Автор: Кобина Ася Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №117
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Инновационная деятельность
Тема: "Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО"
МБДОУ Детский сад №117
г Казань
Перспективный план по самообразованию
по теме
«Нетрадиционные методы рисования»
2021-2025 гг
Выполнила: Кобина А.В.
Карта по самообразованию
Ф.И.О. воспитателя : Кобина Ася Вадимовна
Образование: высшее
Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования»
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование
нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Начало работы над темой: сентябрь 2021 год
Предполагаемые результаты:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и
экспериментируют с ним.
2. Находят нестандартные способы художественного изображения.
3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств
выразительности.
4. Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают
эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства,
скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.
Литература:
1.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и
умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
3.
Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для
студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. –
М.:Просвещение,1987.
4.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
5.
Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и
воспитателей ДОУ. – М., 2005.
Сроки работы над проектом: сентябрь 2021г.- май 2025 год.
№ Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практические
выводы
1
Подготовительный
этап.
Аналитико-
диагностический.
Сентябрь
2021г
–
Февраль
2022г.
Изучение литературы, отбор
технологий,
подбор
диагностического материала.
2
Основной этап.
Март 2022
г. – Март
2025г.
Апробация
различных
педтехнологий
и
методик
организации
работы
с
дошкольниками, составление
перспективного
плана
работы
с
детьми
и
их
родителями,
подбор
консультаций.
Распространение
материала
на
уровне ДОУ.
3
Заключительный
этап.
Апрель
2025 г.
Диагностика. Мониторинг.
4
Обобщение.
Сентябрь
2025 г.
Подведение
итогов.
Оформление
результатов
работы
по
теме
самообразования.
Представление
материалов
на
педсовете.
Итог:
1.Провести мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками
рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2.Провести консультацию для родителей по ознакомлению с необычными техниками рисования.
3. Провести анкетирование родителей.
4. Выставка рисунков.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
-рисование пальчиками;
-оттиск печатками из картофеля;
-рисование ладошками.
-тычок жесткой полусухой кистью.
-печать поролоном;
-печать пробками;
-восковые мелки + акварель;
-свеча + акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
-рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки.
-рисование песком;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование мятой бумагой;
-кляксография с трубочкой;
-монотипия пейзажная;
-печать по трафарету;
-монотипия предметная;
-кляксография обычная;
-пластилинография.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и
умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.
2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.
3.
Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для
студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд.,
дораб. – М.:Просвещение,1987.
4.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.
5.
Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и
воспитателей ДОУ. – М., 2005.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете.
Актуальность.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и
увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не
бояться сделать что-то не так. Рисование
необычными
материалами
и
оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и
процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с
использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного
на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный
подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
универсальность
их
использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению
в целом.
Перспективный план для второй младшей группы на 2021 – 2022 гг.
Месяц
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Рисование ладошками
«Вместо кисточки рука»
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированная или белая бумага, гуашевые
краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она
оставит на бумаге интересный отпечаток, в
котором можно увидеть различные
удивительные образы. Наши ладошки умеют
превращаться в солнышко. Раскройте ладонь,
а выпрямленные пальцы раздвиньте в
стороны. Теперь соедините пальцы вместе.
Вот какой получился заборчик! А если чуть
отодвинуть большой палец в сторону, а
остальные раздвинуть, рука превратится в
симпатичного ежика. Остается дорисовать
грибок, который заботливый папа тащит в
норку, да еще не забыть про лапки, глаз и
носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек
будет радовать своими лепестками, и слон, и
рыбка, и многое другое можно
нафантазировать вместе малышом.
Октябрь
Печатаем пальчиками
«Радужная рыбка».
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные
краски, ветошь для рук, кисточка, черный
карандаш, газета.
Порядок работы:
Обмакнем подушечку большого пальца в
приготовленную на палитре краску разных
цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком
пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем
тупым концом карандаша, обмакнув его
черную краску.
