Напоминание

"Преимущества использования материалов рабочей тетради в преподавании истории"

Автор: Соколова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса"
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Преимущества использования материалов рабочей тетради в преподавании истории"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Преимущества использования материалов рабочей тетради в

преподавании истории.
Извечный вопрос: какое образование считать качественным не теряет своей актуальности и сегодня. Работодатели в один голос твердят: «Нам нужны грамотные, квалифицированные специалисты». Эти требования и заставляют современного выпускника колледжа выработать определенные качества: способность самостоятельно мыслить; умение грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным и контактным; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Действительно, в информационном обществе интеллектуальное развитие его членов становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития общества. Иными словами, главным ресурсом становится человек, способный приобретать и применять знания, а также участвовать в процессе их создания. Анализируя работу последних лет (а это работа со студентами первого и второго курса) прихожу к выводу: необходима выработка и внедрение таких приемов и методов обучения, которые нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. Совершенно очевидно, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с личным побуждением к самостоятельной деятельности. А значит, можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. Общеизвестно, основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому студенту и часто носит эпизодический характер; делая проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности студента и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Эти размышления и привели к попытке разработать комплекты заданий, дидактических материалов, которые позволили бы реализовать образовательные задачи , развить у студента потребность самостоятельной деятельности, выработать и закрепить необходимые для этого качества. Со временем количество подготовленных заданий по темам и разделам курса истории увеличилось настолько, что потребовалось и изменить и качественную составляющую – так появилась рабочая тетрадь по истории для студентов первого курса. Рабочая тетрадь - дидактическое средство, помогающее активизировать познавательную деятельность студентов на основе их самостоятельной работы. В последнее время она получила общее признание. Одним из главных достоинств рабочей тетради является то, что она позволяет
преподавателю управлять течением и формированием мыслительной деятельности обучающихся, а студентам позволяет выработать навыки и умения самостоятельно добывать знания тем самым создает атмосферу, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого студента. Анализируя методическую литературу, понимаю: четкие психолого- педагогические требования, предъявляемые к рабочим тетрадям, еще не выработаны. Кроме того, в построении рабочих тетрадей немало альтернативных
возможностей
:  либо охватить весь учебный материал, предусмотренный программой, либо ограничиться избранными темами;  либо ориентироваться на «среднего» студента, либо дифференцировать учебный материал (задания для индивидуализированного обучения);  либо ограничиться заданиями на закрепление и повторение, либо включать задания, обеспечивающие все виды дидактического назначения;  либо ограничиться заданиями и упражнениями, либо предусмотреть возможность включения в рабочую тетрадь и учебных текстов, т. е. объединить функции рабочей тетради и учебника и т. д. Та же методическая литература «подсказала», первое место в порядке значимости принадлежит многоцелевым и комплексным тетрадям. В них входят задания по формированию знаний и развитию различных умений, в особенности, умений самостоятельно приобретать знания и, вместе с тем, включены учебные тексты. Выбор пал (после апробации разных вариантов) на рабочую тетрадь именно такого типа. Рабочая тетрадь, подготовленная для студентов колледжа, включает в себя освещение этапов российской истории с древних времен до наших дней, выделяет основные проблемы исторического развития. Главными принципами отбора материала стали:  тематический принцип;  принцип доступности (учет особенностей познавательной деятельности );  принцип научности (достоверность исторических фактов);  принцип системности, последовательности; Вопросы и задания, представленные в тетради последовательно, сгруппированы по темам и рассчитаны на применение на различных этапах урока:  при проверке знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока задания могут быть следующего вида: вставьте пропущенные слова в текст, найди ошибки в тексте и т.д. Например:
восстановите текст:
«Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси один правитель – единственный _______________ князь. Иван_____ всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. Он, женившись на греческой царевне ___________ ____________, становился преемником _________________ династии. Он
сделал гербом своего государства _____________________ ______ Восточной Римской империи. В официальных документах Русь стала именоваться на византийский манер «_____________». Он (_______) принял новый титул – «____ ____ ____) или:
Чье имя является лишним в этом ряду? Почему?
1. К.Ф. Рылеев 2. П.И. Пестель 3. С.И. Муравьев-Апостол 4. М.М. Сперанский 5. П.Г. Каховский 6. М.П. Бестужев-Рюмин ___________________ т.к ______________________________________  по ходу изложения нового материала возможны следующие виды заданий : (работа над причинно – следственными отношениями в исторических событиях: закончи предложение, заполнить таблицу, работа с лентой времени, составить характеристику деятельности исторической личности и др: ) Например:
продолжите историческое утверждение:
1. Поводом к началу Первой мировой войн явилось________________________ 2. Общими целями в войне для всех участников военных союзов являлись___________________________________________________________ 3. В итоге начального периода были сорваны планы Германии и война приобрела _______________________________________________ 4. Первая мировая война завершилась победой стран блока ______________ 5. Перемирие было подписано (где?, когда?) _______________________ или:
Запишите в тетрадь основные положения теории происхождения

