.
Ученые побывали в облаках при снегопаде и выяснили, как образуются
снежинки.
Просмотр в ютубе научно-популярного фильма «Как образуются
снежинки»
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в
небе всюду мелькали крохотные кристалликильда. Маленькие льдинки
в небе –это замерзший пар.Он есть всюду в окружающем нас
воздухе.Весной,летом,осенью пар превращается в дождь а зимой в
снежинки.
Путешествуют маленькие льдинки по небу,встречаются друг с другом
присоединяются и постепенно образуются снежинки.В воздухе
снежинки непрерывно изменяются. Потоки воздуха подхватывают
снежинку ,кружат,сносят в сторону, поднимают вверх, и она
непрерывно меняется. И вот уже на землю упала звездочка с шестью
лучами, вот цветок с шестью лепестками, а вот тончайшая пластина с
шестью гранями(показывает изображения разных снежинок))
Почти все снежинки представляют собой шестигранники-кристалики
с шестью гранями.Ученым удалось сфотографировать множество
снежинок(более пяти тысяч) но оказалось что в природе не существует
ни одной пары двух одинаковых снежинок. И только у нас в игре
снежинки станут одинаковыми.
Подвижная игра «Снежинки»
У частники распределяются на две команды. Каждой команде ведущий дает
карточку(см схемы).Это – «снежинка»(одинаковые схемы для всех команд)
Ребятам дается время на рассматривание схем и обсуждение
построения и положения частей тела. С началом звучания музыки
участник команды кладет карточку на пол остальные дети начинают
передвигаться по залу врассыпную, импровизируют в соответствии с
музыкой:кружатся,приседают,выполняют любые танцевальные
движения. Когда музыка затихает, дети становятся в том месте, где
лежит их карточка и образуют «снежинку»-встают в соответствии с
заданнойсхемой. Выигрываеткоманда, которая раньше всех выполнила
правильно задание.
После двух проведений игры с использованием карточек игра проводится
без предложенного изображения-участники должны выполнить любую
фигуру.
Ведущий :А сейчас мы в танце представим красивую белую снежинку.
Комплекс общеразвивающих упражнений и танцевальных движений
«Снежинка» Выполняется с музыкальным сопровождением всеми вместе в
общем кругу по показу педагога.
Ведущий :ребята а какого размера бывают снежинки?(маленькие-
маленькие)Да чаще всего нужно очень приглядеться чтобы разглядеть
снежинку. Но оказывается чем дольше снежинка опускается на землю тем
больше она становиться! Самая большая снежинка была обнаружена в
американском штатеМонтана много лет назад 1887 году. Ее диаметр
составлял 38 сантиметров!(показать из бумаги)И в нашей стране в Сибири
наблюдались снежные хлопья чуть меньшего размера-30 см.Они походили
на медленно падающие с неба шапки из белого пушистого меха!Во время
Великой Отечественной Войны в столице нашей Родины городе Москве
выпали хлопья размером до 10 см в поперечнике они были похожи на
медленно падающие блюдца!
А чтобы образовались большие снежинки необходимо условие-полнейшее
безветрие. В безветренный морозный день снежинки падают медленно по
одной, поэтому их легко рассмотреть. А если снежинка попадает на теплую
ладошку или мы её внесем в помещение во что она превратится? Конечно в
воду. А какая снежинка быстрее растает - маленькая или большая?
маленькая! Чтобы рассмотреть снежинку с следующей игре нам надо
действовать быстро.
Игра-эстафета «Не дай снежинке растаять!»
Команды строятся в колонны по одному на линии старта.На расстоянии 6-
10 . от них (для каждой команды) на полу на близком расстоянии друг т друга
в свободном порядке раскладывают «снежинки» разных размеров.
Задание :добежать до снежной кучи взять самую маленькую снежинку
бегом вернуться к команде передать эстафету касанием руки
следующему участнику встать в конец колонны.Последний участник не
передает эстафету.После пересечения линии старта он возвращается на
свое место и поднимает руку со снежинкой вверх .Это знак окончания
игры.Выигрывает команда которая быстрее закончила эстафету. Все
участники в которой брали «снежинки» в необходимой
последоватеьности (от меньшей к большей).
Ведущий: Вот только выпал снежок, а на снегу появились какие-то следы?
Вот следы на снегу.
Разобрать их немогу.
Кто тут шелскакал.бежал?
Ехал кто тут иль лежал?