Ноябрь
Рисование пальчиками
«Цветок».
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования, палитра, акварельные
краски, ветошь для рук, кисточка, черный
карандаш, газета.
Порядок работы:
Указательным пальчиком отпечатываем
лепестки, мизинцем серединку
Декабрь
Тычок жёсткой полусухой
кистью
«Ёжик».
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага
любого цвета и формата, вырезанный силуэт
ёжика.
Способ получения изображения: ребенок
опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть
в воду не опускается. Таким образом
заполняется весь силуэт ёжика. Получается
имитация фактурности колючей поверхности
Январь
Рисование ватными палочками
«Снег идёт».
Материал: мисочки с гуашью, плотная
бумага, ватные палочки, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ватную палочку и наносит
точки, пятнышки на бумагу.
Февраль
Оттиск печатками из картофеля
«Цыплёнок».
Материалы: мисочка либо пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок
прижимает печатку к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняются и мисочка
и печатка.
Март
Рисование ладошкой
«Тюльпаны».
Материал: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощи кисти и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Апрель
Свечи + акварель
«Облачко».
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,
кисти.
Способ получения изображения: ребенок
рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок свечой остается белым.
Май
Рисование ладошкой
«Лебедь белая».
Материал: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощи кисти и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается
Перспективный план для средней группы на 2022 – 2023 гг.
Месяц
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Рисование пальчиками
«Красавец мухомор»
Необходимые материалы и инструменты:
изображения мухомора, пальчиковые краски
белого цвета, аппликация «Мухомор» без
белых пятнышек на шляпке, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание
иллюстраций и картин «Мухомор» из серии
«Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с
детьми о грибах.
Октябрь
Тычок полусухой жёсткой
кистью
«Пушистый котенок»
Необходимые материалы и инструменты:
альбомный лист, с нарисованным контуром
котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея
«Щетина» №8, гуашевые краски.
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций и картин «Кошки» из серии
«Домашние животные» загадки и стихи о
котятах.
Цель занятия: помочь детям освоить новый
способ
изображения
–
тычок
жёсткой
полусухой кистью, позволяющий наиболее
ярко
передать
изображаемый
объект,
характерную фактурность его внешнего вида
(объём, пушистость).
Ноябрь
Рисование ладошки + кисточки
«Весёлая зебра»
Необходимые материалы и инструменты:
Игрушка зебра, листы цветной бумаги
зелёного цвета, белая и чёрная гуашь,
подносики, баночки с водой, салфетки,
кисточки.
Цели занятия:
способствовать повышению общего
эмоционального фона и улучшению
психологического климата в группе;
формировать предметные представления у
детей по теме «Животные»
развивать зрительное восприятие,
развивать мелкую моторику,
развивать зрительную память, внимание,
речь.
вызвать интерес к нетрадиционной форме
рисования (ладошкой).
сочетать несколько приёмов рисования
(ладошкой, кисточкой
Декабрь
Рисование поролоном
«Снеговики»
Материалы: : широкие блюдечки с гуашью,
кисть,поролоны круглой формы, плотная
бумага, листы формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в белую гуашь поролон и наносит
пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.
Январь
Рисование ладошками «Ёлочка».
Материал: мисочки с зелёной гуашью,
плотная бумага, , салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток
на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается
Февраль
Рисование ватными палочками
«Зимний вечер».
Материалы:белая гуашь, ватные палочки,
чёрная цветная бумага, салфетки.
Способ получения изображения: : ребёнок
опускает в белую гуашь ватную палочку и
наносит точки, пятнышки на бумагу.
Март
Рисование ладошкой
«Цветы для мамы».
Материал: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощи кисти и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными
цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Апрель
Монотипия
«Солнечный закат»
Материалы: акварель, кисти, альбомный лист.
