Напоминание

"Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО"

Автор: Кобина Ася Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №117
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Инновационная деятельность
Тема: "Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ Детский сад №117

г Казань

Перспективный план по самообразованию

по теме

«Нетрадиционные методы рисования»

2021-2025 гг

Выполнила: Кобина А.В.

Карта по самообразованию

Ф.И.О. воспитателя : Кобина Ася Вадимовна

Образование: высшее

Тема самообразования: « Нетрадиционные техники рисования»

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование

нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Начало работы над темой: сентябрь 2021 год

Предполагаемые результаты:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и

экспериментируют с ним.

2. Находят нестандартные способы художественного изображения.

3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств

выразительности.

4. Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают

эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства,

скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.

Литература:

1.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и

умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.

2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.

3.

Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика

руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для

студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд., дораб. –

М.:Просвещение,1987.

4.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.

5.

Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и

воспитателей ДОУ. – М., 2005.

Сроки работы над проектом: сентябрь 2021г.- май 2025 год.

№ Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические

выводы

1

Подготовительный

этап.

Аналитико-

диагностический.

Сентябрь

2021г

Февраль

2022г.

Изучение литературы, отбор

технологий,

подбор

диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2022

г. – Март

2025г.

Апробация

различных

педтехнологий

и

методик

организации

работы

с

дошкольниками, составление

перспективного

плана

работы

с

детьми

и

их

родителями,

подбор

консультаций.

Распространение

материала

на

уровне ДОУ.

3

Заключительный

этап.

Апрель

2025 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь

2025 г.

Подведение

итогов.

Оформление

результатов

работы

по

теме

самообразования.

Представление

материалов

на

педсовете.

Итог:

1.Провести мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками

рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2.Провести консультацию для родителей по ознакомлению с необычными техниками рисования.

3. Провести анкетирование родителей.

4. Выставка рисунков.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-рисование пальчиками;

-оттиск печатками из картофеля;

-рисование ладошками.

-тычок жесткой полусухой кистью.

-печать поролоном;

-печать пробками;

-восковые мелки + акварель;

-свеча + акварель;

-отпечатки листьев;

-рисунки из ладошки;

-рисование ватными палочками;

-волшебные веревочки.

-рисование песком;

-рисование мыльными пузырями;

-рисование мятой бумагой;

-кляксография с трубочкой;

-монотипия пейзажная;

-печать по трафарету;

-монотипия предметная;

-кляксография обычная;

-пластилинография.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и

умениям.//Дошкольное воспитание,1991,№2.

2.

Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991,№9.

3.

Косминская В.Б.,Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика

руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. Пособие для

студентов пед. Ин-тов по спец.№2110»Педагогика и психология(дошк.)». – 2-е изд.,

дораб. – М.:Просвещение,1987.

4.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.

5.

Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Метод. пособие для родителей и

воспитателей ДОУ. – М., 2005.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете.

Актуальность.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и

увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не

бояться сделать что-то не так. Рисование

необычными

материалами

и

оригинальными

техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и

процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с

использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них

сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного

на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный

подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и

инструментов.

Несомненно,

достоинством

таких

техник

является

универсальность

их

использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению

в целом.

Перспективный план для второй младшей группы на 2021 – 2022 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование ладошками

«Вместо кисточки рука»

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые

краски, кисти, ветошь (для вытирания рук).

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она

оставит на бумаге интересный отпечаток, в

котором можно увидеть различные

удивительные образы. Наши ладошки умеют

превращаться в солнышко. Раскройте ладонь,

а выпрямленные пальцы раздвиньте в

стороны. Теперь соедините пальцы вместе.

Вот какой получился заборчик! А если чуть

отодвинуть большой палец в сторону, а

остальные раздвинуть, рука превратится в

симпатичного ежика. Остается дорисовать

грибок, который заботливый папа тащит в

норку, да еще не забыть про лапки, глаз и

носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек

будет радовать своими лепестками, и слон, и

рыбка, и многое другое можно

нафантазировать вместе малышом.

Октябрь

Печатаем пальчиками

«Радужная рыбка».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные

краски, ветошь для рук, кисточка, черный

карандаш, газета.

Порядок работы:

Обмакнем подушечку большого пальца в

приготовленную на палитре краску разных

цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком

пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем

тупым концом карандаша, обмакнув его

черную краску.

