Автор: Картамышева Зинаида Викторовна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ КК ТТОТ
Населённый пункт: город Тихорецк,Краснодарский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа учебной дисциплины География для специальности Технология мяса и мясных продуктов
Министерство образования ,науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Тихорецкий техникум отраслевых технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины УД.01 Основы географии
Для специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
2022
Рассмотрена Утверждена
Цикловой методической комиссией И.о директора ГБПОУ КК ТТОТ
«Общеобразовательные дисциплины» « 30 » августа 2022г.
Протокол № 1 от 29 .08.22г ____________О.Г.Попова
Председатель _________О.Ю.Шевченко
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 30 августа 2022г
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.01 Основы географии
предназначена для реализации основной профессиональной программы СПО на базе основного
общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа
разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 г. № 413( с изменениями не 29.06.2017г),зарегистрирован в Минюсте
России от 7.06.2012 г №24480,ФГОС среднего профессионального образования по
специальности 19.02.08 « Технология мяса и мясных продуктов» пр. Минобрнауки по
специальности от 22.04.2014г. № 379 ,зарегистрирован в Минюсте России от 31.07.2014 г.
№33389 и естественно-научного профиля профессионального образования, примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных
образовательных организаций, протокол № 3 от 21 июля 2015 г.Регистрационный номер
рецензии 373 от 23 июля 2015 г .ФГАУ «ФИРО», Примерной программы основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от28.06.2016 г № 2/16-з)
на основании письма Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края от 01.08.2017 №47-142/1711 «О реализации дополнительной образовательной программы
«Гражданское население в противодействие распространению идеологии терроризма», на
основании выписки из протокола заседания ЦМК «Общеобразовательные дисциплины» «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 04.04.2018г
№8, с учетом Рекомендаций научно-методического центра профессионального образования и
систем квалификации ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от 25 мая 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Основы географии разработана с учетом
Программы воспитания по специальности 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»,
утвержденной директором техникума 31.08.2021 года и ориентирована на достижение
личностных результатов студентов
Организация разработчик :государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края « Тихорецкий техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Картамышева З.В.,преподаватель географии
ГБПОУ КК ТТОТ
______________________________
Рецензенты: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по учебной дисциплине УД.01 Основы географии
По специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Выполненную Картамышевой Зинаидой Викторовной, преподавателем ГБПОУ КК
«Тихорецкий техникум отраслевых технологий»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего общего
образования пр.Минобрнауки России от 17.05.2012 г № 413.,зарегистрирован в Минюсте России
от 07.06.2012 г. №24480, ФГОС среднего профессионального образования по специальности
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов пр.Минобрнауки от 22.04.2014
№379,,зарегистрирован в Минюсте России от 31.07.2014 №33389и естественно -научного
профиля профессионального образования, Примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций,
протокол №3 от 21 июля 2015 г.Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 7 .ФГАУ
«ФИРО», на основании письма Министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 01.08.2017 г №47-1424/1711»О реализации дополнительной
образовательной программы»Гражданское население в противодействие распространению
идеологии терроризма»,с учетом рекомендаций научно-методического Совета Центра
профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО»,протокол №3 от 25 мая
2017 г.
Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-
ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и
социально- экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах
взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям
проживания.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов):
Рабочая программа включает следующие разделы:1.Пояснительную записку 2.Общую
характеристику учебной дисциплины 3.Место учебной дисциплины в учебном плане
4.Результаты освоения учебной дисциплины 5.Содержание учебной дисциплины
6.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 7.Тематический план
8.Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение программы
9.Список используемой литературы.10 Контроль и оценка личностных результатов реализации
рабочей программы воспитания.
Оценка соответствия тематики практических работ требованиям подготовки выпускника по
профессии (специальности) и содержанию рабочей программы: Тематика практических работ и
количество практических соответствует учебному плану.
Язык и стиль изложения ,терминология :стиль официально- деловой..
Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки,
техники ,производства :содержание рабочей программы соответствует современному уровню
развития науки, техники, производства .
Рекомендации, замечания: разработать презентации к ключевым темам рабочей программы.