Способ получения изображения: ребенок
рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При
складывании листа пополам мы получается
почти такой же отпечаток и на другой его
части. Делать такие рисунки можно и на
тонированной заранее бумаге, и просто на
белом листе.
Май
Монотипия с прорисовкой
контура «Ромашки».
Материал: любая скользкая, гладкая
поверхность, которая не пропускает воду
(например, кусок оргстекла или стеклянная
тарелка ), краска гуашевая,
губка для мытья посуды или валик для
краски, если усложнить – толстые
кисти,.ватные палочки,бумага.
Способ получения изображения: Ребенок
краской синего цвета закрашивает всю
поверхность доски для лепки. Ватной
палочкой процарапывает рисунок. Затем
листом бумаги покрывает
доску, проглаживает и аккуратно снимает.
Перспективный план для старшей группы на 2023 – 2024 гг.
Сентябрь
Точечный рисунок
«Разноцветные бабочки»
Оборудование: бабочки, вырезанные из
альбомного листа, акварельные краски,
кисточки, по одному неотточенному
шестигранному карандашу на каждого
ребенка, емкости с водой на каждый стол,
цветочки из картона со стебельком на
каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки
для рук. Способ получения изображения:
карандаш окунается в густую краску,
поставить перпендикулярно к белому листу
бумаги и начать изображать. А дальше
принцип нанесения точек такой же. Главное,
сразу же заинтересовать ребенка.
Октябрь
Печать листьев
«Осень на опушке краски
разводила»
Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти
разных размеров, баночки с водой, листья. .
Способ получения изображения: ребенок
покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной
стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
Ноябрь
Восковые мелки + акварель
«Аквариум»
Материалы для занятия: плотный альбомный
лист или полу-картон вырезанный виде
аквариума, восковые мелки разных цветов,
акварельные краски, кисточки крупного
размера. Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в
один или несколько цветов. Рисунок
мелками остается не закрашенным.
Декабрь
Обрывание и скатывание
бумаги
«Я слепил снеговика»
Оборудование: плотная бумага серого,
голубого и других цветов или цветной
картон, мягкие белые салфетки для
скатывания их в комок либо обрывания,
кусочки цветных салфеток для глаз и
пуговиц, вырезанные из бумаги нос
морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в
блюдце, педагогические эскизы с
изображениями снеговиков разными
техниками. . Способ получения
изображения: ребенок мнет в руках бумагу,
пока она не станет мягкой. Затем скатывает
из нее шарик. Размеры его могут быть
различными: от маленького (ягодка) до
большого (облачко, ком для снеговика).
После этого бумажный комочек опускается в
клей и приклеивается на основу.
Январь
Граттаж
«Зимний лес»
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения:
ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок свечой остается
белым.
Февраль
Рисование поролоном
«Плюшевый медвежонок»
Материалы:собака, медведь, заяц,
альбомный лист; простой карандаш; набор
гуашевых красок;2 кусочка поролоновой
губки;
тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка.
Способ получения изображения: ребёнок
опускает в цветную гуашь поролон и наносит
пятна на бумагу, затем прорисовывает
детали.
Март
Ниткография
«Волшебные цветы»
Оборудование: шерстяные нитки,
альбомный лист, акварельные краски или
гуашь, кисточки, по одному карандашу на
каждого ребенка, емкости с водой на каждый
стол, мокрые тканевые салфетки для рук.
Порядок работы: Берется картон размером
примерно 20х20 см. И складывается
пополам. Затем выбирается полушерстяная
или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее
конец на 8 - 10 см обмакивается в густую
краску и зажимается внутри картона.
Следует затем поводить внутри картона этой
ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть
картон. Получается хаотичное изображение,
которое рассматривают, обводят и
дорисовывают детали.