Ноябрь

Рисование пальчиками

«Цветок».

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные

краски, ветошь для рук, кисточка, черный

карандаш, газета.

Порядок работы:

Указательным пальчиком отпечатываем

лепестки, мизинцем серединку

Декабрь

Тычок жёсткой полусухой

кистью

«Ёжик».

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага

любого цвета и формата, вырезанный силуэт

ёжика.

Способ получения изображения: ребенок

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по

бумаге, держа вертикально. При работе кисть

в воду не опускается. Таким образом

заполняется весь силуэт ёжика. Получается

имитация фактурности колючей поверхности

Январь

Рисование ватными палочками

«Снег идёт».

Материал: мисочки с гуашью, плотная

бумага, ватные палочки, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в гуашь ватную палочку и наносит

точки, пятнышки на бумагу.

Февраль

Оттиск печатками из картофеля

«Цыплёнок».

Материалы: мисочка либо пластиковая

коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанного

гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок

прижимает печатку к штемпельной подушке

с краской и наносит оттиск на бумагу. Для

получения другого цвета меняются и мисочка

и печатка.

Март

Рисование ладошкой

«Тюльпаны».

Материал: широкие блюдечки с гуашью,

кисть, плотная бумага, листы большого

формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает её с помощи кисти и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и

левой руками, окрашенными разными

цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Свечи + акварель

«Облачко».

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,

кисти.

Способ получения изображения: ребенок

рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает

лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисунок свечой остается белым.

Май

Рисование ладошкой

«Лебедь белая».

Материал: широкие блюдечки с гуашью,

кисть, плотная бумага, листы большого

формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает её с помощи кисти и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и

левой руками, окрашенными разными

цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается

Перспективный план для средней группы на 2022 – 2023 гг.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование пальчиками

«Красавец мухомор»

Необходимые материалы и инструменты:

изображения мухомора, пальчиковые краски

белого цвета, аппликация «Мухомор» без

белых пятнышек на шляпке, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание

иллюстраций и картин «Мухомор» из серии

«Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с

детьми о грибах.

Октябрь

Тычок полусухой жёсткой

кистью

«Пушистый котенок»

Необходимые материалы и инструменты:

альбомный лист, с нарисованным контуром

котёнка или трафарет, жёсткая кисть для клея

«Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная

работа: рассматривание

иллюстраций и картин «Кошки» из серии

«Домашние животные» загадки и стихи о

котятах.

Цель занятия: помочь детям освоить новый

способ

изображения

тычок

жёсткой

полусухой кистью, позволяющий наиболее

ярко

передать

изображаемый

объект,

характерную фактурность его внешнего вида

(объём, пушистость).

Ноябрь

Рисование ладошки + кисточки

«Весёлая зебра»

Необходимые материалы и инструменты:

Игрушка зебра, листы цветной бумаги

зелёного цвета, белая и чёрная гуашь,

подносики, баночки с водой, салфетки,

кисточки.

Цели занятия:

способствовать повышению общего

эмоционального фона и улучшению

психологического климата в группе;

формировать предметные представления у

детей по теме «Животные»

развивать зрительное восприятие,

развивать мелкую моторику,

развивать зрительную память, внимание,

речь.

вызвать интерес к нетрадиционной форме

рисования (ладошкой).

сочетать несколько приёмов рисования

(ладошкой, кисточкой

Декабрь

Рисование поролоном

«Снеговики»

Материалы: : широкие блюдечки с гуашью,

кисть,поролоны круглой формы, плотная

бумага, листы формата А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в белую гуашь поролон и наносит

пятна на бумагу, затем прорисовывает детали.

Январь

Рисование ладошками «Ёлочка».

Материал: мисочки с зелёной гуашью,

плотная бумага, , салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток

на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,

окрашенными разными цветами. После

работы руки вытираются салфеткой, затем

гуашь легко смывается

Февраль

Рисование ватными палочками

«Зимний вечер».

Материалы:белая гуашь, ватные палочки,

чёрная цветная бумага, салфетки.

Способ получения изображения: : ребёнок

опускает в белую гуашь ватную палочку и

наносит точки, пятнышки на бумагу.

Март

Рисование ладошкой

«Цветы для мамы».