Заключение: Рабочая программа по учебной дисциплине УД .01 Основы географии может
быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы
по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Рецензент:__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика программы
3.Место учебной дисциплины в учебном плане
4.Результаты освоения учебной дисциплины
5.Содержание учебной дисциплины
6.Характеристика основных видов учебной деятельности
7.Тематический план
8.Учебно-методическое и материально-техническое
оснащение дисциплины
9.Список использованной литературы
10.Контроль и оценка личностных результатов реализации рабочей
программы воспитания.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.01 Основы
географии
предназначена для изучения географии в ГБПОУ КК «Тихорецкий техникум отраслевых
технологий», реализующего образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по
специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 ( с изменениями на 29.06.17 г),
зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г №24480 , требований ФГОС среднего
профессионального образования по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных
продуктов пр. Минобрнауки России от 22.04.2014 № 379, зарегистрирован в Минюсте России
31.07.2014 № 33389 и естественно-научного профиля профессионального образования,
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
(ФГАУ ФИРО) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
образования .Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля
2015 г. ФГАУ «ФИРО», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию( протокол от28 июня 2016 г № 2/16-з), с учетом Рекомендаций научно-
методического центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО»
протокол №3 от 25.05.17г, на основании письма Министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 01.08.2017 № 47/142/1711 «О реализации дополнительной
образовательной программы «Гражданское население в противодействие распространению
идеологии терроризма», на основании выписки из протокола заседания ЦМК
«Общеобразовательные дисциплины» «О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего(полного) общего образования.
По учебному плану ГБПОУ КК ТТОТ на освоение учебной дисциплины Основы географии
отводится : максимальное количество часов -58, обязательных занятий-39час., практических
работ—10 час, на самостоятельное изучение- 19 час .На основании приказа Минобрнауки России
от 7.06.2017г №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего образования» и
на основании приказа ГБПОУ КК ТТОТ №243 от 27.03.2018 г в программу включены 2 темы
регионального компонента.В раздел №3 География мировых природных ресурсов введено
понятие «Природа Кубани и ее исследователи»,в раздел № 7 Россия в современном мире введено
понятие «Становление кубанской промышленности», на основании письма Министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в тему №8 Современные
аспекты глобальных проблем человечества» введено понятие «Международный терроризм как
глобальная геополитическая проблема»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы географии» направлено на достижение
следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина- мично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания
и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира
в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей
природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разно- образных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географи- ческие карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в усло- виях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.
Изучение курса Основы географии заканчивается промежуточной аттестацией в форме
дифференцированного зачета.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы географии»
Содержание учебной дисциплины «Основы географии» сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у
обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире,
развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении
населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных
политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в
географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и
природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации
современного географического пространства, представления о политическом устройстве,
природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионах и ведущих стран
мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «Основы географии» обладает большим количеством междисциплинарных
связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории,
политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в
рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом
качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических
метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего
общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых
профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы,
глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах
внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений
о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого
общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного
географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие
профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранную специальность СПО. .
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих
заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы географии» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации
студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Основы географии» является учебным предметом по выбору из
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебная дисциплина «Основы географии» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основы географии» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы географии» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-
направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез- ной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и
контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а
также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения на- селения и хозяйства, динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей
и тенденций, получения нового географического знания о при- родных социально-
экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
-сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Требования к личностным результатам реализации рабочей программы воспитания
и требования к личностным результатам с учетом особенностей специальности:
ЛРО 16. Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формировать личностные результаты обучающихся ЛРО 16 через урок
1.
Введение.1час.
География как наука. Цели и задачи географии.
Раздел 1. Источники географической информации 1 час.
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической
информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.
Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Раздел 2. Политическое устройство мира 2 час.
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности.
Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка
стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы
государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности
социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практическое занятие№1
1.Ознакомление с политической картой мира.
Раздел 3. География мировых природных ресурсов 2 час.
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном
этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы
природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Особо
охраняемые территории.
Природные условия и природные ресурсы. Природа Кубани и ее исследователи. Виды природных
ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории
мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов.