Апрель
Кляксография
«Чудесный букет»
Материалы для работы: альбомные листы;
гуашь или акварель; крупная кисть;
трубочка для напитков или можно
использовать пипетку;
вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок
работы: макаем кисть в разведенную краску
и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска
- тем насыщеннее цвет, но труднее она
выдувается. Берем трубочку, и дуем через
нее на разноцветные капли краски, они
превращаются в кляксы. При этом лист
бумаги можно поворачивать – кляксы
получаются ещё интереснее.
Май
Рисование на мокрой бумаге
«Одуванчики»
Материалы: альбомный лист А4,стакан
воды, комочек ваты, акварельные краски,
кисти. Порядок работы: нужно научить
дошкольника сделать бумагу немного
влажной. Если будет бумага излишне мокрой
- рисунка может не получиться. Поэтому
рекомендуется намочить в чистой воде
комочек ваты, отжать ее и провести или по
всему листу бумаги, или (если так требуется)
только по отдельной части. И бумага готова
к произведению неясных образов.
Перспективный план для подготовительной к школе группы на 2024 – 2025 гг.
Сентябрь
Техника граттаж
«Путешествие в морское дно»
Оборудование: образцы для показа
последовательности техники «граттаж»,
альбомные листы формата А-4
(тонированные, покрытые слоем свечи и
затушеванные) для работы детей; стеки,
деревянные палочки, кисти, разносы,
маленькие листы для экспериментирования.
банка с водой. Способ получения
изображения. ребенок рисует восковыми
мелками на белой бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисунок мелками остается не закрашенным.
Октябрь
Отпечатки листьев
«Золотая осень»(коллективная
работа)
Материалы: листы бумаги, акварель, кисти
разных размеров, баночки с водой, листья. .
Способ получения изображения: ребенок
покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной
стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
Ноябрь
Пластилинография
«Волшебное царство»
Материалы для занятия: . картон или
плотная бумага; деревянная или пластиковая
доска для раскатывания пластилина; емкость
с водой для смачивания рук; набор
разноцветного пластилина; влажные
салфетки для рук; набор стеков разной
формы.Способ получения изображения:
ребенок приемами скатывания,
надавливания, размазывания создает
сюжетную картину.
Декабрь
Тычок полусухой жесткой
кистью
«Деревья зимой»
Оборудование: альбомный лист, с
нарисованным контуром дерева, жёсткая
кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые
краски.
Цель занятия: помочь детям освоить новый
способ изображения – тычок жёсткой
полусухой кистью, позволяющий наиболее
ярко передать изображаемый объект.
Январь
Чёрно-белый граттаж
Материалы: свеча, плотная бумага, черная
«Зимний вечер в лесу»
гуашь, кисти. Способ получения
изображения: ребенок рисует свечой на
бумаге. Затем закрашивает лист черной
гуашью. Рисунок свечой остается белым.
Февраль
Рисование свеча + акварель
«Ночной город»
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения:
ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок свечой остается
белым.
Март
Оттиск печатками (картофель,
пробки)
«Поспешим на помощь весне»
(коллективная работа)
Оборудование: мисочка либо пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного
гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, печатки из картофеля, пробки.
Способ получения изображения: ребёнок
прижимает печатку к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
Апрель
Поролоновый рисунок
«Какого цвета весна?»
Материалы для работы: альбомный лист;
простой карандаш; набор гуашевых красок;
кусочки поролоновой губки; тонкая кисть;
стаканчик с водой; салфетка. Способ
получения изображения: ребёнок опускает в
цветную гуашь поролон и наносит пятна на
бумагу, затем прорисовывает детали.
Май
Рисование на мокрой бумаге
«Вальс весенних цветов»
Материалы: альбомный лист А4,стакан
воды, комочек ваты, акварельные краски,
кисти. Порядок работы: нужно научить
дошкольника сделать бумагу немного
влажной. Если будет бумага излишне мокрой
- рисунка может не получиться. Поэтому
рекомендуется намочить в чистой воде
комочек ваты, отжать ее и провести или по
всему листу бумаги, или (если так требуется)
только по отдельной части. И бумага готова
к произведению неясных образов.