Автор: Хороших Александра Игоревна Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Альянс"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационная и игровая деятельность"
Инновационная и игровая деятельность
Для себя я определила такое определение слову инновация - непредсказуемость.
Мы должны быть непредсказуемы для своих детей. Когда я начинаю урок, я вижу в глазах
своих детей живой интерес, их очень заботит вопрос о том, что сейчас будет, а сейчас
будет что-то новое, в этом и есть непредсказуемость, это дает и мотивацию и закрепляет
знания.
Свое выступление я хочу более посветить рассказу о конкретных инновационных
методиках, которые можно использовать на уроке. Я преподаю английский язык,но вы
вполне можете использовать их для себя. Что бы показать вам некоторые из них, мне
будете помогать вы. Итак, начну я с методики изучения нового материала «Волшебный
сундучок», он присутствует со мной на уроках всегда, в нем лишь меняется
содержимое,для детей я использую материалы касающиеся нашей программы, для вас же
я взяла материалы нашей сегодняшней темы, поэтому у нас сегодня «Сундучок с
инновациями» сейчас вы, как и дети на уроке,будете доставать листочек с незнакомой вам
инновацией и читать её название, а я буду рассказывать вам о ней и затем мы передаем
сундучок далее, а вы после этого скажете сможете ли вы её использовать для себя.
Содержание листочков:
- Воспитание – здороваемся
Опрос дом.задания – светофор
Закрепление изученного материала – почта
Сплочение коллектива – Любопытный клубочек
На сплочение коллектива – почта в классе
Игра на закрепление изученного раздела – Магазин
Динамические паузы
Воспитание – здороваемся
Урок мы начинаем с необычного приветствия. Дети должны передавая мягкую
игрушку поприветствовать сидящего рядом используя определенную тему. Например
тема зима, здравствуй снежный Никита, здравствуй морозная Маша, здравствуй пушистая
Катя... У детей активизируется фантазия и атмосфера урока приобретает яркую окраску.
Светофор
Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материалы однажды,
вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор — это длинная полоска
картона (длиной 9 см, шириной 4 см),с одной стороны оклеенная красной бумагой, с
другой — зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса
все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона —
готов отвечать,красная — не готов). Положительным моментом в этой ситуации является
то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема.
Хочешь — не хочешь — надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты ответ на этот
вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании,
ученик отказывается от ответа. Показал зеленую — будь добр, отвечай.
При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух-трех (необязательно
сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя.
Помощникам следует заранее выдать подготовленные листы, на которых написаны
фамилии учеников и расчерчена таблица для опроса . Роль помощников состоит в том,
чтобы на листе отметить работу конкретного ученика, т. е. Количество поднятых зеленых
(+) и красных (–) карт. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на
листах, поэтому работают все. Петров Сидор
Через пять минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть чёткое
представление, что из предложенного на предыдущем уроке (теме) дети усвоили хорошо,
а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в
которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и
аргументированно выставляет оценки за устный опрос.
Закрепление изученного материала – почта
Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды
парт играют роль улиц, сами парты или столы — домов. Учащиеся на листах записывают
вопросы к тексту домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (1-я Зеленая улица,
дом 3, Елене), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку
адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра
останавливается, и оцениваются несколько «писем». Наивысшую оценку получают те,
кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ.
Кластер
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не
громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как
солнце, ключевое слово, а далее планеты.
Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать
отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся.
Таким образом, я убедилась, что кластер – это интересная и полезная форма работы. На
уроке в 4классе, когда мы впервые составляли сами кластеры, детям было предложено
рассказать о любимом времени года с помощью рисунка или кластера. В двух классах
подавляющее большинство детей выбрало кластер. Это доказывает то, что детям тоже
нравится пользоваться кластерами. Ведь кластер – это ещё и элемент занимательной игры
для учащихся.
Перечисляя преимущества работы с кластером, я бы назвала следующие:
1.Развивает, не даёт мыслить линейно.
2.Помогает учителю отслеживать понимание темы учащимися.
3.Способствует получению опыта работы в группе.
4.Учит распределять рабочее время.
5.Способствует творческой и исследовательской работе.
6.Помогает обобщить изученное и найти связи между понятиями и идеями.
7.Побуждает писать даже тех, кто не любит писать.
А главное кластер помогает сделать урок более интересным, запоминающимся, ярким и
понятным.
Попробуйте и вы убедитесь сами!
Динамические паузы
Для внедрения в урок динамической паузы, следует подобрать такую, которая будет очень
заинтересовывать учащихся. Мной была подобрана следующая:
Маркиз.
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.