Природно-ресурсный потенциал. Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и
Антарктики.
Практическое занятии №2
.Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами
природных ресурсов.
Самостоятельная работа (4час)
1.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
2.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
3.Ресурсы мирового океана.
4.Природно-ресурсный потенциал.
.
Раздел 4. География населения мира 3 час.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира.
Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная
структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой
смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население.
Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и
странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Масштабы и темпы
урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,
«сверхгорода» и мегалополисы.
Практическое занятие№3
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в
различных странах и регионах мира.
Практическое занятие №4
.Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Раздел 5. Мировое хозяйство 9час
Современные особенности развития мирового хозяйства 1 час.
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение
труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его
современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и
глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного
производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития.
Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
Самостоятельная работа(4час)
1.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
2.Языки народов мира.
3.Современные международные миграции населения.
4.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства 2 час.
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводство. Лесное
хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных
ископаемых..
Самостоятельная работа (3час)
1.География мирового растениеводства.
2.География мирового животноводства.
3.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
География отраслей вторичной и третичной сферы мирового хозяйства 6 час.
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой
электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной
(перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития
различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты.
Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских,
деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Самостоятельная работа(1час)
1.Географические особенности мирового потребления минерального топлива.
Практическое занятие № 5
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Практическое занятие №6
.Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих
международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Раздел 6. Регионы мира 15 час
География населения и хозяйства Зарубежной Европы 3 час.
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная
структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Практическое занятие №7
Определение хозяйственной специализации стран
Практическое занятие №8
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом и хозяйством различных
территорий
.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии 4 час.
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура
хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки 2час.
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История
формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура
хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки 2 час.
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-
ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки 3 час.
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная
структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании 1 час.
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства
Австралии и Новой Зеландии.
Самостоятельная работа(2час)
1.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
2.Международный туризм в различных странах и регионах мира.
7. Россия в современном мире 3час.
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и
геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика
современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее
участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.
Особенности территориальной структуры хозяйства Становление кубанской промышленности.
География отраслей международной специализации.
Практическое занятие №9
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом
разделении труда.
Самостоятельная работа (5час)
1.Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
2.Внешняя торговля товарами России.
3.Особенности современного экономико-географического положения России.
4.Глобальная проблема изменения климата
5.География отраслей международной специализации.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
2 час.
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,
продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Международный терроризм
как глобальная геополитическая проблема современности.. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.
Практическое занятие №10
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией
Дифференцированный зачет 1 час.
6 . Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов(на уровне учебных
действий)
Введение.
1.Источники географической информации
Объяснение междисциплинарных связей
географии. Название традиционных и
новых источников географической
информации. Демонстрация роли интернета
и геоинформационных систем в изучении
географии
2.Политическое устройство мира
Умение показывать на карте различные
страны мира. Умение приводить примеры и
характеризовать современные
межгосударственные конфликты в
различных регионах мира .Выделение стран
с республиканской и монархическими
формами правления, унитарными и
федеративными типами государственных
устройств .Объяснение различий развитых
и развивающихся стран по уровню их
социально-экономического развития.
3.География мировых природных ресурсов.
Объяснение основных направлений
экологизации хозяйственной деятельности
человека. Выделение различных типов
природопользования. Определение
обеспеченности различными видами
природных ресурсов отдельных регионов и
стран мира. Умение показывать на карте
основные мировые районы добычи
различных видов минеральных ресурсов.
Умение назвать основные направления
использования ресурсов Мирового океана.
Выделять основные проблемы и
перспективы освоения природных ресурсов
Арктики и Антарктики.
4.География населения мира.
Умение называть мировую десятку стран с
наибольшей численностью населения.
Выделение различных типов воспрои
зводства населения и приведение примеров
стран , для которых они
характерны .Умение называть основные
показатели качества жизни населения.
Умение приводить примеры стран с
наибольшей и наименьшей плотностью
населения. Объяснение основных
направлен ий и причин современных
международных миграций населения. У
мение приводить примеры стран с
наибольшей и наименьшей долей
городского и сельского населения. Умение
показывать на карте «сверхгорода» и
мегаполисы.