Материал: широкие блюдечки с гуашью,

кисть, плотная бумага, листы большого

формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает её с помощи кисти и делает

отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и

левой руками, окрашенными разными

цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Апрель

Монотипия

«Солнечный закат»

Материалы: акварель, кисти, альбомный лист.

Способ получения изображения: ребенок

рисует на ½ листе бумаги у линии сгиба. При

складывании листа пополам мы получается

почти такой же отпечаток и на другой его

части. Делать такие рисунки можно и на

тонированной заранее бумаге, и просто на

белом листе.

Май

Монотипия с прорисовкой

контура «Ромашки».

Материал: любая скользкая, гладкая

поверхность, которая не пропускает воду

(например, кусок оргстекла или стеклянная

тарелка ), краска гуашевая,

губка для мытья посуды или валик для

краски, если усложнить – толстые

кисти,.ватные палочки,бумага.

Способ получения изображения: Ребенок

краской синего цвета закрашивает всю

поверхность доски для лепки. Ватной

палочкой процарапывает рисунок. Затем

листом бумаги покрывает

доску, проглаживает и аккуратно снимает.

Перспективный план для старшей группы на 2023 – 2024 гг.

Сентябрь

Точечный рисунок

«Разноцветные бабочки»

Оборудование: бабочки, вырезанные из

альбомного листа, акварельные краски,

кисточки, по одному неотточенному

шестигранному карандашу на каждого

ребенка, емкости с водой на каждый стол,

цветочки из картона со стебельком на

каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки

для рук. Способ получения изображения:

карандаш окунается в густую краску,

поставить перпендикулярно к белому листу

бумаги и начать изображать. А дальше

принцип нанесения точек такой же. Главное,

сразу же заинтересовать ребенка.

Октябрь

Печать листьев

«Осень на опушке краски

разводила»

Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти

разных размеров, баночки с водой, листья. .

Способ получения изображения: ребенок

покрывает листок дерева красками разных

цветов, затем прикладывает его окрашенной

стороной к бумаге для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый листок. Черешки

у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Восковые мелки + акварель

«Аквариум»

Материалы для занятия: плотный альбомный

лист или полу-картон вырезанный виде

аквариума, восковые мелки разных цветов,

акварельные краски, кисточки крупного

размера. Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в

один или несколько цветов. Рисунок

мелками остается не закрашенным.

Декабрь

Обрывание и скатывание

бумаги

«Я слепил снеговика»

Оборудование: плотная бумага серого,

голубого и других цветов или цветной

картон, мягкие белые салфетки для

скатывания их в комок либо обрывания,

кусочки цветных салфеток для глаз и

пуговиц, вырезанные из бумаги нос

морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в

блюдце, педагогические эскизы с

изображениями снеговиков разными

техниками. . Способ получения

изображения: ребенок мнет в руках бумагу,

пока она не станет мягкой. Затем скатывает

из нее шарик. Размеры его могут быть

различными: от маленького (ягодка) до

большого (облачко, ком для снеговика).

После этого бумажный комочек опускается в

клей и приклеивается на основу.

Январь

Граттаж

«Зимний лес»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,

кисти. Способ получения изображения:

ребенок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Рисунок свечой остается

белым.

Февраль

Рисование поролоном

«Плюшевый медвежонок»

Материалы:собака, медведь, заяц,

альбомный лист; простой карандаш; набор

гуашевых красок;2 кусочка поролоновой

губки;

тонкая кисть; стаканчик с водой; салфетка.

Способ получения изображения: ребёнок

опускает в цветную гуашь поролон и наносит

пятна на бумагу, затем прорисовывает

детали.

Март

Ниткография

«Волшебные цветы»

Оборудование: шерстяные нитки,

альбомный лист, акварельные краски или

гуашь, кисточки, по одному карандашу на

каждого ребенка, емкости с водой на каждый

стол, мокрые тканевые салфетки для рук.

Порядок работы: Берется картон размером

примерно 20х20 см. И складывается

пополам. Затем выбирается полушерстяная

или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее

конец на 8 - 10 см обмакивается в густую

краску и зажимается внутри картона.

Следует затем поводить внутри картона этой

ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть

картон. Получается хаотичное изображение,

которое рассматривают, обводят и

дорисовывают детали.

