"Новые формы оценивания"

Автор: Фролова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: пос.Тюльган Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Новые формы оценивания"
Дата публикации: 15.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Новые формы оценивания.

Критериальное самооценивание.
Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимися, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, который знает, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий бал. При таком подходе возникает ряд проблем: 1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося. 2. Ученик часто недоволен отметкой. 3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Таким образом, описанный способ оценивать результаты труда учеников плох для всех участников образовательного процесса. Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание. Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Дальше мы предлагаем примеры того, как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
Цветовые дорожки
позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный – благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Светофор,
другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Знаки «+» и «-«
для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.

Линейка Цукерман
. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность, и оформление работы. На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы. Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Учитель договаривается с детьми, за что ставиться та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. «Мы с вами договорились, что, оценивая работы, будем смотреть на их правильность, аккуратность и оформление. Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильной работой, что мы примем за средний уровень правильности, а что – за совсем низкий уровень.» Дети высказывают свои предположения и вместе выстраивают шкалу. Правильность (П):  Высокий уровень – «у меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;  Выше среднего – «у меня есть одна-две ошибки»;  Средний уровень – «у меня есть три-четыре ошибки»;  Ниже среднего – «у меня почти все неправильно»;  Низкий уровень – «я совсем не справился с заданием». Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Аккуратность (А):  Высокий уровень – «мне очень нравится, как я написал»;  Выше среднего – «мне нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений»;  Средний уровень – «я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки»;  Ниже среднего – «мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано»;  Низкий уровень – «я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал». Оформление работы (О):
 Высокий уровень – «я правильно и, где нужно, записал работу»;  Выше среднего – «я допустил одну-две ошибки при записи»;  Средний уровень – «я допустил три ошибки при записи»;  Ниже среднего – «я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно, и не так, как требовалось  Низкий уровень – «я совсем не смог оформить работу». Еще одним инструментом самооценивания является
свидетельство.
Преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определенное время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется, оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоили пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Используются уже привычные ученикам три цвета. Зеленый обозначает полностью выполненные работы, желтый – частично выполненные, а красный – работы, с которыми ученик не справился. Выбрав нужный цвет, ученик закрашивает клеточку в таблице, которая соответствует конкретной проверочной работе, выполненной в данный день и по данной теме. Для оценивая знаний детей в конце года используется свидетельство, в котором дети отмечают освоение темы, пройденной в течении учебного года по каждому предмету. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема не усвоена, ребенок знает, что над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зеленый цвет клеточку данной темы.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Мои знания по русскому языку Свидетельство учении_____ _класса_____ Оценивание: ЗНАЮ (УМЕЮ) НЕ ЗНАЮ (НЕ УМЕЮ) ВСЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ ВЕРНО
ПОЛОВИНА РАБОТ ВЫПОЛНЕНА ВЕРНО МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ РАБОТ ВЫПОЛНЕНО ВЕРНО
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Критерии оценивая знаний на уроке русского языка ДАТЫ С помощью каких букв мы обозначаем мягкие согласные С помощью каких букв мы обозначаем твердые согласные Умение определять звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие Запись буквами звуковой записи слов Умение правильно и без ошибок списывать текст Умение делить слова на слоги Умение ставить ударение в слове Использование правил написания сочетаний «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ», ЧК-ЧН Написание разделительных Ъ и Ь знаков Как и другие инструменты критериального оценивания, свидетельства могут использоваться для разных целей. Учителю свидетельство позволяет:  проследить прогресс каждого ученика на определённом этапе обучения;  выставить объективную отметку по предмету. Естественным продолжением работы со свидетельством может стать работа с
цветной диаграммой достижений.
Эту работу можно считать следующим шагом в развитии у учеников умения проводить самооценивание. Предлагаем примеры критериев оценивания работ.
Решение задач
Критерии оценивания: 1) схема; 2) план; 3) вычисления; 4) оформление; 5) аккуратность. Нормы отметок:5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3- 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1- отсутствие работы.