5.Мировое хозяйство. Современные
особенности развития мирового хозяйства.
Умение давать определение понятий
«Международное географическое
разделение труда», «международная
специализация»,международное
кооперирование. Выделение характерных
черт современной научно-технической
революции. Умение называть ведущие и
региональные экономические
интеграционные группировки. Умение
приводить примеры отраслей различных
сфер хозяйственной деятельности. Умение
называть наиболее передовые и наиболее
отсталые страны мира по уровню их
экономического развития.
География отраслей первичной сферы
мирового хозяйства.
Выделение характерных черт «зеленой
революции»Умение приводить примеры
стран, являющихся ведущими мировыми
производителями различных видов
продукции растениеводства и
животноводства. Умение называть страны,
являющиеся ведущими мировыми
производителями различных видов
мирового сырья. Умение показывать на
карте и характеризовать основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы мира.
География отраслей вторичной сферы
мирового хозяйства.
Умение приводить примеры стран,
основная часть электроэнергии которых
производится на тепловых, гидравлических
и атомных электростанциях .Умение
называть страны, являющиеся мировыми
производителями черных и цветных
металлов. Выделение стран с наиболее
высоким уровнем развития
машиностроения. Умение называть страны,
являющиеся ведущими мировыми
производителями автомобилей, морских
невоенных судов, серной кислоты,
пластмасс, химических волокон,
пиломатериалов, бумаги и тканей.
География отраслей третичной сферы
мирового хозяйства.
Умение объяснять роль различных видов
транспорта при перевозке грузов и
пассажиров. Умение приводить примеры
стран, обладающих наибольшей
протяженностью и плотностью сети
железных и автомобильных дорог. Умение
называть крупнейшие мировые торговые
порты и аэропорты, объяснять их
распределение по регионам и странам мира.
Умение показывать ан карте и объяснять
основные районы международного туризма.
Умение объяснять местоположение
ведущих мировых центров биржевой
деятельности .Умение называть страны с
наибольшими объемами внешней торговли
товарами.
6.Регионы мира. География населения и
хозяйства Зарубежной Европы.
Умение показывать ан карте различные
страны Зарубежной Европы. Сопоставление
стран Зарубежной Европы по площади
территории. Численности населения,
уровню экономического развития. Умение
приводить примеры стран Зарубежной
Европы ,наиболее хорошо обеспеченных
различными видами природных ресурсов.
умение называть страны с наибольшими и
наименьшими значениями естественного
прироста населения, средней плотности
населения и и доли городского населения.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие города и
городские агломерации, основные
промышленные и сельскохозяйственные
районы Зарубежной Европы. Умение
объяснять особенности территориальной
структуры хозяйства Германии и
Великобритании.
География населения и хозяйства
Зарубежной Азии.
Умение показывать на карте различные
страны Зарубежной Азии. Сопоставление
стран Зарубежной Азии по площади
территории, численности населения и
уровню экономического развития. Умение
определять ресурсообеспеченность
различных стран. Умение называть страны
Зарубежной Азии с наибольшими и
наименьшими значениями естественного
прироста населения, средней плотности
населения и доли городского населения.
Умение приводить примеры стран с
однородным и разнородным этническим
составом и религиозным составом. Умение
показывать ан карте и характеризовать
крупнейшие города и городские
агломерации, основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы Зарубежной
Азии. Умение объяснять особенности
территориальной структуры хозяйства
Японии, Китая, Индии.
География населения и хозяйства Африки.
Умение показывать на карте различные
страны Африки. Умение называть страны
Африки, обладающие наибольшей
площадью территории и численностью
населения. Умение объяснять причины
экономической отсталости стран Африки.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие города,
основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы Африки.
География населения и хозяйства
Латинской Америки.
Умение показывать на карте различные
страны Латинской Америки. Сопоставление
стран Латинской Америки по площади
территории, численности населения,
экономическому развитию. Выделение
стран наиболее обеспеченных различными
видами природных ресурсов. Умение
приводить примеры стран Латинской
Америки с наибольшими и наименьшими
значениями естественного прироста
населения. Сопоставление стран по
расовому составу населения. Умение
объяснять особенности урбанизации стран
Латинской Америки. Умение показывать на
карте и объяснять крупнейшие
промышленные центры, основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы Латинской
Америки. Выделение отраслей
международной специализации в Бразилии
и Мексике.
География населения и хозяйства
Австралии и Океании.
Умение объяснять природные и
исторические особенности развития
Австралии и Океании. Выделение отраслей
международной специализации Австралии,
умение показывать ан карте и
характеризовать ее крупнейшие центры,
основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы.
7.Россия в современном мире.
Умение объяснять современные
особенности экономико-географического
положения России. Выделение основных
товарных статей экспорта и импорта
России. Умение называть ведущих
внешнеторговых партнеров России.
8 Географические аспекты современных
глобальных проблем человечества.
Выделение глобальных проблем
человечества. Умение приводить примеры
проявления сырьевой,
энергетической ,демографической,
продовольственной и экологической
проблем человечества, предлагать
возможные пути их решения.
7. Тематический план
общеобразовательной учебной дисциплины УД.01 Основы Географии
Наименование разделов
Количество часов
аудиторной
нагрузки
Практические
занятия
Самостоятельная работа
39
10
19
Введение. География как
наука. Цели и задачи
географии
Раздел 1 Источники
географической
информации
1
1
Раздел 2
Политическое устройство
мира
2
1
Раздел 3
География мировых
природных ресурсов
2
1
4
Раздел 4
География населения мира
3
2
Раздел 5
Мировое хозяйство
9
Тема 5.1.Современные
особенности
развития мирового
хозяйства
1
4
Тема5.2.География
отраслей первичной сферы
мирового хозяйства
2
3
Тема 5.3География
отраслей вторичной и
третичной сферы мирового
хозяйства
6
2
1
Раздел 6.Регионы мира
15
Тема 6.1. География
населения и хозяйства
Зарубежной Европы.
3
2
Тема6.2.География
населения и хозяйства
Зарубежной Азии
4
Тема 6.3.География
населения и хозяйства
Африки
2
Тема 6.4.География
населения и хозяйства
Северной Америки
2
Тема 6.5 География
населения и хозяйства
Латинской Америки
3
Тема 6.6 География
населения и хозяйства
Австралии и Океании
1
2
Раздел 7.Россия в
современном мире.
3
1
5
Раздел 8. Географические
аспекты современных
глобальных проблем
человечества
Дифференцированный
зачет
2
1
1
Итого:
39
10
19
Примерные темы рефератов ( докладов) и индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регио- нам и
странам мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Особенности современного воспроизводства мирового населения.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Языки народов мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного жи- вотноводства.
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяй- ства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной
Азии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уро- вень
урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
•
Глобальная проблема изменения климата
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной
дисциплины «Основы географии»
Для освоения учебной дисциплины «Основы географии» в ГБПОУ КК ТТОТ, реализующего
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования имеется учебный кабинет, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, оснащено типовым оборудованием, указанном в настоящих требованиях:
специализированной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.В кабинете имеется мультимедийное
оборудование , посредством которого обучающиеся могут просматривать визуальную
информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины География входят:
-многофункциональный комплекс преподавателя
-наглядные пособия(географические карты, глобус)
-информационно-коммуникативные средства
-комплект технической документации(паспорт кабинета)
-библиотечный фонд
В библиотечный фонд входят учебники, УМК, обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«География», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины студенты имеют возможность доступа к
электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети
Интернет
Для выполнения практических заданий студенты имеют простые и цветные карандаши,
калькулятор, линейку, ластик.
Рабочее место преподавателя – 1 шт.
Рабочее место обучающегося – 25 шт.
доска классная -1шт.
компьютер с доступом в глобальную сеть интернет -1шт.
мультимедийный проектор- 1шт.
экран- 1шт.
шкаф для хранения учебных пособий- 1 шт.
шкаф для хранения инвентаря -1шт
Глобус Земли политический- 1 шт. Географические атласы -30 шт.
Стенды: Современная политическая карта мира -1шт
Социально-экономическая география – 1 шт.
Географические карты: ( 15 шт.)