Апрель

Кляксография

«Чудесный букет»

Материалы для работы: альбомные листы;

гуашь или акварель; крупная кисть;

трубочка для напитков или можно

использовать пипетку;

вода в баночке; влажная тряпочка.Порядок

работы: макаем кисть в разведенную краску

и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска

- тем насыщеннее цвет, но труднее она

выдувается. Берем трубочку, и дуем через

нее на разноцветные капли краски, они

превращаются в кляксы. При этом лист

бумаги можно поворачивать – кляксы

получаются ещё интереснее.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Одуванчики»

Материалы: альбомный лист А4,стакан

воды, комочек ваты, акварельные краски,

кисти. Порядок работы: нужно научить

дошкольника сделать бумагу немного

влажной. Если будет бумага излишне мокрой

- рисунка может не получиться. Поэтому

рекомендуется намочить в чистой воде

комочек ваты, отжать ее и провести или по

всему листу бумаги, или (если так требуется)

только по отдельной части. И бумага готова

к произведению неясных образов.

Перспективный план для подготовительной к школе группы на 2024 – 2025 гг.

Сентябрь

Техника граттаж

«Путешествие в морское дно»

Оборудование: образцы для показа

последовательности техники «граттаж»,

альбомные листы формата А-4

(тонированные, покрытые слоем свечи и

затушеванные) для работы детей; стеки,

деревянные палочки, кисти, разносы,

маленькие листы для экспериментирования.

банка с водой. Способ получения

изображения. ребенок рисует восковыми

мелками на белой бумаге. Затем закрашивает

лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисунок мелками остается не закрашенным.

Октябрь

Отпечатки листьев

«Золотая осень»(коллективная

работа)

Материалы: листы бумаги, акварель, кисти

разных размеров, баночки с водой, листья. .

Способ получения изображения: ребенок

покрывает листок дерева красками разных

цветов, затем прикладывает его окрашенной

стороной к бумаге для получения отпечатка.

Каждый раз берется новый листок. Черешки

у листьев можно дорисовать кистью.

Ноябрь

Пластилинография

«Волшебное царство»

Материалы для занятия: . картон или

плотная бумага; деревянная или пластиковая

доска для раскатывания пластилина; емкость

с водой для смачивания рук; набор

разноцветного пластилина; влажные

салфетки для рук; набор стеков разной

формы.Способ получения изображения:

ребенок приемами скатывания,

надавливания, размазывания создает

сюжетную картину.

Декабрь

Тычок полусухой жесткой

кистью

«Деревья зимой»

Оборудование: альбомный лист, с

нарисованным контуром дерева, жёсткая

кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые

краски.

Цель занятия: помочь детям освоить новый

способ изображения – тычок жёсткой

полусухой кистью, позволяющий наиболее

ярко передать изображаемый объект.

Январь

Чёрно-белый граттаж

Материалы: свеча, плотная бумага, черная

«Зимний вечер в лесу»

гуашь, кисти. Способ получения

изображения: ребенок рисует свечой на

бумаге. Затем закрашивает лист черной

гуашью. Рисунок свечой остается белым.

Февраль

Рисование свеча + акварель

«Ночной город»

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель,

кисти. Способ получения изображения:

ребенок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Рисунок свечой остается

белым.

Март

Оттиск печатками (картофель,

пробки)

«Поспешим на помощь весне»

(коллективная работа)

Оборудование: мисочка либо пластиковая

коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанного

гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, печатки из картофеля, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок

прижимает печатку к штемпельной подушке

с краской и наносит оттиск на бумагу. Для

получения другого цвета меняются и

мисочка и печатка.

Апрель

Поролоновый рисунок

«Какого цвета весна?»

Материалы для работы: альбомный лист;

простой карандаш; набор гуашевых красок;

кусочки поролоновой губки; тонкая кисть;

стаканчик с водой; салфетка. Способ

получения изображения: ребёнок опускает в

цветную гуашь поролон и наносит пятна на

бумагу, затем прорисовывает детали.

Май

Рисование на мокрой бумаге

«Вальс весенних цветов»

Материалы: альбомный лист А4,стакан

воды, комочек ваты, акварельные краски,

кисти. Порядок работы: нужно научить

дошкольника сделать бумагу немного

влажной. Если будет бумага излишне мокрой

- рисунка может не получиться. Поэтому

рекомендуется намочить в чистой воде

комочек ваты, отжать ее и провести или по

всему листу бумаги, или (если так требуется)

только по отдельной части. И бумага готова

к произведению неясных образов.