Мне ребята помогите,
Что поймете ,покажите….
Игра-эстафета «Следы на снегу»: Команды строятся в колонны по одному на
линии старта,напротив каждой команды на полу расположены карточки с
небольшим промежутком друг от друга с изображением следа на снегу,на
середине дистанции так же лежат карточки с изображением тех кому они
принадлежат.
Задание : добежать до карточек со следами,взять любую из них;добежать до
карточек расположеных на середине, положить свою карточку под
соответствующим изображениемвернуться к команде встать в
конце.Сигналом окончания служит служит поднятый вверх
флажок.Победителем становится та команда которая безошибочно и первой
выполнила задание.При повторении ряд карточек можно поменять.
Ведущий :Ребята а вы замечали что снег иногда скрипит под ногами?Не
задумывались почему это происходит?Оказывается скрип- это шум от
ломающихся кристаликовснега.Снег скрипит только в мороз.Знаете ли вы что
форма снежинок зависит от погоды?При слабом морозе снежинки похожи на
шарики,поэтому говорят, что идет снег хлопьями или крупинками,а при
сильном ветре идет сплошная пыль-это ветер обломал у снежинок их
красивые лучики.Свежевыпавший снег очень рыхлый,снежинки почти не
всязаны между собой и даже небольшой ветерок приводит их в
движение.Основная масса снега перемещается над землей на высоте 20
см(показать расстоние рукой от пола).Гонит втер их над землей и мы
называем это явление поземкой.А вот если падает снег сверху да еще и ветер
усиливается то это уже метель!Много хлопот приносит выпавший снег.Вот
послушайте стихотворение:
Встанет дворник на заре
Снег расчистит во дворе
Дворник мусор уберет
И песком посыпет лед!
В.Степанов
Давайте поможем дворнику почистить дорожки.
Игра-эстафета «Чистим дорожку». Команды строятся по одному на линии
старта в руках у детей лопатки.На расстоянии 6-7 метров ставится большая
машина с кузовом.Примерно на середине дистанции лежат кубики поровну
на каждую команду.
Задание :нужно добежать до кубиков и выбрав один из них вести его
лопаткой до машины положить в кузов,вернуться к команде передать
лопатку следующему игроку,встать в конец колонны,кубик вести
непрерывным скольжением по полу, а не «тычками».Игра заканчивается
когда одна из команд выполнит задание.
Ведущий:
Ровные дорожки-
Нет для нас преград
И на санках каждый прокатится рад
А еще веселей -прокатить малышей!
Подвижная игра «Прокати малыша на санках»
На линию старта приглашаются по три игрока с каждой команды.У первых в
руках веревочка с палочкой и привязанная коробка с куклой.По команде
«Раз,два,три-кати!» ребенок начинает наматывать веревку на палочку, до тех
пор пока коробка не приблизится до предела к игроку.Кто быстрее и не
уронив ни разу «санки» справиться с заданием та команда и побеждает.
Ведущий :Ребята, а можно ли предсказать погоду?-будет морозно или
потеплеет?Можно!Только надо быть очень внимательным и
наблюдательным.Вот например, вороны собираются в стаю ,летают, каркают,
значит жди снега ,морозов.А если воробьи прячутся в укрытия:под крыши
домов или норовят залететь в помещение-значит скоро морозы крепкие
придут.Ребята зимой птицам не только холодно и голодно!Что мы можем
сделать чтобы помочь птицам перезимовать?Правильнокормушки.А из чего
можно сделать кормушку для птиц?Из многих
предметов:палочеккоробок,пластиковыхбутылок,дощечек,сетки.
Игра «Выбери материал для кормушки».
Из каждой команды приглашается по одному участнику, которые из
предложенного материала и предметов должны обосновав свой выбор взять
необходимые для кормушки предметы-доски, ветки, коробки пластиковые
бутылки, ножовку, гвозди, молоток, бумагу, елочную новогоднюю мишуру,
машинку-игрушку.
Ведущий: Вот и «построили» мы для птиц кормушки,воробьи от радости
расшумелись, разгалделись и устроили «воробьиную дискотеку».
Под мелодию Ю.Антонова «Воробьиная песня» дети произвольно
выполняют танцевальные и гимнастические упражнения.
.
Ведущий подводит итог соревнования. Под мелодию «Кабы не было
зимы» дети выходят из спортивного зала.
Поздравление всех участников и награждение сладкими призами .