"Из опыта работы по ФГОС НОО"

Автор: Чернышева Наталья Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская"
Населённый пункт: ст. Архонская, Пригородный район РСО - Алания
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Из опыта работы по ФГОС НОО"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова

ст. Архонская» МО – Пригородный район РСО – Алания

Из опыта работы по ФГОС

НОО

учителя начальных классов,

руководителя методического

объединения учителей

начальных классов МБОУ «СОШ

№1 им. Героя Советского Союза

П.В.Масленникова ст.

Архонская»

Чернышевой Натальи Владиславовны

2015 год

Из опыта работы по ФГОС НОО учителя начальных классов,

руководителя МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1 им.

Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

Чернышевой Н.В.
1

Слайд 2
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Конфуций Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Слайд 3
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способными к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
Слайд 4
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Слайд 5

( методологическая основа Стандартов)
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход .
Слайд 6 (УУД)
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.
Слайд 7

(виды УУД)
Работая по новым стандартам, я отработала ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий, которые хорошо «прижились» в моём классе и дают положительный результат.
Слайд 8

(регулятивные УД)
• Формирование регулятивных учебных действий. Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока начала с 1 класса. На начальной стадии я сама сообщала тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно.
Слайд 9(используемые приёмы)
Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать её 2
самостоятельно. Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов. Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Пройдя тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают работу по заданным критериям. На уроках литературного чтения после чтения наизусть прошу оценить себя (Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал паузы или торопился?). На основании этого ребёнок оценивает себя.
Слайд 10 (планирование УД)
Учитель соглашается с учеником или нет, аргументируя свою позицию. Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат младших школьников самостоятельно делать выводы.
Слайд 11(познавательные УД)
• Познавательные учебные действия. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке предлагаю учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет. Прежде чем дать новую информацию, задаём учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда ставим вопрос до изучения темы, чтобы послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний.
Слайд 12(используемые приёмы)
Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Для поиска информации, учащиеся могут использовать Интернет как на уроке, так и дома, использование онлайн-тестов (на площадке Дневник.ру) помогает в оценке знаний учащихся. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех уроках окружающего мира, на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины», на уроках чтения.
Слайд 13(коммуникативные УД)
• Коммуникативные учебные действия. Особое место в современном уроке уделяем групповой и парной формам работы. Организовать их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе».
Слайд

14 (что делаем для формирования)
Работу в группах организовываем и при изучении нового материала. Каждая группа самостоятельно по плану изучает часть темы, которую затем объясняет всему классу.
Слайд 15 (правила для учителя)
При подготовке проектов, так же можно работать в парах или группах. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения нелегко даётся многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке. 3

Слайд 16 (личностные УД)
Виды деятельности всегда должны чередоваться: поработали коллективно, теперь в паре, а теперь можно и самостоятельно. Для самостоятельной работы всегда предлагаю 3 уровня сложности. Детям сообщается про степень сложности заданий, а они самостоятельно определяют, что будут выполнять. Некоторые ребята стараются выполнить все 3 уровня.
Слайд 17(Рефлексия)
Это поощряется. Оценивание может быть как коллективным, так и самостоятельным.
Слайд 18 (линеечки

оценивания)
Например, по эталону, по листам успеха, по карте ученика, можно используя линеечки оценивания Т. Дембо – С.Рубинштейн и т.д.
Слайд 19(классификация приёмов оценивания)
Рефлексия проводится по вопросам: я справился….., я не справился потому что.., мне было трудно потому что… Данные виды деятельности позволяют активизировать познавательную активность, обеспечивают развитие самоконтроля учащихся.
Слайд 20 (внеурочная деятельность)
В качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника выступает
внеурочная

деятельность
, в ходе которой обучающийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются, у читывая пожелания родителей и интересы детей на основе свободного выбора вида занятий. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов. Важно иметь в виду, что это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Слайд 21
Во внеурочной деятельности задействованы учителя начальных классов, учителя – предметники. Для проведения занятий используются кабинеты начальных классов, спортивный зал, школьная библиотека, актовый зал, кабинеты информатики, музыки, технологии, изобразительного искусства. Учащиеся посещают библиотеки, музеи, театры.
Слайд 22
Учитывая пожелания родителей, интересы детей, а также возможности образовательного учреждения, в нашей школе были выбраны наиболее продуктивные виды деятельности. Главное при этом – осуществить
взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного

образования
как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Социальными партнерами школы при реализации плана внеурочной деятельности являются Детская школа искусств ст. Архонская, Детская юношеско-спортивная школа №2, Дом культуры ст. Архонская, районный ДДТ.
Слайд 23
В конце учебного года родители и дети участвовали в мониторинге: 4
1. Удовлетворены ли вы работой кружков, секций, объединений, которые посещали ваши дети? 2. Какие виды и формы внеурочной деятельности были наиболее интересными? 3. Какие результаты вы получили, занимаясь внеурочной деятельностью? 4. Выскажите свои замечания, предложения по улучшению работы занятий в кружках, секциях, объединениях, которые вы посещали? 5. Предложите новые виды и формы внеурочной деятельности.
Итоги мониторинга:
удовлетворены работой кружков, секций – 97 % родителей и обучающихся.
Слайд 24
Результат связи между учебной и внеурочной деятельности – это не только полученные предметные знания, но и рост личности каждого ребёнка. Дети приобщились к духовным ценностям, научились петь, танцевать, полюбили спортивные занятия, игры на свежем воздухе, стали планировать, анализировать и оценивать свою деятельность, учились составлять проекты. Выбранная нами модель организации урочной и внеурочной деятельности позволяет нам привлекать большое количество детей к участию во всероссийских олимпиадах и конкурсах. Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые места. Как учитывать достижения каждого обучающегося? У каждого ученика имеется портфолио.
Слайд 2

5
То есть некий комплексный портрет, который состоит, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывает все достижения, документальные подтверждения участия ребёнка в тех или иных внеурочных, творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. В портфолио отражено: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него могли возникнуть.
Слайд 2

6
Наряду с положительными моментами, исходя из опыта, можно выделить ряд наиболее острых проблем, с которыми мы столкнулись в процессе внедрения стандартов второго поколения: м атериально- техническое обеспечение (не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС); в части учебно- методического обеспечения - введение нового курса ОРКСЭ слабо обеспечено дидактическими материалами.
Слайд 2

7
Проблемы есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные материалы не дадут результата, если не изменить самого учителя, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и 5
профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков. 6