1.Промышленность мира -1шт.
2.Транспорт мира -1шт.
3.Структура рационального природопользования -1шт.
4.США.Социально-экономическая карта -1шт.
5.Африка.Социально-экономичесая карта-1 шт.
6.Государства Северной Америки. Социально-экономическая карта -1 шт.
7.Государства Африки. Социально-экономическая карта-1 шт.
8.Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта -1шт
9.Сельское хозяйство мира-1 шт.
10.Минеральные ресурсы мира 1шт
11.Народы мира 1шт
12.Физическая карта мира- 1 шт.
13.Электроэнергетика мира -1 шт.
14.Агроклиматическая карта России- 1шт
15.Политическая карта мира 1-шт
Таблицы: Земля как планета ( 8 шт.)
1.Размеры Земли и солнца -1 шт.
2.Смена времен года -1шт
3.Внутреннее строение Земли -1шт
4.Эндогенные процессы -1 шт.
5.Строение вулкана -1шт
6.Экзогенные процессы -3 шт.
Таблицы: Типология стран мира (12 шт.)
1.Типология стран -1шт
2.Мировые природные ресурсы -1шт
3.Воспроизводство населения -1 шт.
4.Народы мира- 1шт
5.Религии мира -1 шт.
6.Миграции населения -1 шт.
7.Научно-техническая революция – 1шт
8.Мировое хозяйство- 1шт
9.Промышленность мира -1 шт.
10.Мировой транспорт- 1 шт.
11.Международные организации- 1шт
12.Биотическое взаимодействие. Строение экосистем.
DVD диски : ( 7 шт.)
1.Мексика.Ацтеки и конкистадоры- 1шт 6.Майорка-1шт.
2.Рим.Вечный город - 1шт 7.Прованс-1шт.
3.Греческие острова -1 шт.
4.Мексика -1щт
9.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
1.Учебник Е.В. Баранчиков «География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля» Москва, изд. «Академия» 2019
2.Учебник В.П. Максаковский «География», изд. « Просвещение» 2019
3.География Практикум для профессий и специальностей социально- экономического профиля
О.А.Петрусюк, Е.Б.Баранчиков
М. изд «Академия « 2019
ЭБС ЮРАЙТ
Учебник География России Калуцков В.П. 2019
Для преподавателей:
1.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 120 –ФЗ от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,ОТ 03.02. 2014 № 11-фз, от 03.06.2014 №15-
ФЗ, ОТ 05.05.2014 № 84-фз, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145- ФЗ, в ред от 03.07.2016, и изм от
19.12.2016)
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 31 декабря 2015 г № 1578 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17. Мая 2012 г №413
3.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
( полного ) общего образования»
4.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
10. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА личностных результатов реализации рабочей программы
воспитания
Личностные результаты:
Формы и методы контроля и оценки
ЛРО 16. Принимающий основы
экологической культуры,
соответствующей современному уровню
экологического мышления, применяющий
опыт экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
Оценка наблюдения
Оценка тестирования
Оценка устного опроса
9.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
1.Учебник Е.В. Баранчиков «География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля» Москва, изд. «Академия» 2019
2.Учебник В.П. Максаковский «География», изд. « Просвещение» 2019
3.География Практикум для профессий и специальностей социально- экономического
профиля О.А.Петрусюк, Е.Б.Баранчиков
М. изд «Академия « 2019
Для преподавателей:
5.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 120 –ФЗ от 02.07.2013 №
170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,ОТ 03.02. 2014 № 11-фз,
от 03.06.2014 №15-ФЗ, ОТ 05.05.2014 № 84-фз, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №
145- ФЗ, в ред от 03.07.2016, и изм от 19.12.2016)
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 31 декабря 2015 г № 1578 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17. Мая 2012 г №413
7.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№413 « Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего ( полного ) общего образования»
8.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
10. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА личностных результатов реализации рабочей
программы воспитания
Личностные результаты:
Формы и методы контроля и оценки
ЛРО 16. Принимающий основы
экологической культуры,
соответствующей современному уровню
экологического мышления, применяющий
опыт экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
Оценка наблюдения
Оценка тестирования
Оценка устного опроса