Древнерусского государства

Аргументируйте, какая, на ваш взгляд, более убедительна?

 при первичном усвоении знаний (виды заданий: работа с картой – схемой, заполнение сравнительной таблицы, программированный опрос, вставьте пропущенные буквы в название исторического события, явления и др.) Например:
перечислите признаки феодального строя
: Собственность _______________ на землю. Господство __________________ хозяйства. Власть феодалов над ___________________ Основные повинности крестьян: ________________, _______________ , или:
сделайте сравнительную характеристику трех центров Руси эпохи

феодальной раздробленности

Линия сравнения

Галицко-

Волынское

княжество

Владимиро-

Суздальское

княжество

Новгородская

земля.
местоположение климатические условия особенности хозяйствования основа власти  Чаще всего рабочая тетрадь находит применение при повторении пройденного материала т.к, после каждой темы имеется набор заданий для закрепления фактического материала и самостоятельной работы студента:
Соотнесите даты и исторические события
1. 882г. А. Призвание Рюрика в Новгородскую землю 2. 907г. Б. Поход Олега на Царьград. 3. 944г. В. Принятие Владимиром христианства. Крещение Руси. 4. 862г. Г. Поход Игоря на Константинопо 5. 5. 988г. Д. Завоевание Олегом Киева. Образование 
Перечислите признаки феодального строя:
Собственность _______________ на землю. Господство __________________ хозяйства. Власть феодалов над ___________________ Основные повинности крестьян: ________________, _______________ , ________________________________________ 
Расположите причины первой революции в России, начиная с самой

существенной
: а) неудачи и поражение в русско-японской войне б) нерешенность аграрного и рабочего вопроса в) отсутствие политических прав и свобод г) нерешенность национального вопроса д) недовольство недостаточным развитием образования и культуры.

Сгруппируйте причины Первой русской революции 1905 года
: экономические политические социальные 
Составьте письмо с фронта домой от лица одного из участников войны с

описанием настроения бойцов, методов ведения войны, описанием

«окопной войны», военных действий.

Подготовьте коллективный проект «Роль личности в истории»

Назовите дату, событие, дайте собственную

оценку историческому событию
. Таким образом, очень важно, что вопросы и задания рабочей тетради рассчитаны на применение на различных типах и этапах урока: при опросе, по ходу изложения нового материала, при первичном усвоении знаний. Вопросы и задания объединены между собой соответственно темам программы. Очевидно, что выполнение заданий в тематической тетради способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, систематизации знаний, способствует формированию исторических понятий и, в конечном итоге, закреплению изучаемого материала. Важными условиями успешного выполнения заданий – руководство и контроль со стороны преподавателя, обязательное объяснение содержания выполняемых действий, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода. Всем известно: формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к обучающимся, так как часть заданий повышенной сложности недоступна всем, а значит, задания необходимо предлагать исходя из возможностей каждого студента, ведь именно это позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Я надеюсь, что такая форма работы преподавателя с использованием рабочей тетради даст положительные результаты, уроки истории станут ещё интереснее и я, как преподаватель, поднимаюсь на новую ступень педагогического мастерства.
Литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
3. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа. М., 2000 4. Карпова Т.И. Опыт и проблемы инновационных преобразований. Среднее профессиональное образование 1998. - №10. 5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования М., 2001. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998. 7. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001 8. Федоров В.Д. Семенова Л.Г. Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.2005 9. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005. 10. История Отечества XX век. Авторы: Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва “Русское слово”, 2003. 11. История Отечества XX век. Авторы: Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. Москва, издательство “Центр гуманитарного образования”, 2004. 12. Россия в XX веке. Авторы: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. Москва “Просвещение”, 1998.