"Роль педагога в формировании личности обучающихся"

Автор: Дементьева Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса"
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в формировании личности обучающихся"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль педагога в формировании личности обучающихся
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование. Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга. «Школьника стали называть учеником, а не воспитанником, а педагога – учителем- предметником. Учитель-предметник не отдаёт приоритет воспитательной функции в процессе освоения наук. Классный руководитель видит свою основную функцию в организации классного коллектива. Родители – в удовлетворении потребностей сыновей и дочерей. Администрация образовательных учреждений на первое место ставит заботу о хозяйственных и административных вопросах». Стандарты «второго поколения» закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования [10]. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [10] Новые Стандарты закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы
задать новый вектор – современное образование должно учить учиться и думать самостоятельно. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [10]. Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у подростков не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Детям трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия. В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях — «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность. Любое образовательное учреждение имеет своей целью, прежде всего, обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание. Направленность педагогических усилий на формирование у учащихся восприятия познания (образования) как ценности является целесообразной именно в силу того, что понимание субъектом познания (знания, образования) именно в таком ключе является ярким свидетельством его общей направленности на развитие. Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником (активным действующим лицом, субъектом) познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений. Ведущей ценностью современного образования является гуманизация, призванная способствовать развитию опыта гуманистических отношений у всех участников образовательного процесса (на основе признания гуманизма в качестве общечеловеческой ценности).
Гуманизация предполагает принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций — «Я - ценность» и «Другой - ценность», а проявляется в двух взаимосвязанных планах — в самосознании и в сфере отношений с другими людьми. Если человек осознает себя как ценность, то он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой, поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя. Главным содержанием личности следует считать постоянно меняющуюся, гибкую систему, неустойчивую сущность – «Я». Именно поэтому люди не просто способны к личностному развитию и росту, — такая тенденция является для них естественной и преобладающей. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию — самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Наличие у школьника позиции «Я - ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся. Одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности. Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности. «Личность — это не только индивидуальность, осознающая себя как нечто целое и единственное в своем роде, но это также и обращенность к другому и восприятие себя как ответственного представителя человечества». Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной. Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Позиция «Другой - ценность» имеет особый социальный смысл и влияет на уровень социализации подростков и молодежи, на успех их адаптации в социуме, так как готовность к сотрудничеству позволяет именно во взаимодействии с людьми в наибольшей степени реализовать свой личностный потенциал, обрести опыт социального
функционирования и обеспечить себе продвижение по социальной лестнице. Следует создавать условия для осознания человеком значимости другого человека и осознания причастности к поступкам окружающих людей, для сопереживания и взаимопонимания в межличностном взаимодействии. Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности. В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях. Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно не только уяснить значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности. Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у обучающихся появляется определенное знание об этом, но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоционального переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в сложную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого- педагогических принципов: принципа гуманизма, принципа личностного подхода в группе, коллективе, принципа ведущей деятельности, принципа системного подхода,
принципа инициативы и социальной активности, принципа целостности и комплексного подхода Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей: • личностное влияние педагога; • ценностный диалог; • погружение в ценностную среду; • специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания; • создание ситуаций ценностного выбора. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно- смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием. Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности. Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования. «Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». А. Дистервег.
Литература 1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 2.Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. 3.Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005 4. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. 5.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. 6. Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр. 7.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4. 8.Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3. 9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: