Напоминание

Виды диктантов

Автор: Вершинина Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Заозёрная СОШ № 16
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Виды диктантов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Виды диктантов.

Среди

упражнений,

с

помощью

которых

происходит

формирование

умений

и

навыков, используется

списывание

(простое

и

осложненное),

обучающие

диктанты,

а

также

упражнения

творческого

характера:

конструирование

словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых

форм;

разные

виды

грамматического

разбора. В

методике

разработаны

различные

виды

обучающих

диктантов. Рассмотрим их виды и приемы проведения.

Контрольные диктанты даются после изучения большой

орфографической темы. Цель - контроль за формированием

навыков правописания. Тексты насыщены словами на изученные

правила. К контрольному диктанту предлагаются 1-2

грамматических заданий, связанных с текстом. Задания

выполняются в тексте или выписывают слова из текста. Тексты

должны содержать те орфограммы, которые изучены к моменту

проведения диктанта. Если встречается слово на неизвестное

правило, даются слова для справок

Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов,

соответствующего действующим нормам.

Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание

слов на изучаемые в данный момент орфографические правила.

Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за

короткое время повторить и закрепить большой по объему

материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из

читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец

записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно

выполняют работу. Диктант может быть осложнен

дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные,

проверяемые и непроверяемые ударением; выделить окончания

имён прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет

выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила

правописания.

«Распределительный» и «сортировочный» диктанты. Дети

выписывают слова, распределяя их в два столбика (например:

слова с –Н- и –НН-) или в несколько столбиков, с учетом их

принадлежности к той или иной части речи.

Понятийный диктант (его еще называют «Замени одним

словом»). Учитель читает логическое определение слова, а

записать надо само понятие. Например, при изучении

несклоняемых имен существительных такой диктант помогает

усвоить и смысл иноязычных слов, обогащая словарь детей: 1.

Порода малорослых лошадей (пони); 2. аркан с петлей для ловли

животных (лассо); 3. точное воспроизведение чьей-либо подписи

(факсимиле). С помощью такого диктанта можно проверить и

знание терминологии русского языка.

Зрительные диктанты отличаются тем, что текст,

предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися.

Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно

вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают

слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при

зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем

учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют

написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении

правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых

написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.)

Предупредительные диктанты применяются с целью

закрепления полученных орфографических навыков. Методика его

проведения состоит в том, что учитель читает текст по

предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и

объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание

которых объяснялось, подчёркиваются. Ценность

предупредительного диктанта состоит в том, что в этом

орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез.

Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта

лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Объяснительные диктанты в большей степени способствуют

развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного

материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда

ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и

могут самостоятельно применять их в практике письма.

Методика проведения данного вида диктанта заключается в том,

что текст пишется без предварительного объяснения и разбора

орфограмм. Объяснение написания проводится после записи.

Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и

записывают в тетрадь. Затем кратко объясняют написанное.

Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами

предупреждения ошибок. По усмотрению учителя, для

предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а

остальные предложения записываются с последующим

обсуждением. В заключение этой работы проверяется написанное.

Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов,

включающих основные изучаемые орфограммы.

Творческие диктанты тоже обучающие, но с существенным

отличием в том, что ученики, опираясь на данные слова или

словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий

диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их

речи и мышления и служит средством повторения и закрепления

изученного материала. Методика разнообразна и может включать

элементы зрительного и слухового диктантов. Материал должен

постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида

представляют собой слова для составления отдельных

предложений или начало предложения, которое нужно закончить.

Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с

которыми нужно составить предложения, объединив их общим

сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися,

обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения

оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их

построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. Дети

выбирают лучшие варианты предложений, обосновывают свой

выбор. Примерно в такой же последовательности идёт работа с

творческими диктантами по опорным словам.

Интересный для учащихся вид - творческие диктанты по данному

началу. Учитель читает начало текста, ученики составляют

предложения, которые являются продолжением прочитанного. В

эти предложения должны войти слова на повторяемые правила.

Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем,

что дети запоминают не одно, а несколько предложений, связанных

по смыслу.

В этом виде диктанта дети свободно выбирают слова и сочетания

слов при сохранении общего смысла предложений. Дети должны

обязательно употреблять

определённые слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен

быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и

интересен учащимся.

Методика такова: сначала учитель читает весь текст для общего

восприятия содержания. Затем читает его по логически

законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее

следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по

логически законченным частям, учащиеся записывают его, как

запомнили (по 3-5 предложений). Добиваемся не дословной

передачи содержания текста учащимися, а их умения понять

главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская

наиболее существенного.

Затем проводится проверка написанного. Надо обращать внимание

на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и

правильное построение предложений.

Ценность этого вида диктанта в том, что он способствует

совершенствованию навыков грамотного письма и правильному

употреблению грамматических форм, а также развитию

письменной речи.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления навыка

правописания слов с различными орфограммами, но

преимущественно с теми, запоминание которых основано на

зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно

ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они

заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все

орфограммы, знают препинания, запоминают слова на ещё не

изученные правила (если они есть в тексте). Заранее

подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися.

После записи проводится проверка: дети сличают текст с

написанным на доске. Такой вид диктанта развивает

орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места»

Контрольное списывание. Этот вид работы имеет немаловажное

значение для формирования у учащихся орфографических

навыков. Обучение целенаправленному списыванию способствует

развитию орфографической зоркости, умения видеть как

предложение в целом, так и его отдельные части. Сначала дети

читают текст (зрительно его воспринимают) анализируют слова на

изучаемое правило (происходит осмысливание текста), затем текст

списывается, после чего происходит самопроверка - написанного.

Учить детей списывать текст правильно, т. е. не по отдельным

словам или буквам, а предложениями.

Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим

заданиями.

Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и

его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и

одновременно записывает слово или предложение. Помощник

дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель

этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс

должен писать одновременно с комментатором, не опережая его.

Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость

учащихся.