А.П. Чехов "Ванька". Портрет литературного героя.

Автор: Лужанская Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №446
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А.П. Чехов "Ванька". Портрет литературного героя.
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект урока литературного чтения А. П. Чехов «Ванька» учитель начальных классов высшей квалификационной категории Лужанская Ольга Алексеевна Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Тема: А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет. Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Задачи:  создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;  совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко- литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;  воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе. Оборудование: памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук, ММ-проектор, ИД MIMIO, система голосования MIMIO Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. 2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Какое произведение вы прочитали дома? (Рассказ А.П. Чехова «Ванька»). (слайд 2) Рассказ "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Какую работу необходимо было выполнить после прочтения? (Объяснить значение трудных слов и выражений) Остались ли трудные слова и выражения, которые вы не поняли? Сейчас мы ещё раз перечитаем рассказ, для лучшего понимания произведения объясним трудные слова и выражения. Проверим домашнее задание с помощью теста. Возьмите пульты. (слайды 4 - 8) 1. К кому в учение был отдан Ванька? а) к сапожнику Алёхину; б) Осипу Абрамовичу; в) кривому Егорке; г) сапожнику Аляхину; 2. Куда писал письмо Ванька Жуков? а) в Лапландию; б) в Кремль; в) на деревню; г) в город; 3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков? а) бабушке; б) дедушке; в) папе; г) Чехову; 4. Кто научил Ваньку грамоте? а) мать Пелагея; б) барышня Ольга Игнатьевна; в) сапожник Аляхин; г) подпасок Федька. 5. Накануне какого праздника Ванька писал письмо? а) Рождество б) Пасха в) Крещение г) Новый год Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга 3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом. У нас урок- знакомство. Что такое знакомство? (слайд 9: постепенно появляются слова- характеристики) Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге… Давайте посмотрим друг на друга так, как-будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? На внешность, одежду, жесты, мимику … Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Нет. Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности. Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет… У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже продолжим знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо? Необходима тема. Мы начали знакомиться с творчеством писателя А. П. Чехова и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, говорили о трудном детстве детей того времени. Как вы думаете, а сегодня на уроке мы знакомимся ближе с кем? С героем рассказа – Ванькой. А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? Да. Давайте попробуем сформулировать тему урока. (слайд 10) Литературный портрет героя в произведении, рассказе. А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…» (слайд 11) Как вы понимаете эти слова? Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец. Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю. Работа с толковым словарём. Учащиеся зачитывают значение слов.
*
Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? Научиться анализировать образ героя. Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. Что такое литературный портрет? (вернуться к слайду 10 – появляется определение) (Работа с термином «литературный портрет» по словарю Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга «Книгочей») Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Портрет, Обязанности, Обстановка, Чувства, Поступки - все эти пункты помогут раскрыть образ героя. Всё это средства создания литературного героя. Перед вами репродукция картины Н.П. Чехова, знаменитого художника. Но еще он знаменит тем, что приходится родным братом писателю Антону Павловичу Чехову. Великие родственники любили друг друга трепетной любовью. Наверное, поэтому Николай Павлович часто создавал портреты своего знаменитого брата или писал картины к его произведениям. Одной из таких работ является картина «Крестьянский мальчик», созданная по рассказу А.П. Чехова «Ванька». (слайд 11 появляется репродукция картины и имя автора, по щелчку на значок «аудио» прослушать фрагмент песни «Здравствуй, Ванька Жуков») 4. Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя. (слайд 12) А теперь работу проведём в малых группах. Распределитесь на 5 групп (согласно цвету памятки-инструкции) и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке. Внимательно прочитайте памятку-инструкцию и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью. Памятка – инструкция № 1 (для групповой работы) Портрет Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Каким вы представляете Ваньку? * Сколько ему лет? * Какова его внешность? * Как одет Ванька? * Наблюдателен и сообразителен ли Ванька? * Какова речь Ваньки? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 2 (для групповой работы) Обязанности Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга * Из чего состоит «ученье» Ваньки? * Чем занимается Ванька в городе? * Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина? * Как Ванька выполнял свои обязанности? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 3 (для групповой работы) Интерьер (обстановка, где жил Ванька). 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Где жил Ванька? * Что из мебели было в комнате? * Где спит Ванька? * Какие условия его жизни? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 4 (для групповой работы) Чувства Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе? * В чём причины его страданий? * Что чувствовал герой? * Почему у Ваньки «жизнь пропащая»? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 5 (для групповой работы) Поступки Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Какие поступки совершает Ванька в городе? * Как Ванька относится к другим героям? Почему? Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга * Какие поступки совершал Ванька в деревне? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! (Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы) Итак, что вы узнали о Ваньке? Какой он? Примерные (ожидаемые) ответы: Ванька Жуков - смышленый мальчик. На вид ему лет десять- двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны. Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь. Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки. 5. Рефлексия. Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни). (слайд 13) Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока. (на слайде 13 появляются пословицы) Объясните свой выбор. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга В сиротстве жить - только слезы лить. Добро по миру не рекой течет, а семьей живет. Сердце матери лучше солнца согреет. Вернитесь к УЗ (учебной задаче)
*
. Достигли вы её или нет? Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…) Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки) Каким пунктуационным знаком заканчивается рассказ? (Многоточием) Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение) Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее. Стихотворение «Сирота» читает Савина Полина. (на фоне музыкального фрагмента – по щелчку на значок «аудио») Жизнь сироты – удел жестокий. Затрещины, побои, чёрствый хлеб, вода. Насмешки челяди, труд рабский Весь день и ночь, до самого утра. Ещё ребёнок, но в душе старичок, Он вспоминает жизнь свою былую, Забившись в угол, как сверчок, Молясь на образа, тоскуя. И маленькое прошлое его, как чудо Там мама есть, там видел он добро, Учился грамоте и танцы знал не худо, И получал подарки в Рождество. Теперь полу ребёнок – полустаричок Лишь на бумаге изливает душу. Какие б муки не терпел – всегда молчок, Сиротских слёз работой тяжкой не иссушишь. Терпеть, надеяться, молчать и ждать То чудо, что когда-нибудь произойдёт. Быть может, возвратиться он домой. Конец его страданиям придёт. И замирая сердцем, чудь дыша, Поспешно, как – то воровато, Письмо он пишет помощи прося, Оглядываясь на иконы виновато, Уже письмо в его руке, Конверт подписан: «На деревню. Деду» Ямщик подвыпивший в своём возке Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Покатит с ним по белу свету. А мальчику на побегушках ждать и ждать. Терпеть пинки, издёвки, тумаки и голод. Надежда будет душу согревать, Как пламя очага в суровый холод. 6. Домашнее задание (слайд 14)  Мне хотелось бы, чтобы кто-то из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав небольшой рассказ, маленькое сочинение «Ответ деда» на листочке.  Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Завершите рассказ (устно) так, чтобы у него было позитивное окончание. Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, близкие по тематике произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год