Действия сложения и вычитания многозначных чисел
Критерии оценивания: 1) правильность записи столбиком; 2) вычисления; 3) оформление; 4) аккуратность Нормы отметок: 5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3 – 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1 – отсутствие работы. Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии вывешиваются в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте. Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно пытаются оценивать по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников. Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным. Ещё одной формой свидетельств могут быть краткие письменные
характеристики
достижений ученика по отдельным предметам. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить и аргументировать самостоятельное суждение Окружающий мир: может объяснить и наглядно продемонстрировать причинно-следственные отношения ( тема «Смена времён года). Чтение: может выделить главную мысль текста, выявить последовательность событий, кратко изложить содержание текста. Умение вступать в речевую коммуникацию Родной язык: может построить диалог устно и письменно, используя адекватные знаки препинания. Английский язык: может поддержать беседу на бытовые темы ( тема «Рассказ о своих хобби). Умение применять знания в практических ситуациях, используя для этого соответствующие инструменты Математика: может точно и тщательно выполнить измерения с помощью инструментов и без них в реальной ситуации. Окружающий мир: может самостоятельно измерить кровяное давление и частоту пульса и дать правильные комментарии. Свидетельство выдаётся в том случае, если учащиеся подтвердили, что их умения удовлетворяют требуемым критериям. Рекомендуется точно договориться об организации выдачи свидетельств и о требованиях к ним, в связи с чем могут быть полезны следующие соображения:  количество свидетельств не должно быть слишком большим, иначе это может привести к снижению их ценности и простому коллекционированию;  учителя должны информировать друг друга о содержании свидетельств;  важно уделять внимание достойному дизайну свидетельств( на них должна стоять печать школы);
 хранить в портфолио;  прикладывать свидетельства к итоговой характеристике. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ. Весьма распространенной ситуацией взаимооценивания является оценка группового выступления. Второй важный этап- обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Третий этап- представление работ. Другой формой работы может стать парное взаимооценивание, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга. Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Например, для оценки инсценировки, представленной группой, это могут быть правильность, выразительность, артистичность, зрительская критика. Критерии правильности: - произведение прочитано всеми участниками проекта без единой ошибки, т.е. каждый выучил свою роль и прочитал её без запинок, вовремя произносил свою реплику – 5 баллов; - кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла; - кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла; - кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла; -участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл. Критерии выразительности: -произведение прочитано всеми участниками проекта идеально, т.е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности ( интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов; - кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла; - кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла; - кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла; -участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл. Критерии артистичности: - произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта ( использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения) – 5 баллов; - не выполнено 1-2 условия – 4 балла; - не выполнено 3 условия – 3 балла; - не выполнено 4 условия – 2 балла; - не выполнено 5 условия – 1 балл; Критерии оценки зрителя – критика: - постоянное участие всех членов группы в обсуждении выступлений других участников проекта – 5 баллов; - в обсуждении участвовали не все члены группы, но постоянно – 4 балла; - в обсуждении участвовали не все члены группы и не постоянно – 3 балла;
- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы – 2 балла; - в обсуждении участвовал только один член группы и непостоянно-1 балл. После выступления каждой группы проводится обсуждение ( оценивание) её работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия. Далее предлагаем примеры разнообразных методик самооценивания и партнёрского оценивания, развивающих учебную самостоятельность и рефлексию, которые создают возможность для такого выбора.
Карта самоотчёта
При работе с самыми младшими учениками, чтобы помочь им осмыслить свою работу, можно использовать проверочный лист. Попросите учеников обвести или раскрасить тот рисунок, который больше всего соответствует степени их участия в проекте (в соответствии с ключом). Ключ = всегда = иногда = никогда В ходе моего проекта я…… ….попробовал сделать что- то новое …ждал своей очереди …работал вместе с другими …спрашивал\ помогал …решал проблемы ..делал правильный выбор ..проверял свою работу …был сосредоточен на выполнении задания
…поддерживал других ..продолжал пытаться, даже если не получилось …делал своё дело хорошо
Карта оценки групповой презентации
Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентации группы. Попросите их посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику: + - отличная работа (трудно улучшить) = - хорошая работа ( хорошо, но вы видите способ улучшить) - -слабая работа( многое можно улучшить) Фамилия, имя:___________________________ Дата:___________________________________ Группа, которую наблюдал:____________________ o группа работала над темой o презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией) o презентация была понятной и визуально ясной, она помогла мне лучше понять тему o все члены группы участвовали в презентации o все участники отнеслись к проекту серьёзно o группа подробно и детально отвечала на вопросы o презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение) o я узнал что- то новое в презентации o презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый участник знает свою часть) o выступающие говорят ясно и громко, так, что всем слышно. Пожалуйста, добавьте пояснения к своим оценкам: _________________________________________________________ _________________________________________________________
Самооценивание работы над групповым проектом
 Примеры того, что я предложил по планированию проекта: 1. 2. 3. 4.  Примеряя того, что я внёс в выполнение проекта: 1.
2. 3. 4.  Примеры моих идей, которые помогли проекту: 1. 2. 3. 4.  Примеры того, как я помог группе удержать внимание на цели проекта: 1. 2. 3. 4.  Примеры стратегий, которые я использовал для разрешения конфликтов и решения проблем: 1. 2. 3. 4.
Форма отзыва о презентации
Имя, фамилия:____________________________________ Имя, фамилия рецензируемого______________________ Название проекта:__________________________________ Две похвалы работе:_______________________________ Два предложения по работе:________________________  Я не вполне согласен с тем, что……..  Я хочу знать больше деталей о ……… Другие идеи и замечания:__________________________ Следующая оценочная методика, применяемая на практике учителем начальных классов – это
карта понятий.
Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы. Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка. Так и для учителя. Знакомить учеников с работой подобного рода следует как можно раньше.
Кластерные карты и карты причин и следствий –
отдельные виды карт понятий. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно- следственных отношений. Используя карты, учителя и ученики организуют
свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом. Несколько примеров.
Простая кластерная карта

