Автор: Михайлова Наталья Михайловна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Сафоновский индустриально-технологический техникум
Населённый пункт: Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Письменная экзаменационная работа как вид проектно-исследовательской деятельности"
Михайлова Наталья Михайловна
преподаватель специальных дисциплин
СОГБПОУ «Сафоновский индстриально-технологический техникум»
г. Сафоново Смоленской области
«Письменная экзаменационная работа как вид проектно-
исследовательской деятельности»
Проектно-исследовательская
деятельность
обучающихся
относится
к
инновационным
педагогическим
технологиям,
и
я,
как
преподаватель
специальных дисциплин по профессии сварщик, вижу в этой форме учебной
деятельности огромный образовательный потенциал, так как она позволяет
формировать самостоятельность в добывании знаний и исследовательские
навыки,
воспитывать
научное
мировоззрение,
усиливать
положительную
мотивацию в обучении, развивать личность обучающегося, ее творческие и
интеллектуальные возможности.
Считаю, что письменная экзаменационная работа (далее ПЭР), является одним
из видов проектно-исследовательской деятельности обучающихся,
подготовка
которой
выполняется
по
методу
проектов
и
включает
совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, что способствует развитию
и формированию межпредметных компетенций перечисленных в ФГОС.
В данной работе я представляю опыт по организации выполнения ПЭР по
профессии сварщик, где являюсь руководителем и консультантом.
ПЭР выполняется на завершающем этапе подготовки квалифицированных
рабочих.
Целью ПЭР является систематизация, закрепление и расширение
теоретических знаний и практических навыков по профессии и применению этих
знаний при решении конкретных технологических задач, развитие навыков
самостоятельной работы, творческое преобразование информации из разных
источников, создание продукта, системного объяснения новой информации и т.п.
ПЭР
по
профессии
сварщик,
представляет
собой
текстовой
документ,
включающий в себя 4 раздела, где материал представляется, сжато, но он должен
раскрывать тему каждого раздела, которая соответствует содержанию нескольких
профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.
Тематику выпускных письменных экзаменационных работ выбираю с учетом
возможностей
обучающихся,
но
обязательно
связанную
с
реальным
технологическим процессом сварки изделий различного назначения, которые
должны
быть
представлены
на
защиту
ВКР
перед
государственной
аттестационной комиссией (далее ГАК).
В письменной экзаменационной работе отражаются:
- теоретические и практические знания выпускников, полученные ими в ходе
обучения;
- умения применять их при решении конкретных производственных задач
(разработка технологического процесса сварки изделия или технологический
процесс сварки изделия);
- умения использовать передовой опыт промышленности (современные
технологии сварки) и достижения науки и техники (современного сварочного
оборудования и сварочных материалов).
Перечень тем доводится до сведения обучающихся до начала производственной
практики.
Тему ПЭР обучающийся может выбрать сам или взять из предлагаемых тем
руководителем.
Темы экзаменационных работ имеют одну из двух направленностей – это либо
разработка
технологического
процесса
изготовления
изделия,
либо
технологический процесс сварки изделия.
Темы
по
разработке
технологического
процесса
изготовления
изделия
рекомендованы
обучающимся,
у
которых
опыт
исследовательской
и
самостоятельной деятельности высокий. Для большей части обучающихся
рекомендованы
темы
по
описанию
технологического
процесса
сварки
изготовляемого изделия.
Разница при выполнении работы состоит в том, что должно быть представлено
в пояснительной записке (далее ПЗ) при раскрытии содержания ПЭР.
Пояснительная
записка
ПЭР
представляет
собой
текстовой
документ,
включающий в себя 4 раздела, где материал представляется, сжато, но он должен
раскрывать тему каждого раздела, которая соответствует содержанию нескольких
профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.
Пример
содержания
ПЭР
для
обучающегося
с
высоким
опытом
исследовательской и самостоятельной деятельности представлен в таблице 1, а в
таблице 2 с более низким опытом.
Таблица 1. Содержание ПЭР по теме «Разработка технологического процесса изготовления
вертикальной подставки для цветов»
Раздел 1. Общая часть.
Характеристика изготовляемого изделия
4
5
Раздел 2. Специальная часть.
Сварочные материалы, оборудование и инструменты, применяемые при
изготовлении изделия
8
9
Раздел 3. Технологическая часть.
Разработка
технологического
процесса
изготовления
вертикальной
подставки для цветов
14
15
Раздел 4. Охрана труда.
Техника безопасности при выполнении сварки в среде углекислого газа
19
20
Список используемых источников
23
Таблица 2. Содержание ПЭР по теме «Технологический процесс сварки макета поленницы»
Раздел 1. Общая часть.
Сущность, применение, достоинства и недостатки ручной дуговой сварки
покрытыми электродами
4
5
Раздел 2. Специальная часть.
Деформации и напряжения при сварке: понятие, причины, меры
предотвращения
7
8
Раздел 3. Технологическая часть.
Технологический процесс сварки макета поленницы
12
13
Раздел 4. Охрана труда.
Требования безопасности труда при ручной дуговой сварке
17
18
Список используемых источников
19
Как видно из представленных примеров содержания ПЭР материал разделов ПЗ
будет отличаться друг от друга. В первом примере материал первого, второго и
третьего
разделов
ПЗ
полностью
включает
проектно-исследовательскую
деятельность обучающегося по описанию изготовляемого изделия.
В содержании ПЗ второго примера проектно-исследовательская деятельность
прослеживается, но только в 3 разделе, где требуется описание технологического
процесса
сварки
изделия.
Материал
первого
и
второго
разделов
здесь
систематизируют теоретические знания по определенной теме данной работы.
Чтобы показать наглядно разницу в выполнении ПЭР, предлагаю рассмотреть
презентационные работы обучающихся 2017-2018 учебного года Феоктистова
Алексея и Котенькова Алексея, содержание ПЭР которых было представлено в
таблицах 1 (Феоктистов Алексей) и 2 (Котеньков Алексей).
1) Работа Феоктистова Алексея
(
I
-
III
разделы):
2) Работа Котенькова Алексея (
I
-
III
разделы):
Демонстрация слайдов ПЭР обучающихся наглядно показывает, в чем
существенная
разница
в
проведенной
работе,
анализ
по
изготовлению
вертикальной подставки для цветов
проведен полностью по нормативным
документам – анализ металлопроката, марки стали, механических свойств металла
и металлопроката, выбранного слесарного инструмента, причем все нормативные
документы должны быть действительными на момент написания ПЭР.
Кроме того, в ПЗ по каждому выбираемому параметру сварки должно быть
пояснение к его выбору, почему выбрано так, а не иначе.
Моя роль, как руководителя и консультанта – направлять работу обучающегося
так, чтобы все вопросы работы были решены обоснованно, на современном
научно-техническом уровне. Кроме того, в процессе выполнения ПЭР я всегда
обращаю
внимание
обучающихся
на
важно
не
только
написать
высококачественную работу, но и умение квалифицированно ее защитить перед
государственной аттестационной комиссией.