Карта причин и следствий

Причина загрязнений окружающей среды
На картах причин и следствий соединения более точно показывают влияние одного фактора на другой: толщина линий может показывать силу влияния, цвет – отрицательное или положительное влияние. Приведённые примеры показывают, что карта понятий – простая процедура, требующая от ребёнка наглядно представить понятия, Приметы весны Дни становятся длиннее Земля прогревается Погода становится теплее Цветы распускаются Животные становятся активнее Загрязнение окружающей среды Бытовые отходы Промышленны е отходы Рост городов Рост населения ? ? ? ? ? Развитие техники Рост производства
входящие в какую-либо предметную область, выстроить и назвать связи между ними. Составление карты понятий. Пример «Имя прилагательное», «Слово». И ещё одна методика –
составление тестов.
Это универсальная процедура, её можно использовать как в начальной школе, так и со старшими учащимися. Суть метода в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Чтобы это сделать, ребёнок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Если учитель дополнительно накладывает ограничения на форму вопроса, то ученик должен переформулировать вопрос так, чтобы он соответствовал этим ограничениям (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ да\ нет). Вопросы должны быть направлены на проверку понимания материала, а не на его механическое воспроизведение. Самые простые вопросы имеют два варианта ответа: «верно-неверно» или « да – нет». Тестовые вопросы могут быть открытой формы, также можно использовать вопросы, требующие объяснения (начинаются со слова «Почему?»). Впоследствии удачные вопросы будут включены в проверочную работу по данной теме. Тот, кто придумает больше хороших вопросов, будет лучше подготовлен к этой работе. Поначалу можно оценивать только, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками. Пример такой шкалы: 1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме; 2 балла - вопрос на применение фактического знания по данной теме; 3 балла – вопрос, требующий приведение примера; 4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике; 5 баллов- вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении. Дополнительно 1 балл может быть присуждён за оригинальность каждому вопросу.
Пример. Составление тестов на уроке природоведения во 2 классе.

Тема урока. Вода.
Нужно придумать 2 вопроса по теме «Вода». Первый вопрос должен быть составлен так, чтобы на него можно было ответить «да-нет». Второй вопрос должен быть открытым. Нужно объяснить, написать развернутый, подробный ответ.
Из всего выше сказанного по поводу составления тестов можно сделать некоторые выводы: 1. Составление тестов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя. 2. Составление тестов – это творческая работа, связанная с порождением теста в новой для учеников форме – форме вопроса. 3. Чтобы процедура составления тестов стала эффективным педагогическим инструментом, учитель должен уметь слушать то, что говорят дети, умело выстраивать сценарий урока, отталкиваясь от услышанного.